6 мин.

«Папа сказал: «Ни в коем случае». Но его удалось уговорить». Почему «Формула-1» – спорт не только для мужчин

Заместитель руководителя «Уильямс Мартини Рейсинг» Клэр Уильямс – о работе, которая становится стилем жизни.

- Насколько вас заботят разговоры о том, что «Формула-1» – мужское дело, о разнице мужчин и женщин?

– Я не уделяю этому особого внимания. Мы все здесь, чтобы делать свою работу как можно лучше и приносить максимальную пользу команде. Мне не нужно сидеть и думать о том, как вести себя на тех же встречах с руководителями-мужчинами из-за того, что я женщина. В «Формуле-1» уже нет таких предрассудков, здесь развит институт level playing field – то есть у всех есть равные условия и возможности для конкурентной борьбы.

Да, «Формула-1» традиционно была чисто мужской индустрией. Но в последние годы ситуация изменилась. Мониша Кальтенборн, например, стала руководителем «Заубера». Случился сильный толчок в развитии – и теперь в «Формуле-1» стало много женщин, которые занимают самые разные должности. Это очень здорово. Раньше мужчины были повсюду – сейчас здесь появляются женщины, они даже работают с болидами, проверяют работу механизмов, следят за деталями.

У нас есть Сьюзи Вольфф, тест-пилот «Уильямс Мартини Рейсинг». Она здорово себя проявляет, прогрессирует и может увлечь своим примером молодых девушек. Целых 22 года женщины не участвовали в гонках, и когда это наконец случится, будет просто замечательно. Это разрушит еще больше барьеров и предрассудков. Времена меняются, в том числе и в нашем виде спорта. Но это, конечно, не та вещь, о которой я думаю ежедневно. Просто есть такая тенденция. Я же просто делаю свою работу.

- В связи с такими изменениями вы уже составляли стратегию команды? Может, будете чаще брать на работу женщин?

– Главная задача в «Формуле-1» – побеждать, а основная забота руководства – сделать так, чтобы все службы и сотрудники были максимально сильными и умелыми. Сейчас в отрасли есть недостаток высококлассных инженеров. Мы обращаемся в учебные заведения, пытаемся завлечь молодежь, мотивируем детей на изучение математики, технологических дисциплин. Мы обращаемся и к мальчикам, и к девочкам – образовательные программы, в которые мы вовлечены, рассчитаны на всех. Кто именно помогает делать работу на высоком уровне, девочки или мальчики – не так важно. Главное – результат.

- Что такого серьезного изменилось в «Формуле-1», раз количество женщин резко увеличилось?

– Это мир изменился, произошли более глобальные изменения – не просто в «Формуле-1». Женщины теперь могут брать на себя куда большие обязанности, чем раньше, они занимаются тем, чем раньше не занимались. Вот и «Формула-1» теперь не только для мужчин. Если раньше все инженеры были мужчинами, а женщин оставляли в стороне, то теперь мир изменился – и «Формула-1» приняла эти изменения. Конечно, это прогресс, потому что женщины тоже хотят добиваться успеха и показывать, что могут делать ту или иную работу, которой занимаются мужчины. Это не уникальная черта «Формулы-1». Так происходит везде.

- Но девушки не так сильно интересуются автоспортом – где взять профессионалов с нужным образованием? Вы, понятно, росли в семье, которая связана с «Формулой-1», но это редкая история.

– Это с одной стороны, с другой – я получаю много сообщений и писем от девушек, которым это действительно интересно. «Формула-1» очень притягательна, особенно когда ты впервые посещаешь этап гран-при. Такие гонки очень сильно захватывают людей с первого раза. Я часто вижу девушек на трибунах. А когда некоторые из них видят, что такие же девушки работают внутри «Формулы-1», они начинают понимать, что тоже могут оказаться здесь. Это хороший пример. Прекрасно понимаю, что многие девушки сильно сомневаются в том, что можно соревноваться с мужчинами. Но пример Сьюзи показывает: наоборот, девушки могут сидеть в болидах и становиться пилотами.

«Формула-1» открыта для соревнований между мужчинами и женщинами на равных условиях. У нас вообще нет дискриминации по половому признаку, девушка может появиться на каком-нибудь гран-при. Вы не сможете увидеть такое, например, в футболе, где не разрешены смешанные команды с мужчинами и женщинами в составе. А у нас уже есть пример: людям нравятся Сьюзи и Мониша, им никто не мешает работать. Возможно, количество девушек в индустрии увеличится. Все изменилось: если вы хотите быть внутри «Формулы-1», усердно работайте, и все должно получиться. У нас работают принципы меритократии.

- Оказывалось ли когда-нибудь на команду давление в связи с тем, что тест-пилот Сьюзи – жена совладельца «Уильямс Мартини Рейсинг» Тото Вольффа?

– Нет, у нас не было никаких инцидентов. Мы рады тому, что Сьюзи появилась в нашей команде, она давно занимается гонками. У нее есть контрактные обязательства перед командой, вот и все.

- Что вам дается труднее – доказывать свою состоятельность из-за вашего отца или из-за того, что вы женщина?

– Первое намного труднее из-за того, что мой отец владеет «Уильямсом». Знаете, мама и папа всегда говорили мне, что «Формула-1» – совсем не вариант для моей карьеры, что я не буду там работать... Я относилась к этому спокойно и особо не рвалась в гонки. Но так получилось, что должность освободилась. Папа говорил: «Нет, ни в коем случае», но его удалось уговорить. В итоге он устроил мне долгий период подготовки, такой испытательный срок. И я была обязана работать изо всех сил, потому что не хотела, чтобы кто-либо говорил, что я оказалась в команде только из-за отца. Кроме того, я стремилась показать все свои способности папе и не хотела ставить его в неудобное положение из-за проблем со своей работой. Да, он дал мне возможность работать в команде, но я должна работать в два раза усерднее всех, чтобы доказать, что я заслуживаю этой работы.

- Эта должность как-то изменила вашу жизнь?

– Я росла около «Формулы-1», так что эта сфера мне знакома хорошо, я прекрасно представляла режим работы. Когда находишься внутри и плотно занимаешься делами команды, это не может не повлиять на обычную жизнь. «Формула-1» – это не просто работа, это стиль жизни. Но я действительно довольна, что моя жизнь сложилась именно так, ведь я люблю свою работу и хочу, чтобы моя команда была успешной. Просто иногда нужно идти на определенные жертвы. Но я занимаюсь тем, чем хочу.

- Вы верите в успех, учитывая, что есть большие команды, которые могут позволить себе куда более серьезные расходы?

– Если не верить в свой успех, то тогда зачем вообще все это нужно? Мы на каждую гонку выходим с настроем на победу. Важно и то, что в этом году в «Формулу-1» вернулся Martini Racing, который присоединился и будет помогать нашей команде. Кроме того, наша команда уже доказывала, что способна побеждать, имея меньшие бюджеты. Да и не все упирается в деньги, потому что многое зависит от того, насколько умело ты используешь свои ресурсы, как ты подбираешь и направляешь свой персонал. Так что я действительно верю в нашу победу.

- Быть женщиной в «Формуле-1», в окружении огромного количества мужчин, все равно непросто. В какие моменты вы все-таки рады, что вы женщина?

– Мне нравятся обычные женские мелочи: красиво одеться после командной формы, куда-то сходить, приготовить что-нибудь вечером для своего молодого человека. Простые и приятные вещи.

- Что ответите дочери, если она однажды скажет вам, что хочет работать в Формуле-1?

– Здорово! Я люблю свою работу, не вижу в ней проблемы. Хорошо работать в семейной команде, быть частью успешного проекта – надеюсь, именно так будет в ближайшем будущем. Так что если моя дочь захочет работать здесь, я буду рада.

Как самый модный Гран-при сезона смотрелся вживую

Фото: williamsf1.com