Сарагоса: Изгнание Агапито Подробности
Последние восемь сезонов Сарагоса источена катастрофическим спортивным и экономическим управлением и в настоящее время находится на экваторе второго дивизиона, утопая в долгах и неопределенном будущем. Всё то - наследие президента Агапито Иглесиаса, под давлением обстоятельств вынужденного освободить пространство. Достигнута договорённость с группой бизнесменов из Сарагосы о продаже 90,6% акций организации.
“За пределами своих личных интересов, я пытался, чтобы Сарагоса была жизнеспособной и не исчезла” — изрек в своем официальном заявлении руководитель арагонского клуба. Отдавая должное пафосу, заостряем на том, что его уход в любом случае, означает конец эпохи. Полной бедствий, хаоса и разрушений, что засвидетельствовали болельщики Ромареды, освистывая Иглесиаса каждый раз, когда он удрученный, покидал пределы стадиона. Слоган “Агапито — вон” стал краткой Библией арагонцев. И без того невеликий авторитет разбивался о скалы неудач на поле и за его пределами.
Пророческими стали его первые же слова, произнесённые в 2006-м году, при вступлении в должность: “Я заранее прошу у вас прощения, если я не смогу воплотить то, что вы ждете” — заявил он. И сразу же приступил к работе, уверенный в том, что Сарагоса должна стать командой чемпионом, объединяющей Арагону.
В рамках своих усилий, однако, он растратил 39 млн. в течение первых двух лет. Его работа, в конечном итоге, положила конец Сарагосе, оказавшейся в Сегунде с самой дорогой в истории второго дивизиона заявкой игроков по уровню зарплат. Но далеко от того, что имело фундамент или, хотя бы, спортивный план.
За восемь лет пребывания в должности Иглесиаса, через Ромареду прошли 10 тренеров — с анекдотическим случаем Андера Гаритано, работа которого продлилась 8 дней. В общей сложности в клубе числились 129 игроков. То есть всего лишь по 16 новых трансферов в сезоне. Все признаки человека, прибывшего пилить на трансферном рынке. В этом плане его, безусловно, устраивало падение результатов, что звало к громогласным заявлениям о немедленном возвращении на позиции сперва — предшествовавшие, затем — на добытые в конца ХХ — начале ХХI века, когда Сара гремела, причём, не только в Испании. Деньги для этого, разумеется, выделялись из клубной кассы и по законам возвратности откатом, возвращались в карман физического лица на основе достигнутых договорённостей.
При этом, после двух проведенных сезонов Агапито предупреждал, что готов продать свои акции по высокой цене тому, кто лучше сможет справиться с тяжким грузом бремени за футбольным клубом. По его словам, предложений не было. На деле, он просто не хотел их рассматривать.
Но теперь с веревкой на шее, с возможностью упасть еще на один дивизион ниже из-за административных санкций, с нестабильной экономической ситуацией (Иглесиас покупал акции, когда у клуба было 70 млн долга, оставляет — при 130) процесс продажи ускоряется.
На столе у президента было четыре предложения. Одно из них от немецкого бизнесмена пакистанского происхождения Кадира Шейха и экс-директора Хавьера Лаинеса, готовых принять на себя ответственность за клуб.
“ Мы почти договорились. Не хватало только подписи” — утверждал бизнесмен. Но Агапито, приученный к интригам и несогласный продавать акции в руки, чуждые городу, решил отложить операцию в то время, как Шейх нервничал и попросил о встрече через средства массовой информации. Сейчас, по словам клубных источников, немецкий бизнесмен чувствует себя преданным, тем более, что он не был даже уведомлен о ситуации по средствам обычного телефонного разговора.
Сходная инициатива шла и от мексиканского инвестора, который пообещал великодушную и щедрую выплату, превышающую восемь миллионов, необходимых для гарантии. Но Иглесиас, создавший в свое время инвестиционный фонд, и пользующийся средствами из него как заблагорассудится, подчеркнул, что предпочитает местных инвесторов. Любой ценой.
Три месяца назад генеральный директор клуба — Хесус Гарсия Питарч публично заявил, что хотел бы купить Сарагосу. “За последние недели я решился трансформировать свой интерес и заинтересованность других арагонских предпринимателей в определенные действия”. Кандидатура, которую поддержала профессиональная футбольная лига, обеспокоенная делами Сарагосы, которая семимильными шагами шла к гибели.
В ответ Иглесиас ввязался в открытую войну с Питарчем. Со спортивной точки зрения это было тем более невовремя, что на тот момент Сарагоса ощутимо приближалась к зоне плей-офф и, возможно, учитывая плотность результатов в Сегунде — даже к прямому выходу в Примеру. В этой ситуации изгнаны поддержавшие Питарча лидеры — капитан Паредес и любимец болельщиков Мовилья. Не стал рассматривать в качестве своей замены и бывшего президента Мальорки Матеу Алемани. Подходящим определением видится “дальнейшее разложение клуба”.
Главная проблема в том, что Сарагоса остановилась в шаге от вымирания. Несмотря на то, что клубу удалось избежать банкротства, свой долг арагонцам необходимо выплачивать частями в течение восьми лет. Взносы до сих пор не поступали. В контракте указано, что вылет в Сегунду может стать основанием для задержки выплаты, но она неизбежна.
Также Агапито стал фигурном ещё одного судебного дела. Ему вменяют дополнительное расходование денежных средств. Строительство 128 объектов недвижимости, которое в первоначальном бюджете оценивалось в 14 миллионов обошлось в более чем в 32. Судье пришлось забрать его паспорт, опасаясь бегства. Предполагаемые деньги от продажи акций должны были финансово обеспечить выезд из Испании. И несмотря на то, что по данным полиции, на его фамилию не было зарезервировано билетов, его последняя поездка в Эквадор также наводит на подозрения.
“Я хочу поблагодарить тех, кто был против меня, как человека и тех решений, что мы осуществили. Это постоянная критика без определенных аргументов в большинстве случаев, сопровождающаяся личными оскорблениями и попытками запугивания любого из наших решений повлияли коренным образом на судьбу клуба” — пояснил Иглесиас через несколько часов после продажи акций клуба в нотариальной конторе группе бизнесменов (предполагается, что их восемь, но может быть и меньше) при посредничестве Мариано Касасновас, который в 2009 году был признан виновным в налоговом мошенничестве и приговорен к двум годам лишения свободы, которых он смог избежать.
“Тот, кто преодолевает кризис, преодолевает себя без того, чтобы преодолеть” — отметил Агапито. Его однако преодолела Сарагоса. “Я желаю новым владельцам то, чего не было у меня в годы работы: чтобы средства массовой информации, учреждения и все те, кто называют себя “сарагосистас” позволили им работать спокойно и помогли добром во благо исторического клуба, Сарагосы” — заключил он.
Навязчивое самопозиционирование себя как непризнанного гения, ставшего жертвой жестокой необразованной массы прямо противоречат результатам, достигнутым под его руководством. Внятных аргументов в свою защиту нет. Остаётся только ложный пафос общих слов. Которые, разумеется, никак не отменят приговора “Любой президент будет лучше, чем Агапито”, вынесенного мэром Сарагосы Хуаном Альберто Белочем
Анастасия КАРСАКОВА, Геннадий НИКИТЧАНОВ