О поломанной карьере экс-вундеркинда «Ливерпуля» Николы Сарича
Мы часто пишем о молодых сербских талантах, выросших в других странах. Многие из них были вынуждены бежать из охваченных войной городов Сербии, Республики Сербской, Боснии и Герцеговины, Хорватии. Никола Сарич, появившийся на свет в 1991 в Сараево в семье серба и хорватки, к сожалению, повторил их судьбу. В начале войны, когда мальчику было чуть больше года, их семья вынужденно эмигрировала в Данию, где поселилась во временном лагере беженцев на острове Фанё. Никто тогда не знал, что война продлится такое время, и Саричам придётся надолго остаться в чужой стране. Продолжительное время югославская семья находилась в совершенно подвешенном состоянии без какой-либо работы, без знания языка, без всего… Никола прожил в том лагере до 6 лет.
Футбол для мальчишки стал не только тем местом, где он мог хотя бы на время позабыть о всех проблемах, но и по сути являлся единственным в такой ситуации способом пробиться в люди – стать футболистом. «Я понятию не имею, что бы делал, если бы не играл в футбол. Я не из богатой семьи, которая могла бы отправить меня в школу и университет. В 3 года я сказал маме и папе, что хочу играть в футбол. У меня не было никакого запасного плана», - говорил Никола, словно подтверждая правило, по которому дети из бедных семей становятся футболистами чаще, чем их сверстники из более благополучных.
С трёх лет Николу стал тренировать его отец, сам бывший вратарь, в дальнейшем оказавший на становление игрока «Ливерпуля» самое значительное влияние. С 6 лет юный серб начал обучаться в школе местного клуба «Фано Бёльдклуб», а в 13, уже имея на руках предложение от «Брондбю», отправился в «Херфёльге», где добился внушительного прогресса под руководством хорошего тренера Торбина Аакьяера.
Однажды на одном из детских турниров мальчика заметили скауты «Барселоны» и пригласили на недельный просмотр в Ла-Масию. Всё прошло круто, Сарич остался в полнейшем восторге от увиденного, а тренеры «Барсы» – от него, но к столь радикальным переменам в 14 лет Никола оказался не готов, и семейным решением от предложения отказались.
По возвращении в Данию Сарича стали привлекать к тренировкам с первой командой «Херфёльге», и в возрасте 16 лет он впервые дебютировал во взрослом футболе. Молодой нападающий активно использовался в юношеских сборных Дании всех возрастов, а в 2007 стал лучшим игроком королевства в категории U-17 (престижный приз, обладателем которого ранее становился сам Никлас Бендтнер, хэхэ). Сарич считался главной футбольной надеждой Дании в своём возрасте, а спортивный директор «Херфёльге» Пер Руд утверждал, что серб самой природой генетически предрасположен для того, чтобы вырасти в великого игрока.
Летом 2008 заголовки СМИ пестрели: Рафа Бенитес победил в нешуточной битве за юного нападающего «Херфёльге». Среди десятка далеко не самых последних клубов Европы, претендовавших на вундеркинда, назывались «Барселона», «Тоттенхэм», «Челси», «Бавария», «Интер», «Милан», «Ювентус», «Гамбург», «Вердер», «Штутгарт», «Норвич», «Херенвен», «Падова» и даже белградский «Партизан». За 17-летнюю звёздочку датского футбола мерсисайдцам пришлось выложить довольно крупную для юниора сумму (от 700 тыс. до 1 млн. фунтов), тогда как конкурирующие клубы ждали конца контракта Сарича с «Херфёльге».
Естественно «Ливерпуль» не стал бы платить такую сумму за абы кого, если это, конечно, не Энди Кэрролл. Тем более заинтересованность в приобретении выражал лично Рафа. Без преувеличения Сарич считался одним из самых одарённых талантов Европы. Когда-то его называли датским Златаном Ибрагимовичем, сравнивали с Фернандо Торресом (ещё с тем Торресом), но, к сожалению, эти радужные прогнозы не оправдали себя в дальнейшем. Кстати, пример для подражания у Сарича довольно нетривиальный – это уже завершивший карьеру аргентинец Эрнан Креспо.
Но что произошло дальше в его карьере? Почему всё пошло не так? Сдулся датский Ибра? Спился? Скурился? Нет, всё проще – травмы.
Первый же год, и травма на 8 месяцев – полетели колени. Сезон полностью потерян. Вот так сразу. А ведь ещё надо адаптироваться к новой для себя стране, к новому футболу, команде, сыграться с партнёрами. И рецидивы травмы колена продолжали преследовать его дальше. Сарич перенёс не одну операцию на коленях. Тяжелейшее время…
Потом банальное невезение. Иначе как объяснишь старт сезона 2010/11, когда только-только оправившийся после очередной травмы Сарич выходит на первую игру против дубля «Уигана» и… умудряется сломать ещё и голень. Ещё парочка месяцев отдыха от футбола обеспечена.
За 3 сезона пребывания во второй команде «Ливерпуля» сербский нападающий насобирал всего 23 матча, в которых отличился 5 раз. Сарич часто вынужденно оставался в тени других суперталантов – испанца Дани Пачеко, финна Лаури Делла Валле или даже француза Нгога. И за 3 года на «Энфилде» Сарич не получил ни единого шанса в первой команде. Его хвалил только Милан Йованович, а отец позже назвал этот период в карьере сына настоящим адом.
Контракт Сарича с «Ливерпулем» был расчитан на 3 года, по завершении чего продлён не был. Серб находился в шаге от перехода в «Партизан» (пусть и поговаривали, что парень всегда симпатизировал «Звезде»), но ко всеобщему удивлению подписал контракт, внимание(!), с «Хайдуком» из Сплита.
Но в феврале 2012, спустя всего 6 месяцев жизни в Сплите, где и зарплату толком-то не платили, Сарич принял решение вернуться в датскую лигу. В команде «Кёге» за 3 сезона у него набралось всего-то 12 матчей. Сначала речь шла о том, что Сарич просто останется для того, чтобы набрать должные кондиции, но после подписания контракта тренер стал делать ставку на других футболистов. Да и травмы снова не отпускали.
Интересно, что будучи футболистом «Хайдука» Никола однажды даже получил вызов в хорватскую молодёжку, но отверг его. Вообще Сарич носил только датскую майку, где прошёл все юношеские сборные, кроме молодёжной и главной. Сам Никола (5 лет назад в интервью датскому порталу) отвечал, что его первый выбор – сборная Дании, и он был бы счастлив стать первым иностранцем в сборной этого королевства. Хотя позднее (в интервью боснийским СМИ) рассказывал, что совершенно не против сыграть и за Боснию. Сербская сторона свой интерес не проявляла вообще никак (если не учитывать слежку «Партизана»), хотя, опять же по слухам, Сарич хотел играть за Сербию.
Шах и мат, датчане и бошняки
В интервью боснийскому порталу BHTalents несколько лет назад Сарич рассказал, что чувствует себя югославом, а его родители (серб и хорватка) – большие югоностольгичари, никогда не придававшие большое значение религии.
А ещё Никола – большой фаната тенниса. В своём твиттере он активно болеет за Ану Иванович, Новака Джоковича и других сербских теннисистов и теннисисток. А ещё много пишет о «Ливерпуле» и особенно – Сербии и Боснии.
В апреле этого года Никола даже съездил в Белград на женский Кубок Федераций.
Сегодня Никола Сарич играет в команде «В 1908», в третьей по значимости датской лиге. В том самом месте, где он уже когда-то играл в детстве.
И очень хочется, чтобы круг не замыкался. Просто это нижняя точка падения, с которой его карьера снова пойдёт в гору. Ведь у нас даже Фёдор Смолов, который старше Сарича на год, всё ещё считается перспективным, так почему бы этому сербскому парню не нажать кнопку «рестарт» и не перезапустить свою карьеру? Никола, верим!
Он еще и югоноста юлин как это там слово,короче югонос.Это добар!Хотя некоторые местные комментеры могут не одобрить.
Кстати,че там с боснийским тоже в Ливере гонял,Хадзич (или Хаджич) который ща в аренде в Боснии (Железничар или Олимпик Сараево).Вроде ж неплох.
Саричу удачи,можно еще все заново начать.
Но на счет того что получится ли...Это ведь у нас со Смоловом,как с писаной торбой бегают.В Европе б про такого уже забыли. Там все быстро,не раскрылся вовремя - извини.Хотя может и исключения есть,но все таки...