«Сanone inverso» – Sergio Leone & Ennio Morricone
Вестерн! Оу-оу-оу! Лихие ковбои со стальным взглядом, в сапогах со звенящими шпорами и шикарных стетсонах, неизменная сигара в зубах и виски из горла – боже, как это тогда смотрелось! Сухая земля прерий разлеталась под копытами объезженных мустангов, кольты вынимались из кобуры со скоростью света, а винчестеры били без промаха...

Все это изумительное действо выкатывалось на вас с экрана ярким потоком и американский Дикий Запад представлялся именно таким, каким он показан хотя бы в той же незабвенной "Великолепной семерке"! Есть ли кто-то, кто смог в нежном возрасте устоять перед такой невиданной прежде романтикой? Вы только посмотрите!
"Мы приехали к вам. В это Ничто посреди Нигде..."

Любопытно, что легендарный фильм о благородном янки, который набирает ещё шестерых супер-молодцов, готовых постоять за справедливость и, собравшая в советском прокате 67 млн. зрителей на серию, совершенно не покорила американскую публику в то время. И только сейчас современные зрители с опозданием отдают «Великолепной семёрке» должное.
Послушайте саундтрек Бернстайна – в нем есть все: голос прерий, топот мустангов и драйв от галопа...
«The Magnificent Seven»
"Он сказал, что ты им сказал, а я говорю, что ты врешь. А ты что скажешь?"
! Запомните эти имена:
Джеймс Коберн
" Если бы Господь не хотел, чтобы их стригли, он бы не сделал их овцами"
Эли Уоллах

Чарльз Бронсон

И всех их по очереди снимет великий синьор Серджо Леоне в своих «спагетти-вестернах». Нужно сказать, что американский классический вестерн в начале 60-х переживал не лучшие времена, зато в Европе именно тогда, ещё мало кому известный Серджо Леоне, переключил свое внимание с исторического жанра на вестерны и не прогадал.
Сюжет его первой картины «За пригоршню долларов» (1964) был позаимствован у фильма японца Акиры Куросавы «Телохранитель».
! Вот ведь какой Куросава! Та самая «Великолепная семерка» тоже ремейк его «Семи самураев» – как ни крути, а великий японец снабдил весь кинематографический бомонд своими сюжетами.
Но, скажу вам по-секрету, что и Куросава, как оказалось, тоже зачитывался Дэшилом Хэмметтом. Вы ведь помните его «Кровавую жатву!?» Вот, вот - сюжетная линия «Телохранителя» взята как раз оттуда, хотя сам больше всего люблю его «Стеклянный ключ» - Нед Бомонт мой герой! И великолепный герой-одиночка Иствуда – из той же оперы в жанре нуар.
Ну а кто же может лучше описать ту революцию в жанре, которую провернул Хэмметт, как не его коллега, не менее великолепный Реймонд Чандлер? Вот почитайте:
«Наш мир не благоухает магнолией, но зто мир, в котором мы живем. Хорошо, что находятся писатели, наделенные умением взирать на него остраненно и изображать увиденное без прикрас, предлагающие нам весьма любопытные, а порой и увлекательные картинки с натуры. Вовсе не смешно, когда убивают людей, но порой смешно, что их убивают за сущие пустяки и что смерть эта – разменная монета того, что мы именуем цивилизацией.
Реалист, взявшийся за детектив, пишет о мире, где гангстеры правят нациями и почти правят городами, где отели, многоквартирные дома, роскошные рестораны принадлежат людям, которые сколотили свой капитал на содержании публичных домов, где звезда киноэкрана может быть наводчиком бандитской шайки, где ваш очаровательный сосед может оказаться главой подпольного игорного синдиката, где судья, у которого подвал ломится от запрещенного сухим законом спиртного, может отправить в тюрьму беднягу, у которого в кармане обнаружили полпинты виски, где мэр вашего города может относиться к убийству как к орудию наживы, где никто не может спокойно, без опаски за свою жизнь пройти по улице, потому что закон и порядок – это нечто, что мы обожаем на словах, но редко практикуем в жизни»
Леоне перенёс действие из Японии на Дикий Запад, а главного героя сделал из самурая – вольного стрелка. На роль главного героя приглашались Чарльз Бронсон и Генри Фонда, ранее снимавшиеся в вестернах, но они оба отказались, а на Джеймса Коберна не хватило денег. С мечтой снять голливудскую звезду в главной роли пришлось попрощаться и в итоге...
.... В итоге главную роль сыграл ещё один малоизвестный американец – Клинт Иствуд!

Фильм, снятый в Испании и с итальянскими актёрами, положил начало "долларовой серии", а миру явился жанр "спагетти-вестернов".
! Когда у меня появляются деньги, я начинаю ценить мир.
Здесь все становятся либо очень богатыми, либо мёртвыми.
Готовь гробы, три штуки… (возвращаясь) Я ошибся — четыре штуки…
A Fistful of Dollars (1964 )
Крупные планы, эффектные паузы, циничные герои, запоминающаяся музыка – все это уже от синьора Леоне, который сумел свести воедино все находки от своих операторов Массимо Далламано и Тонино Делли Колли, Клинта Иствуда и Генри Фонда и, да! От композитора Эннио Морриконе...
Вот если у Феллини был Нино Рота, то у Серджо нашелся свой гений - Эннио Морриконе. Самое удивительное, что бывшие одноклассники Эннио и Серджо не виделись после школы довольно долго и Эннио рассказывал, что Леоне не сразу стал ему доверять, как композитору, зато потом!
Потом Серджо Леоне скажет:«Музыка Морриконе — незаменима. Эннио был моим другом еще со школы, и он точно знает, чего я хочу... Его музыка незаменима для меня еще и потому, что мои фильмы фактически могут считаться немым кино, диалоги в них мало что значат, а вот музыка подчеркивает действия и чувства героев лучше, чем диалоги. В последних фильмах, я просил Эннио написать все мелодии еще даже до начала съемок, потому что его музыка — это часть сценария.»
"На несколько долларов больше"

! — В одном из номеров вас будет ждать хозяйка.
— Замужняя?
— Да, но ей всё равно.
! — Не понял, что у нас на кону?
— Твоя жизнь.
! — Видите ли, этот поезд не останавливается в Тукамкари…
— (дергая стоп-кран) Этот поезд остановится в Тукамкари.
Здесь Леоне пробует приём "постепенного флэшбэка", когда воспоминания даются по частям, которые складываются в единое целое к финалу (приём станет основным для картины "Однажды в Америке") и вместе с Морриконе создаёт поразительные эпизоды "остановившегося времени".
Дуэлям в фильме предшествует мелодия часов, окончание которой даёт сигнал к началу перестрелки. И сколько ни пересматриваешь эти сцены, не покидает ощущение, что время останавливается и перестаёт существовать вообще.
"Хороший, плохой, злой"

«Во мне есть нечто от всех троих. Профессионал Ангельские Глазки отражает бездушно-профессиональную часть характера. Блонди – методичная и аккуратная часть меня. Но симпатичнее других Туко, который может показаться трогательным за счет своей уязвлённой человечности. Однако не забывайте – он преступник и негодяй.»
Это слова самого Леоне. Именно этот "автопортрет" стал самой лучшей лентой в "долларовой трилогии" великого итальянца и является любимым у большинства поклонников режиссёра.
А это уже цитаты из фильма, разлетевшиеся по всему миру:
! Видишь ли, мой друг, в мире существует два сорта людей: те, у кого заряжен пистолет, и те, кто копает. Ты копаешь.
Если хочешь стрелять – стреляй, а не болтай.
Все люди делятся на два сорта: те, у кого есть друзья, и бедный одинокий Туко.
Когда мне платят, я всегда выполняю свою работу.
Кто вздумал меня одурачить и оставил меня в живых, тот ничего не понял про Туко.
Бог не с нами, потому что он ненавидит идиотов.
Серджо Леоне & Эннио Морриконе – "Хороший, плохой, злой"
Серджо Леоне снял не так много - всего семь полнометражных фильмов, но каждый из них достоин отдельной статьи, как по-мне.
О финальной сцене из последнего фильма "долларовой серии" лучше, чем Иван Денисов, который написал замечательный обзор по фильмам Леоне, мне не сказать, поэтому просто процитирую:
«Можно просто упиваться музыкой Морриконе, которая сегодня кажется эталоном музыкального сопровождения вестернов.
Можно аплодировать операторской работе Делли Колли - он снял пустыню, словно некий сюрреалистический объект и продемонстрировал умелое обращение с крупными планами, которые раньше столь удавались Далламано.
Можно получать удовольствие от взаимодействия прекрасных актёров и лишний раз поражаться финальной "триэли" (дуэли на троих), в которой Леоне свёл достижения Морриконе, Делли Колли, Иствуда, Ван Клифа и Уоллаха в умопомрачительное единое целое.
Наконец, можно цитировать блистательные реплики героев, которые так и хочется использовать каждый день в обычной жизни.
И в заключение, позволю себе - в духе героев Леоне - заметить, что люди делятся на две категории: одни смотрят и пересматривают Леоне, а другие ничего не понимают в кино. Смотрите Леоне.»
Но я не просто так назвал пост «Canone inverso» — это ведь пьеса для двух скрипок из одноименного фильма Рикки Тоньяцци. Канон в музыке есть неразрывное пение двух и более голосов. Так что добавлю к сказанному — не только смотрите кино, но и слушайте Морриконе. Он ведь писал разную музыку и к разным фильмам, а всего их более 400.
Музыка Морриконе редко носит «разъясняющий» характер, она не в дополнение и не под настроение сюжета, она — сама по себе, и частью фильма становится на партнерских правах. Кроме того, композитор не любит определение «саундтрек»: Морриконе пишет «музыку для кино».
"Профессионал"
20 мая сего года, лауреат премии «Оскар» 2007 года за выдающиеся заслуги в кинематографе, восьмикратный лауреат национальной кинопремии Италии «Давид ди Донателло» за лучшую музыку к фильму, Эннио Морриконе объявил о завершении концертной деятельности. Но, его музыка все равно давно живет и вместе, и отдельно от тех фильмов, которые она украсила.
Но, о них поведаем в следующий раз. А пока, попрощаемся с героем Иствуда — классный же мэн и совсем не модник...В одном пончо все три фильма проходил и хоть бы хны!
Большой город – это для быстрых мужчин и больших женщин /Однажды на Диком Западе/

Я прямо сейчас одним глазом смотрю в планшет, а другим в Еврик на лошадок!
Такие красапеты)
А я в Костовых киношных постах ощущаю себя как некое животное в цитрусовых))
Я только "Профессионал" и смотрела(( стыжусь
Наоборот? Экзаменуемый (уф!)?? Не давайся, Танюшка!))
Там же не скаковая лошадь была, скорее всего, а кляча какая-нибудь уже на пенсии )
Не! Галоп - это улет ))
Черт, уже так поздно (((
Это самая гремучая смесь в мире. Эйзенштейновская клиповость и восточная эстетика (минимализм)
Добавить ко всему то, что снимал итальянец на сюжетах американских вестернов )))
Пойти поспать, чтоль?
До новых встреч, господа и дамы)) было приятно)
Упс, конец уже, британцы выиграли.
А я его не видел.
Я только Леоне видел и ....надо вспомнить)
Поделись ))