5 мин.

Выше стропила, плотник. Почему Криштиану Роналду должен играть за сборную

1

«… он выпросил позволение править солнечной колесницей, но когда кони отклонились и приблизились к земле, блистающая повозка вспыхнула, чтобы упасть в Эридан», толкование мифа о «трагедии Фаэтона».

Мало кто сомневается в «сверхчеловечности» Роналду. Даже поклонники Месси. Им плевать. Они верят, что в футболе все еще можно побеждать и не выглядеть, как натурщик «Последнего дня Помпеи».

Современные атлеты используют физику не только, как средство борьбы, но и как архетипичный образ «нового Аполлона». Скорость (как действа, так и подачи) стала потоком лавы, который раскаляет в игре гигантизм. Посмотрите сегодня Уимблдон, там будет играть Надаль. После посмотрите финал-82 (хотя бы по фото), там Коннорс и Макинрой. Их физика несущественна даже для облегающих поло Lacoste.

Современные атлеты используют физику не только, как средство борьбы

Современный атлет (атлет «великих свершений») – умелый возница. Колеснице подвластны обстоятельства, стихии, золотые мячи. К таким режиссер Ридли Скотт в «Прометее» отправлял людей для вопроса «что дальше?».

С помощью образа защищенного Прометея Криштиану Роналду отмел не только преграды, но и шероховатости, которые сгладил, как Месси в рекламе Gillette. К нему не подкопаться. Он в списке Forbes. Увидь вы с ним свою подружку – тоже пойдете в тир (так сделал Эндрю Штерн, который вчера застрелился в тире после того, как увидел снимок с вечеринки, где его подружка с ДиКаприо).

У Роналду не осталось того, что может мешать, Дориан Грей без портрета. Клуб, соперники, перхоть. Он соткан из деталей, как матричный код. Стойка перед штрафным, плечи, ноги на ширине, Шейк в инстаграме. Давайте, скажите, что вы не так представляли идеального игрока.

2

До матча – полчаса с визажистом, как перед эфиром. Игра и есть современный эфир. У Неймара за три игры чемпионата эфирного времени больше, чем у ведущих за год карьеры. Не говоря об аудитории. Современный футбол, Ферги бы улыбнулся.

И Криштиану здесь «сверхчеловек», если под «сверх» считать атлета, который максимально приближен к демонстрации главных качеств своей игры (Фелпс, Федерер, Болт, Леброн). Cовременник в броне, гладиатор. «Давид» Микеланджело, Джованьоли – «Спартак», «Максимус» Рассела Кроу.

Но и у Максимуса была супруга, надежда и справедливость. Слабости, или качества, которые принесли Расселу «Оскар».

Современник в броне, гладиатор

У Роналду – это Португалия, и «Оскар» ему с ней явно не светит.

Он создал броню, скрепив советами Ферги (сэр Алекс – Марк Аврелий для португальца), гламуром высокой пробы и статусом поп-звезды. Это помогает открещиваться от многих вопросов и вести за собой. Но спорт не инкубатор, не греческий миф, Роналду таким не родился. По «ахилесовски» он не мог не оставить пяту. Которая размером с Мадейру.

22

В этом «земное» Роналду. Выходя в майке клуба, его 4-5-6-10 мячей кажутся очевидным. Как 40 очков ЛеБрона, 7 «Уимблдонов» Федерера. Когда «Реал» побеждает 5:0 вы знаете, кто минимум забил три (по одному для Рамоса и Карима).

В Португалии «земное» Роналду

Когда три у Португалии (стыки со Швецией), вы тоже знаете, кто забил. Но относитесь к этому по-другому. Как если бы Гиггз вытащил Уэльс на ЧМ. Это не тот Роналду, с которым Шейк, La Decima  и два «Золотых мяча». Это его дуализм, своеобразный крестраж. Бог Криштиану в сливочной майке. Рона́лду душ Са́нтуш Аве́йру в бордо.

2

Португалия станет его худшей командой. «Спортинг», «МЮ», королевский «Реал» с мефистофельской «Decima». Португалия с проигрышами Греции, Германии, Испании, Германии, возможно, Гане и почти США.

Как порок «великой красоты» в фильмах Феллини: за барочным «фасадом», фонтанами ди Треви, спелой красотой Экберг, у Роналду есть «бордовая» местность Фуншал, с неокрашенным «забором», невменяемым Пепе, нестареющими (это минус) Алмейдой и Элдером Поштигой.

Португалия станет его худшей командой

Роналду тот «папараццо», которого в «Сладкой жизни» играл Мастроянни. Он и хотел бы уйти в невинность сладкого (клубного) бытия, но кони направляют блистающую повозку к команде страны. То от чего скрывает образ, раз в два года проступает полароидным щелчком. И делает его земным.

1

В спорте сложно быть идеальным, тем более в настолько глобальной игре. Игре напичканной проступками, историей, обстоятельствами, величием остальных. Баджо никогда не простят промах. Гарринча закончил недалеко от фавел. Аргентинские рехабы хранят регистрационные книги порока Марадоны. Кажется, футбол наказывает за намек на «сверхчеловечность». Дуализм Роналду заложен даже в имени: Рональд в честь знаменитого президента – душ Сантуш Авейру в честь не таких знаменитых корней. Ведомый звездой первой части, он не отступит от стремления ко второй.

Не откажется от дуализма, как Максимус не мог отказаться от жены, справедливости и доспехов. Продолжит играть за «худшую команду», даже если Пепе будет удаляться в каждом матче, а на Евро-2016 в нападении будет Поштига. Как Меркуцио, который заступался за слабого в трагедии Шекспира: осознавая упадничество – все равно рвался в бой. У кого-то слабостью был алкоголь, наркотики или зависть. У Роналду его же страна. Согласись, душ Са́нтуш Аве́йру, почти идеальный порок.

Больше – на Rashmore.com