Крылатые качели
Из самарских «Крыльев Советов» хотели сделать футбольный суперклуб. Но теперь им нужна скорая помощь.
Футболисты самарских «Крыльев Советов» не видели зарплаты с прошлого лета: приходится жить обещаниями и слухами о возможном банкротстве клуба. Перед новым годом депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев выложил в ЖЖ открытое письмо болельщиков президенту и премьеру. Медведева и Путина просили вмешаться в судьбу клуба, и бурной реакции уже никто не ждал.
Но письмо дошло до адресатов: через несколько дней на совещании первых спортивных чиновников Самары, гендиректор «Крыльев» Юрий Макеев заявил, что город просто не может потерять клуб с такой историей. «Банкротства не будет. Будет оздоровление» – заверил он и пообещал в ближайшее время рассчитаться с футболистами. Говорят, что спонсор клуба, госкорпорация «Ростехнологии», получила приказ сверху – любыми способами спасти клуб. Деньги тут же нашлись: в этом сезоне команде обещано $50 млн.
Болельщики «Крыльев Советов» вправе жаловаться на судьбу: после того, как в 2005 году ушел прежний президент клуба Герман Ткаченко, дела шли все хуже и хуже. Результатов не было, а сами «Крылья» попали на карандаш УЕФА из-за подозрения в организации договорных матчей. В 2007 году «Крылья» должны были вздохнуть свободнее: шефство над командой получили «Ростехнологии». Корпорация обещала сделать из команды супер-клуб – но с началом кризиса стало не до футбола. В прошлом году кредиторы стали через суд требовать с «Крыльев» долги, и над командой замаячила перспектива банкротства.
ЭКОНОМИЯ НА КРЫЛЬЯХ
Свой главный взлет «Крылья Советов» пережили в начале 2000-х. В то время олигарх Олег Дерипаска серьезно развивал в Самаре собственный бизнес: при поддержке областных властей стал владельцем компании «САМЭКО», преобразованной потом в «Самарский металлургический завод», и ОАО «Гидроавтоматика». В нагрузку ему якобы передали и футбольную команду. Начальником «Крыльев» был назначен вице-президент «Сибирского алюминия» Герман Ткаченко – большой футбольный болельщик. Он полностью переключился на футбольные дела и за несколько лет вывел команду в лидеры.
В 2004 году «Крылья» не только заняли третье место в чемпионате, но и стали лидером Восточной Европы по посещаемости матчей. Самарские болельщики стали гадать о потенциальных соперниках в Кубке УЕФА, а Ткаченко укреплять тылы – одолжил у структур Романа Абрамовича $5 млн на покупку сербского футболиста Огнена Коромана и бразильца Мойзеса.
Но отметить по достоинству историческое событие «Крыльям» не удалось. В начале 2005 года Олег Дерипаска решил завязать с бизнесом в Самаре – металлургический завод был продан американской компании «Алкоа», а «Гидроавтоматика» перешла самарскому бизнесмену Алексею Леушкину. Говорят, тогда между властью и владельцами «Крыльев» произошел раскол, а сама команда перешла на режим строгой экономии. «Трудная была ситуация: деньги не платили, а в столовой кроме капусты нечего есть было», – рассказывает Newsweek тренировавший в то время команду Гаджи Гаджиев.
«Деньги просто кончились», – объясняет Newsweek Герман Ткаченко. В мае 2005 года он попросил депутатов Самарской губернской думы выделить на нужды команды $10 млн, – но ему отказали. «Просто так, как он просил, – так не дают денег. Он пришел и сказал: “Вам нужны «Крылья Советов»? Дайте денег. Не нужны – не давайте”. В такой форме нельзя вообще ни с кем разговаривать, тем более, если ты пришел денег просить», – рассказывает Newsweek экс-президент «Крыльев Советов» Александр Барановский, возглавлявший клуб с 2005 по 2007 гг.
На Ткаченко стали давить: в клубе раз за разом проходили финансовые проверки. Особого выбора не было: либо продавать команду с молотка, а потом банкротить, либо передать ее Самарской области за определенную компенсацию. По словам Барановского, первоначально Ткаченко хотел получить $30 млн. – чтобы хватило еще и погасить набранные за последнее время долги. Но потом договорились на $800 000 плюс прибыль, полученная с продажи игроков. В итоге команда потеряла всех лидеров: Анюкова, Колодина, Овие, Пошкуса и Каряку. «Многие не хотели уходить. Каряка перед отъездом в ”Бенфику” даже пошутил, что, может, загранпаспорт где-нибудь потерять», – вспоминает Гаджиев. Общая выручка с футболистов составила около $10 млн. Впрочем, сам Ткаченко говорит, что вырученные за футболистов деньги как раз и пошли на погашение задолженности.
«Как же они могли пойти кредиторам, если нам потом долг в $40 млн. остался?», – недоумевает Барановский. «Новым управленцам было выгодно говорить, что долг огромный, – отвечает Ткаченко. – На самом деле Александр Петрович сильно лукавит». По словам Ткаченко, нового президента «Крыльев» выбрали с подачи губернатора Константина Титова. Сразу подтянулись и спонсоры: только за первый месяц, говорит Барановский, собрали $8 млн. – тут же погасили задолженности перед оставшимися футболистами. Однако игровые проблемы решить не удалось: команда еле-еле доиграла сезон до конца, чуть было не вылетела из премьер-лиги и проиграла в первом круге Кубка УЕФА голландскому «АЗ».
За два следующих сезона «Крылья» заметно потеряли в весе: сильные игроки в команде не появились, и клуб вывалился из первой десятки. По словам Барановского, ничего особенного не произошло – нужно было экономить, вот и экономили. Главными виновниками плохих результатов стали тренеры. Уже через год после прихода Барановского из команды попросили Гаджиева, у которого, по слухам, была слишком высокая для клуба эконом-варианта зарплата.
ФУТБОЛ В КРЕДИТ
Летом 2007 года «Крылья» ждали новые потрясения. Когда на место губернатора Титова пришел Владимир Артяков, к увольнению из команды приготовился и Барановский. Но в конце своего президентского срока он решил усилить команду новыми игроками: из Колумбии были выписаны футболисты Эскобар и Кинтеро. Деньги на эти трансферы Барановский попросил у Артюкова: мол, прежний губернатор Титов обещал помочь, да и «год урожайный» – денег в бюджете много.
«Но новый губернатор сказал: пока я не вник в дела – изыскивай сам возможности, а в дальнейшем мы поможем», – вспоминает Барановский. Возможность президент «Крыльев» нашел. Он взял кредит у компаний ООО «Анро» и Quartan Enterprises Ltd на $4 млн. Вскоре Барановского отправили в отставку, а долг на «Крыльях» так и остался. Последний год Барановский посвятил тому, чтобы стребовать долг с «Крыльев Советов» – уже со стороны кредиторов. «Фирмой «Анро» руководит моя старшая дочь – и это не военная тайна», – говорит он Newsweek. Собственную заинтересованность он объясняет тем, что в «2007 году пришлось стать поручителем по этому кредиту».
После ухода Барановского в команду вернулся Герман Ткаченко – уже как неформальный консультант «Ростехнологий», отвечающий за спортивную часть. Особых изменений он не увидел: на клубе по-прежнему висели многочисленные долги, в том числе и компаниям Романа Абрамовича, на погашение которых «Крыльям» в 2007 году выделили 200 млн. рублей из бюджета Самарской области. Сам кредит к этому времени вырос уже до $8 млн.
Долги страшными не казались – ведь за спиной теперь стояли «Ростехнологии». Ткаченко вновь принялся собирать сильную команду. В одно межсезонье в клуб пришли звездные чехи Ян Коллер и Иржи Ярошик, а также сразу несколько перспективных российских игроков. Ткаченко со многими футболистами договаривался лично, упирая на то, что в Самаре теперь стабильность – пришла крупная госкорпорация и проблем не будет. Проблемы пришли быстро, причем к самому Ткаченко, он не сработался с новыми хозяевами и через полгода вновь покинул клуб.
«Ростехнологии» проявляли щедрость до кризиса: корпорация одолжила у дружественного «Новикомбанка» 1 млрд. рублей и взяла еще несколько более мелких кредитов – из этих денег и финансировались «Крылья Советов» последние два года. Когда прошлым летом деньги внезапно закончились, владелец клуба дал понять, что сейчас не стоит рассчитывать на щедрые подарки. В тяжелые времена активизировались старые кредиторы: структуры Абрамовича и компании Барановского. Сначала в суд пошли «Анро» и Quartan Enterprises Ltd – в феврале они подали иски, а в октябре были арестованы счета «Крыльев» и описано имущество.
В мае прошлого года на Барановского завели уголовное дело за превышение полномочий: якобы он присвоил себе эти $4 млн., а не потратил на клуб. Адвокаты сработали четко – уже в конце месяца все обвинения с Барановского сняли. «Это на меня давить пытались», – объясняет Барановский. На Абрамовича никто давить не стал – и суд обязал «Крылья» выплатить кредиторам уже $9,3 млн.
Для того, чтобы пройти лицензирование и заявиться на чемпионат России, у клуба не должно быть долгов. По подсчетам Ткаченко, сейчас «Крыльям» нужно погасить примерно $12-13 млн. кредиторской задолженности и до $15 млн долгов по зарплатам и бонусам. Клубу еще повезло, что на нем не висит миллиард, взятый у «Новикомбанка» – он записан на Фонд поддержки ФК «Крылья Советов» и такие долги при лицензировании не учитываются. Но проблему это не решало. Болельщики даже начали собирать деньги и готовить акции протеста: сначала грозили пройти по центральным улицам Самары, но потом согласились просто собраться на одной из площадей.
Теперь, вероятно, митинг и не нужен – о трудностях Самары услышали в Москве и «Ростехнологии» поспешили заверить, что в следующем году никаких финансовых проблем у команды не будет. $50 млн, действительно, позволят и долги вернуть и на развитие клуба останется. Проблема в том, что получить деньги и расплатиться по долгам «Крылья Советов» должны, самое позднее, до 20 февраля – иначе на чемпионат уже не попасть. Помощь «Ростехнологий» должна быть скорой.
Занятно: из Колумбии особо любят выписывать людей по фамилии Эскобар, либо некоторые «личные вещи» в виде веществ, принадлежавших людям по фамилии Эскобар..)))
А то те, кто зарабатывает на футболе прикрывается какой-то социальной значимостью футбола. Хотя чистый распил ргионального бабла.
Насчет Барана-он в 90-х усиленно разваливал структуры ЦСКА, он так сказать человек вне клуба, везде найдет как воспользоваться чужими проблемами. Но кто заставлял руководство вашей области такого аферста ставить руководителем клуба? Вот теперь сами и расхлебывайте.
А лизензировать команду,которая должна огромные деньги и пытающаяся жить в кредит, и никто не знает кто его будет отдавыать преступление. Ведь в любой момент клуб могут объявить банкротом и расформировать, или опять игроки начнут сами деньги зарабатывать, усиленно сливая матчи. А если он с дуру как в позапрошлом году в еврокубки пробьется? Опять просирать ирландцам? Если все таки допустят, то надежда на то, что вылетите сами,а там уже ваш клуб умрет сам, как Торпедо.
Вот, собственно, почему я и не люблю кредиты. Хотя вовсе без них не обойтись, но стремиться минимизировать их количество стоит.
А Крылья, надо полагать, выживут. Футбол в Самаре любят, да и история какая-никакая у клуба есть.
- От заполняемости стадионов и сопутствующих услуг мало что зависит. Только несколько клубов могут похвастать достижением сезонной выручки в 1,5-2 миллионов долларов - в бюджетах Клубов это где-нибудь от 4 до 8% или, как исключение, больше. Что бы увеличить поступления в кассы за счет зрителя нужно, что бы поднималось благосостояние граждан. «Задирать» стоимость билетов не имеет смысла понятно почему.
- Поступления от телевидения. Учитывая монополию известного канала, и неразвитость кабельных сетей, Клубы получают мизерные доходы по этой статье. Пока, по разным оценкам, для большинства из них отчисления согласно телевизионному контракту РФПЛ Клубы не покрывают и 10% планируемых затрат. И это усреднено, потому что бюджеты колеблются от 15 до многих десятков миллионов долларов.
Чувствуете разницу (Европы и России)?
Усилия менеджеров способны дать, по самым оптимистичным оценкам до 10%. Это в основном реклама. Я имею в виду рекламу, которая действительно нужна каким-то компаниям, предприятиям или фирмам, а не (как бы!) спонсорско-рекламные договора с РЖД, Газпромом…, которые по большому счету в таком дорогостоящем пиаре не нуждаются.
Продажа игроков, учитывая известное безвременье 90-х и полнейший в этот период упадок детского и юношеского футбола, путь пока тупиковый – это дело будущего. Футбольные школы возрождаются, приняты, внушающие оптимизм, государственные программы, да и многие Клубы понимают перспективность такого направления развития.
Что же остается?
70-80% дефицита бюджетов, для большинства Клубов, которые надо покрывать, если мы хотим сохранения и развития большого футбола, осуществляются за счет так критикуемых источников.
В одних Клубах тон задают крупные промышленно-финансовые группы, в других - частные акционеры, третьи по традиции живут за счет поддержки местных властей. Доля участия властных структур в финансировании клубов Премьер-лиги самые разные. Где-то расходы на футбол прописаны отдельной строкой в областном или краевом бюджете, где-то на эти цели собираются средства крупнейших предприятий, где-то открыты банковские спецсчета.
Я не буду касаться вопроса, почему в некоторых регионах власти занимаются этим вопросом, а в других нет и зачем спонсорам нужны такие расходы, потому что не люблю предположений и догадок – понятно, каждый преследует свои цели от футбольного меценатства до конкретного политического или экономического результата.
Подводя итоги рассуждений о структуре бюджетов Клубов в настоящее время, можно сделать выводы о необходимости включения других механизмов (только не надо… «Чем раньше это произойдет…» т.е. революций!) для перехода от «ИЛЛЮЗИИ ВЕЧНОСТИ» к «РЕАЛИЯМ НАСТОЯЩЕГО»
Равные стартовые возможности
Понятно, что всегда были и будут более богатые Клубы и менее обеспеченные. Это как в жизни, как в бизнесе….
Мы уже выяснили, что в Европе, в развитых футбольных странах, равные стартовые возможности обеспечивают доходы от телевидения и продажи билетов и, что у нас в стране пока такое не возможно. Значит, как уже говорилось выше, нужны другие механизмы - если Клуб добился права выступать в Премьер-лиге, он должен рассчитывать на гарантированные минимально-достаточные средства для выступления на высшем уровне российского футбола. Кстати, такие правила можно установить и для низших дивизионов, что бы был реальный стимул в повышении класса.
Аккумулировать такие средства можно в соответствующих футбольных организациях: РФС, РФПЛ и ПФЛ.
Теперь главный вопрос – откуда брать деньги?
Еще раз скажу, это вопрос для специалистов….
Можно было бы:
- Установить на Федеральном законодательном уровне единые правила финансирования профессионального футбола из бюджета, чтобы не было такого положения, когда приоритеты для тех или иных Клубов устанавливаются в зависимости от того, являются глава региона и другие властные структуры любителями футбола или нет.
- Регламентировать финансирование Клубов государственными или с участием государства Компаниями. Если уж есть такие прецеденты, и акционеры, включая государство, решили содержать какие-то команды, не важно «под каким соусом», рекламы и еще каких-то направлений, то логично определенные средства от этих Компаний направлять в общий фонд.
- Ввести компенсации транспортных и командировочных расходов Клубов. Ведь понятно, что, например, московские Клубы (их в столичном регионе ни много, ни мало – семь, можно и автобусом на игры доехать, а не платить миллионы на авиачартеры) тратят на перелеты, на гостиницы и т.д., намного меньше, чем любой периферийный клуб. Нивелирование таких расходов можно было бы пропорциональными взносами в общую копилку.
- Установить взносы за приобретения сверхдорогих игроков. Ведь не нормально, когда какой-то клуб платит, за одного игрока деньги соизмеримые с годовым или даже двойным бюджетом другого участника Премьер-лиги. Тем более, если покупающий тратит явно не частные деньги. Кроме того, все прекрасно понимают, что трансфертный рынок в России перегрет, и его надо как-то сдерживать.
И т.д., все эти направления можно дополнять и развивать.
Речь идет не об уравниловке, а о равных возможностях и справедливости.
Принятые единые начальные правила можно корректировать по мере увеличения доходов от телевидения и улучшения общего экономического положения (поднятия доходов граждан страны) с целью ухода через некоторое время от бюджетного финансирования. Одновременно, вступают или продолжают дело частные спонсоры и бизнесмены, которые управляют или захотят управлять Клубами и выстраивать рекламную, кадровую политику, уже по правилам бизнеса (соблюдаются принципы преемственности и традиций сложившихся коллективов в условиях рынка).
Инфраструктура
Это понятие не столько, окружение профессиональных Клуба, т.е. то, что необходимо для функционирования профессиональной команды, сколько развитие на основе Клуба вообще футбола в регионе – любительского, детско-юношеского (секции, школы интернаты). Для этого нужно очень многое – поля, спортзалы, тренерские кадры…. Давно известны направления структурирования клубных хозяйств от детского до профессионального уровня. И здесь без участия государства не обойтись, хотя бы на начальном этапе.
А удобства зрителей, которые посещают стадионы в дни матчей?
Нет единой Программы развития, например, у РФПЛ по строительству и реконструкции стадионов команд Премьер-лиги. Да, построены замечательные арены или намечается строительство новых стадионов, но все это усилия либо местных властей, которые понимают важность и перспективу футбола, либо богатых Клубов с многолетними традициями, и у которых нет своих стадионов, либо программы подготовки к приему Чемпионата мира.
А что делать Клубам, у которых ограничены бюджеты, где нет поддержки местных властей (потому что нет Федеральной Программы), и где не намечаются серьезные международные соревнования?
Болельщики везде одинаковы – всем желательно обеспечивать комфортные условия, будь то Москва или Питер, Самара или Томск, Пермь или Ярославль.
И в заключение
Ни в коем случае эти заметки не претендуют на истину в последней инстанции и не являются мольбами, как делали некоторые Клубы, о помощи. Просто, сейчас в России переходной футбольный период и, постепенно, но твердо, устанавливая единые правила игры, можно, в первую очередь добиться прозрачности клубных бюджетов, чтобы не было таких гигантских перекосов, какие есть сейчас. А это значит, в том числе, можно убрать коррупционную составляющую, ведь, цитируя «Российскую Газету» («Российская Бизнес-газета» №541 от 31 января 2006 г., автор А. Евпланов): «… спонсоры, вкладывающие деньги в российский футбол, могут преследовать не только рекламные и маркетинговые цели. Кто-то добивается налоговых льгот, а кто-то вносит свою лепту в копилку клуба по просьбе местных властей или крупных чиновников, которым трудно отказать», не все в порядке в нашей футбольной семье.
С точки зрения экономики я придерживаюсь подхода, что в первую очередь развитие футбола надо стимулировать в крупных городах, так как это экономически более целесообразно. В свое время скажем для того же Питера я прикидывал экономику и могу сказать, что при определенных условиях бюджет Зенита сократится от сегодняшнего процентов на 30% на первоначальном этапе.
Главное РАВНЫЕ стартовые условия.
А то у нас есть равные среди равных.
Если бюджетные деньги - то общие правила (закон), если инфраструктура (правильно - крупные города, не зависимо ПД или ПЛ) то за счет бюджета. На Западе, в большинстве случаев, стадионы это муниципальная собственность. Все делается для болельщика (которые очень жестко контролируются по правопорядку), сначала, а потом уже соответствующая цена за зрелище.
Единственное наверное с чем не соглашусь - это стадионы в муниципальной собственности. Стадионы должны передаваться в аренду и управление клубам на длительный срок с правом выкупа. Если футбол это бизнес и клубы зарабатывают на этом, а государство строит стадионы на первоначальном этапе, то деньги надо за них вернуть обществу. Арендная ставка должна, на мой взгляд, утверждаться законом на федеральном уровне.