Чемпионат мира Игрок дня Кейлор Навас
Возвращаясь из Сан-Себастьяна, он снова и снова прокручивал течение матча, в котором за счёт чтения эпизодов и реакции отвёл пару десятков потенциальных угроз. Так продолжалось на протяжении всего сезона. В котором его очень 10-й Леванте пропустил лишь больше команд лигочемпионской зоны.
“У нас будет ещё очень много матчей, в которых Кейлору придётся нас спасать” – слова кинувшего команду Хоакина Капарроса после победы в Вальекасе в начале турнира стали пророческими. По своему составу и потенциалу лягушки планировались на место Осасуны, если не Бетиса, но почти до конца претендовали на место в еврокубках. Главный тренер сумел организовать игру так, что думать о вылете не приходилось в принципе, а главной несущей структуры был голкипер, за сезон отразивший 160 ударов.
Он вырос в камнях Коста-Рики и нырнул в Колодец по рекомендации Белого Кролика. Разумеется, никакого отношения к Нео из Матрицы. Пиедра (каменный) – название его команды на родине, откуда он, собрав 2000 долларов для продолжения обучения перешёл в один из двух главных клубов страны – Депортиво Саприссо. Здесь собрана внушительная коллекция титулов – шесть чемпионский званий, победа в первенстве КОНКАКАФ. Хорошо, но точка роста достигнута. Для продолжения требуется много большее. В 2010-м Навас, по рекомендации и при участии Луиса “Кролика” Габельо, основного голкипера сборной Коста-Рики, в 1990-м дебютировавшей на чемпионатах мира, ныне – тренера вратарей национальной команды переходит в Альбасете.
“Святые руки” – прозвище, данное на родине дона Кихота и Иньесты. Оценка мастерства и религиозности. Каждый матч и сейчас начинается с коленопреклонённого голкипера, возносящего молитву в стороне ото всех.
“Мне могут говорить, что Бога нет, что веруют в него только идиоты и всё такое. Оскорбить это никак не может. Я думаю, будь правы те люди, которые так говорят, мир не знал бы о вратаре Кейлоре Навасе и тем более, сейчас не была бы звездой сборная Коста-Рики. Мы – очень малая страна, в футбольном смысле отстающая от мира на многие километры расстояний, у меня самого довольно классических вратарских изъянов. Но мы идём дальше и буквально вчера Бог дал мне отразить множество ударов, с которыми в принципе, было тяжело что-то сделать. В частности, удар моего друга Тео Гекаса в послематчевой серии. Он был хорош и мне помогло то, что я просто знаю, как он бьёт. Мы же играли вместе за Леванте”
“Я никогда не забуду, как перед самой отправкой в аэропорт Кейлор подошёл и со слезами в глаза просил: не уходи. Не надо” – вспоминает мать Сандра Гамбоа. Ему тогда было 4 года. Ребёнку тяжело объяснить, что родители уезжают из нищей страны за американской мечтой. Для того, чтобы заработать и жить.
Кейлор остался на попечении бабушки и дедушки. Людей, очень дружных с католической церковью. “Нет, на горох никто не ставил, давления на личность не было. Было просто воспитание. Они всячески приветствовали все мои начинания. Хотя, мне в общем-то, ничего и не было нужно, кроме футбола. Сначала это поддерживалось как увлечение. Но когда встал вопрос о плате за обучение в Саприссо, именно бабушка, дедушка, соседи собирали для меня деньги. Для Коста-Рики это – очень много. Они просто в меня верили”.
Жизнь как система случайностей и знаков. Альбасете опускался в ниже, в итоге, на 3 года застряв в Сегунде В, так же именуемой Колодцем, рейтинг голкипера рос. Те 10 миллионов, которые сейчас просит за него Леванте являются пожалуй, объективной ценой за голкипера. Один только матч с греками убеждает в целесообразности этой цифры. А были ведь ещё три встречи в группе смерти с Уругваем, Италией и Англией, где перед турниром все обсуждали, кто из трёх окажется лишним, а применительно к Коста-Рике интересовались лишь тем, сколько мячей пропустит эта команда при наличии буффоноравного голкипера. В итоге, Джиджи и Стиджи давно уже дома, Кейлор всё ещё в матче. И если Гекаса, Самараса, иных воинов Эллады можно заподозрить в нехватке исполнительского мастерства – в самом деле, некоторые сэйвы пусть и смотрелись эффектно, ни разу не являлись таковыми в действительности, бить в тех ситуациях можно было умнее и тоньше, то применить эту формулировку в отношении Кавани, Балотелли, или, Руни гораздо сложнее.
Остаётся справиться с оранжевым ураганом. До сего момента он производит впечатление силы неостановимой, которой, к тому же, помогают судьи. Но Навас способен.
Герои-одиночки побеждают лишь в фильмах. Это верно. Он не один. Кэмпбелл в атаке используется может быть, не лучшим образом относительно его собственных результатов. Он – не нападающий. Скорее, вингер, или, инсайд. Но его работа создаёт глубину атаки, что отлично использует светлый головой Брайан Руис, оборону держит Уманья. Ну и Навас, разумеется.
Ему очень подходит поэтический образ Прометея, добывшего у богов огонь для людей. И здорово, что нет того орла, который завтракает его печенью. Ибо, это ненаказуемо. Всего лишь появилась новая команда. Сродни тем, что бывают на каждом чемпионате мира. От которой не ждут ничего, но вдруг футбол, в котором всё давно уже сказано, обретает новое звучание.
А некоторым чемпионам и монархам очень стоит подумать: может быть, 10 миллионов за вратаря – всё-таки не очень много?
Геннадий НИКИТЧАНОВ, Анастасия КАРСАКОВА