4 мин.

Серая фурия. Director's cut

Редактура зарезала важный для меня кусок поста «Серая фурия», поэтому я его воспроизведу здесь целиком в качестве бонуса, так сказать. С тем, чем должен был начинаться и заканчиваться текст в моем блоге.

Мое место под солнцем жарко как печь.

Мне хочется спать, но некуда лечь.

У меня не осталось уже ничего,

Чего я мог или хотел бы сберечь;

Если бы вы знали, как мне надоел скандал;

Я готов уйти; эй, кто здесь

Претендует на мой пьедестал?

Где та молодая шпана,

Что сотрет нас с лица земли?

Комментатор игры между сборными Испании и Чили Владимир Стогниенко очень к месту припомнил цитату из Бориса Гребенщикова, и я просто позволю себе воспроизвести ее в более полном объеме. Ни одна футбольная песня, на самом деле, не должна содержать слов «гол», «мяч», «ворота». Футбол – это модель жизни, и песни про жизнь подходят к футболу без всякого упоминания игровых атрибутов.

Чемпионы крайне редко сдают полномочия красиво. Так, чтобы сражаться до финального свистка и пасть в равном бою с будущим чемпионом. Нет, Испания обветшалым зданием рухнула вниз, хотя о трещинах в фундаменте говорили не один месяц. Примерно тем же путем проходили в прошлом десятилетии сборные Италии и Франции.

Забавно и то, что раньше испанская команда только и умела, что красиво погибать. Со слезами на глазах расстреливая Болгарию, с окровавленным носом Луиса Энрике, с предвзятым в пользу корейцев арбитром. А затем Луис Арагонес возвел их на вершину, с которой упасть получилось неловко, неуклюже. Самые первые на турнире расстались с надеждами на плей-офф. За два матча пропустили больше голов, чем за ЧЕ-08, ЧМ-10 и ЧЕ-12 вместе взятые.

В Бразилии актуальными оказались все 5 поводов для беспокойств, которые мы обозначали накануне турнира. Висенте Дель Боске потерпел не два тактических поражения, а одно большое стратегическое. Расцвет национальной команды совпал с расцветом «Барселоны», две игровых модели были как близнецы-братья лишь с разным цветом глаз и предпочтениями в одежде. «Барселона» со своего чемпионского курса сбилась еще два года назад (речь об игре, не о формальном титуле в Ла Лиге), но Дель Боске не захотел делать никаких выводов.

С каждым годом сборная Испании все сильнее «засахаривалась», замещая азарт и веселье надежностью и прагматизмом. Беда безошибочной системы игры в том, что для нее требуются безошибочные исполнители. Не верьте остроумным картинкам, которые определяют годы жизни для «тики-таки», испанской системы игры, на надгробной плите: 2008 – 2014. Закончилось время не для системы, а для ее элементов. Главные творцы успехов «Красной Фурии» либо завершают карьеру, либо уже выпроводили свои лучшие футбольные годы.

«Роха» не вспоминала о коллективном прессинге, оборонялась поодиночке и, самое главное, грешила неточными передачами, что для нее фатально. Не было и того, что болельщики называют «горящими глазами». В игру с Чили Испания включилась слишком поздно, когда уже проигрывала 0:2. Коке опоздал с выходом на поле матча на полтора.

Тренер Дель Боске решил, что у старой гвардии еще остался запас прочности для последнего триумфального похода. В статусе чемпиона Европы и мира имел право на такую ошибку. Надеюсь, что в ничего не решающем матче с Австралией он выпустит на поле всех молодых, кого привез в Бразилию. Потому что «молодая шпана» – это не только про сборные Голландии и Чили, это еще и про «Фурию» на следующем турнире. Талантов в испанском футболе много больше, чем денег.

От символизма в таких случаях никуда не деться. Отдав долги тем, кого обидела четыре года назад, Испания в конце матча с Чили напомнила о последнем матче перед самым сказочным периодом в своей истории. Как и с Францией в 2006-м, опять пропускает Икер Касильяс, идут с опущенными головами к центру поля Серхио Рамос и Хаби Алонсо, на скамейке запасных в пустоту смотрит Хави, и Фернандо Торрес унылой баржей курсирует в нейтральных водах. Вот вы снова здесь, три золота спустя.

Вы извините, что совсем уж ничего про Чили. Но у них впереди еще, как минимум, два матча, и мы успеем воздать хвалу их голоду, страсти и азарту. Впрочем, и как речь на поминках этот пост тоже не стоит воспринимать. Испанский король не умер, он просто отрекся от престола.