8 мин.

Из Примеры в Сегунду: Погоня за миражами славы

Пройти порог Сегунды — что выехать из дилерского салона на новом автомобиле. Красивом, сияющем и ярком. Полного силой нового мотора и бензобака. Но стоит коснуться колёсами асфальта, машина превращается в товар без упаковки и оценивается в разы дешевле. Она ещё не стала менее красивой, но уже превратилась в рабочий инструмент.

Постепенные ветшание и износ при отсутствии капитального ремонта неизбежно приводят на штрафстоянку за использование транспортного средства, не отвечающего требованиям безопасности. В то положение попали Осасуна, Вальядолид и Бетис.

 Оборудование пришло в крайнюю степень негодности, экипаж устал, рыночная стоимость равняется 3 песо, которые, к слову, в Испании уже давно и не ходят. К спортивной травме (а вылет — это всегда разочарование, душевное опустошение, неопределенность) добавляются снижение доходов от телевидения, которые придавали баланс счетам клубов.

Осасуна и Вальядолид будут соревноваться с бюджетами в три раза меньшими, чем были в Примере. Бетис много благополучнее. Было 47, стало 30 миллионов евро. Как бы ни было, все трое должны будут перестроить свою работу и игру на лету из-за того, что не смогли спастись в мучительном и тоскливом соревновании в выживании.

Лоэ и Лотье после вылета из Примеры

Вылет Осасуны спустя 14 лет в Примере провоцирует тревожную экономическую реальность. Долг клуба перед местным казначейством составляет почти 40 миллионов. На сегодняшний день платежи поступают, но Администрация установила крайний срок, равный 10 дням в течении которых памплонскому клубу надлежит предоставить план финансовой жизнеспособности.

Утвержденный документ — одно из предварительных условий для пересмотра суммы задолженности. Болельщики отвернулись от президента — Мигеля Арчанко. Ему надлежит передать вышеупомянутый план 12 или 13 июля и подать в отставку. Будут назначены выборы.

Неуплаченные долги, подавленные персонал клуба, находящийся в институционном кризисе связывают с бесчинствами экс-президента Пачи Иско, возглавляющий организацию с 2002 по 2012 года. Загнанная Осасуна должна выплатить 7 миллионов заработанной платы своим игрокам до 31 июля для соответствия регламенту профессиональной футбольной лиги. В противном случае, клуб упадет еще на одну ступень, в Сегунду В.

“Риск весьма реальный. Если мы не заплатим, то упадем в Колодец” — признался администратор Луис Анхель Вискай. “Никто не хочет нанести вред клубу, но я уже провел шесть месяцев без заработанной платы в другом месте (Кордоба), и это некрасиво” — констатировал Ориоль Риера, чья статья расторжения после вылета сократилась с 5 до 2,5 млн. В том, что рекордсмен клуба — 13 мячей за сезон будет трудоустроен в Примере, сомневаться не приходится. Клаусула других игроков снизилась на 30%.

Болельщики Осасуны. От радости от гола Риеры до отчаяния после финального свистка

В условиях ненадежности и незащищенности, Осасуна должна ценить каждую копейку. Бюджет в следующем сезоне в Сегунде сократится с 30 миллионов (14 в Примере) до 8. Все потому, что на 20% уменьшатся доходы от продажи абонементов и билетов, на 50% от рекламы, а также телевидения.

Компенсационный фонд, который содержится в профессиональной футбольной лиге для тех, кто вылетел в Сегунду, принесет около 13 миллионов в первые два сезона, если таковые будут. Спортивный план состоит в том, чтобы разгрузить зарплатную ведомость на 30% и количественно. Вместо 25 игроков заявить 18. Основной упор должен лечь на кантеру, которая когда-то была историческим двигателем Осасуны.

Все названные варианты умозрительны. На деле имеем символизм Эль-Садара. В матче последнего тура, когда Наварра ещё сохраняла призрачные шансы на Примеру, ограждения не выдержало радости болельщиков по случаю гола Ориоля Риеры. Решётка  рухнула. Рухнула и Осасуна. Ограждение восстановили достаточно быстро. С командой будет много сложнее. Получаса работ там точно, не хватит.

Печаль Хайме, как символ надвигающихся суровых времен

Вальядолид превратился в исправно работающий лифт. За последнее десятилетие кастильский клуб пять раз оказывался в Сегунде. То неудивительно с финансовой точки зрения: пурпурные — один из беднейших клубов в Примере.  В сезоне 2013/14 ниже бюджеты были только у Райо (19) и Альмерии (18).

В Сегунде клуб под руководством Карлоса Суареса снизит бюджет с 24 млн до 9. “Мы находимся в стадии конкурса кредиторов (банкротство), и наша экономика крайне ограничительна. Тяжелый удар связан, прежде всего, с телевидением” — указывает президент. Таким образом, Вальядолид получал 17 млн. В следующем году доход составит лишь 2.

Снижение количества сосьос (с 16000 до 12000) будет означать потерю около двух миллионов. Зарплата сотрудников будет сокращена на 60%. Тем не менее, в Сорилье стремятся создать конкурентоспособную команду. “Мы старые собаки” — отмечают в организации.

Спортивное будущее Вальядолида, прежде всего, в руках двух специалистов: тренера — Руби, подписавшего контракт на 2 года и сменившего на посту наставника невнятно проведшего сезон ХИМа и спортивного директора — Браулио Васкеса.

Спортивные директоры Вальядолида в эпоху Суареса. Вверху: Сантьяго Льоренте, Виктор Орта и Хосе Луис Перес Каминеро. Внизу: Роберто Олабе, Хосе Антонио Гарсия Кальво, Альберто Маркос и Браулио Васкес

Ситуация с вышеозвученной должностью в клубе напоминает тасование карт. В отличие от президента, находящегося на посту с 2001 года, спортивные директора менялись, не работая и трех лет. Так, с 2005 года, сменилось шестеро. Васкес станет седьмым руководителем команды при Суаресе.

Одним из бывших спортивных директоров был заменивший Виктора Орту спортивный директор Атлетико Хосе Луис, Каминеро. Его трансферные решения работают до сих пор. Среди прочего, при нем пришли ключевые игроки такие как Хосе Антонио Гарсия Кальво, Борха Фернандес и Альваро Рубио. С Хосе Луисом Мендилибаром в качестве главного тренера, Вальядолид напоминал ракету.

Каминеро совершенно справедливо мог праздновать успехи клуба и свои собственные. Но отношения с президентом довольно скоро стали изношенными. Он остался, но разногласия было скрыть все сложнее. Информация о расставании, впервые опубликованная в феврале 2008 года, отрицаемая снова и снова, оказалась правдой. Президент сопровождал спортивного директора в его последнем появлении, не демонстрируя отчужденность. Тем не менее, “Я мысленно истощен, у меня нет сил продолжать” — прозвучало из уст Каминеро.

В 2011 году Альберто Маркос стал спортивным директором. Удачный проект с Миро Джукичем сменился невнятным с ХИМом. 8 апреля Суарес нанял Браулио Васкеса, чтобы он разработал новый проект. Произошла очередная смена курса.

Проблемы не заставили ждать. Пепе Ассане Мбодхи (Сенегал, 1997 года) — футбольный алмаз, одна из надежд Вальядолида на светлое будущее, не идет навстречу, чтобы продлить контакт. Правила ФИФА, ограничивающие подписание несовершеннолетних игроков, не позволили дебютировать игроку еще при Джукиче в возрасте 15 дет.

В сентябре 2015 года юридические барьеры исчезнут, но со второй стороной еще нужно договориться. Альберто Маркосу то не удалось. Будет пробовать Браулио Васкес. Пока же слухи уводят игрока в Атлетико.

Грусть Чики после фактического вылета из Примеры

В Бетисе, первым упавшим в пустоту, картина куда менее призрачна, ибо три года назад севильцы решили подстраховаться. Нынешние руководители, выбранные судом под председательством Мерседес Алайи, не преуспели в спортивном вопросе, зато клуб стал стабильнее в денежном выражении.

Бетис заранее допускал возможность вылета. Осенью 2011 года, находясь лишь три месяца в Примере, он, наряду с другими 33 клубами, подписал договор страхования, чтобы смягчить последствия возможной смены дивизиона. В течение трех сезонов огурцы вложили 5,6 миллиона.

Теперь, когда допущение стало реальностью, андалусский клуб планирует получить 14 миллионов: девять в этом сезоне и еще пять — в следующем. К девяти миллионам прибавится три — из фонда Лиги. Итого — 12. Матрас, который облегчит экономическую катастрофу клуба.

Серхи Бархуан – новый главный тренер Бетиса

Другая сторона медали заключается в том, что Бетис не заработает 29 миллионов от телетрансляций в течение трёх лет. Соответственно, расходы уменьшаются с 13 до 8 миллионов евро в год. Кроме того, предусмотрено 40-процентное сокращение зарплаты сотрудников клуба.

Проблемы клуба в сезоне связаны не с экономическим, а организационным аспектом. Качественное усиление осталось только в планах бывшего спортивного директора Стосича, зато была реализована долгожданная отставка: с поста главного тренера был уволен Пепе Мел.

Как известно, между бывшим наставником и Стосичем возникли неприязненные отношения. Слишком любим болельщиками мадридский тренер. Чужая слава превратилась в нескончаемую зависть. На замену был приглашен ничем не примечательный Гарридо, который, по сути и закрепил севильцев за чертой выживания. Упущенное время стоит слишком дорого. Об этом знает Умберто Кальдерон, которому удалось организовать и мотивировать команду. Но поезд уже ушел.

Анастасия КАРСАКОВА, Геннадий НИКИТЧАНОВ

donbalon