Автобиография Андреа Пирло. Глава 14. «Я слушал президента Аньелли и представлял Аль Пачино»
Его дядю называли Адвокатом, его отца — Доктором, а он сам — старый добрый Андреа. Простое определение для особенного человека, сделанного из того же теста, что и остальные Аньелли. Названный ягненком1, но лев по характеру, которого ни разу не загнали в клетку.
Андреа — один из нас и один из них. Привилегированный болельщик, его слово может вдохновить футболистов. Команда принадлежит ему и каждому — коммунистический кооператив в сердце капиталистической страны. Он платит по счетам, люди радуются, и он присоединяется к торжеству.
«Ювентус» — не игрушка. Это семейная страсть, частная собственность, которая постоянно на виду. Поэтому клуб наследуют, развивают и делают больше. Он президент, единственный президент. Он пришел из прошлого, чтобы построить будущее. Настоящее существует как переломный момент в летописи «бьянконери», но время идет очень быстро. Девиз президента: «Работать, работать и еще раз работать». Так сложилось, что он мог бы не работать, но президент неутомим. «Единственный способ победить», «Единственный путь, который приведет к самой амбициозной цели», — так он говорит.
Его страсть к «Ювентусу» на грани патологии. Двери для друзей клуба открыты, а с врагами не церемонятся. Аньелли не злобный человек, но если вы станете у него на пути, то увидите и эту сторону. Любое намеренное действие против «Ювентуса» он принимает как пощечину себе и открывает ответный огонь. Он рвет и мечет.
Для команды он очень добрый и заботливый президент. Как бы ни шли дела, он никогда не повышал на нас голос. Он будет с нами в болезни и здравии, пока смерть не разлучит нас, потому что он женат на клубе. Сначала он беспокоится о нас, а потом — о себе. Он любит нас, и мы знает об этом.
Как и Конте, он знает, что и когда говорить, хотя его голос мягкий и не такой резкий. Он мог бы говорить о Джанни и Умберто Аньелли2, но никогда так не делал. Он мог бы упомянуть Мишеля Платини, Роберто Баджо и даже Алессандро Дель Пьеро, но обходится без них. Он никогда не углубляется в историю своей семьи или в славное прошлое клуба. Сравнение с прошлым может вывести из равновесия, а это не его стиль. Хотя много раз я слышал от него: «Играть за «Ювентус» — привилегия, удел избранных, и ты должен благодарить судьбу, что попал сюда. Все, кто играл за команду рано или поздно брали трофеи. Один, десять, сто. Клуб — это наше все. И так же ты должен относиться к нему. Ты должен быть «ювентини» до мозга костей, тогда ты прославишь и себя, и клуб. Бери пример с тех, кто был до тебя, вдохновись ими».
Джанни и Умберто Аньелли
Кирпичик за кирпичиком Аньелли строит свое счастье. Даже когда он рассуждает о чем-то другом, разговор возвращается к «Ювентусу». В новом сезоне после чемпионства-2012 мы играли неважно. Аньелли вспомнил Кубок Райдера3 по гольфу, он очень любит гольф: «Парни, Кубок Райдера проходит раз в два года, сильнейшие гольфисты из Европы и США играют друг против друга. Это лучший турнир, в котором может принять участие гольфист. Это рай для них».
В 2012-м он прошел в клубе «Медина» недалеко от Чикаго.
«После двух стартовых дней американцы вели 10:6, они были в шаге от победы и осуществления мечты. Не хватало 4,5 очка, и все, кто разбирается в гольфе, понимают, что это немного. Европейцам нужно было выиграть 8 из 12 матчей, чтобы сравнять счет».
Он говорил о людях, которые ходят в кепках и начищенных до блеска ботинках с клюшками в руках. Две команды солидных джентльменов вышли прогуляться на лужайку. Но его слова захватили нас. Он нажал на правильные точки, и мы прониклись историей. В комнате воцарилась тишина, мы перенеслись на газоны Иллинойса.
«В последний день европейцы сотворили чудо. Они не просто свели матч к ничьей, они победили. На одной воле к победе. Она может привести вас куда угодно. Она сносит стены, окрыляет и стирает различия. Американцы бессильно наблюдали за самым великим камбэком в истории Кубка Райдера. Чужая воля к победе смела их. Газеты назвали его «чудом в «Медине». Парни, не сдавайтесь. Выжмите из себя все до последнего».
Называйте меня сумасшедшим, но по моей спине пробежали мурашки. На секунду он напомнил мне Аль Пачино в фильме «Каждое воскресенье»4, где он играет тренера команды по американскому футболу. Незабываемая речь. Я смотрел на нашего президента и видел Аль Пачино, слышал его сиплый голос: «Или мы спасемся, или рассыплемся. Дюйм за дюймом, матч за матчем. Пока нас не похоронят. Сейчас мы в аду, джентльмены. Поверьте мне. Мы можем остаться здесь, пока из нас не выбьют все дерьмо, или мы можем пробить себе дорогу к свету. Мы можем выбраться из ада… дюйм за дюймом. Но я не могу сделать это за вас».
И мы выбрались для него. Тем вечером я вернулся домой, сел за компьютер и загуглил «Кубок Райдера». Я хотел знать больше, Андреа разжег мое любопытство. Я узнал имена главных героев: Хосе-Мария Оласабаль, неиграющий капитан, Рори Макилрой, Джастин Роуз, Пол Лори, Грэм Макдауэлл, Франческо Молинари, Люк Дональд, Ли Уэствуд, Серхио Гарсия, Петер Хансон, Мартин Каймер, Николас Колсаертс и Ян Пултер. 12 человек в составе победителей, как и в «Ювентусе». Недоброжелатели скажут, что 12-й — это рефери, но я говорю о наших болельщиках. Дома и в гостях они всегда с нами. Они, мы, Андреа — все заодно. И Андреа за всех.
Сборная Европы на Кубке Райдера-2012
Мы нашли общий язык в первый день. Я подписывал контракт перед телекамерами и фотографами с Juventus TV.
— Я рад, что ты с нами, Андреа.
— Я приехал, чтобы побеждать.
— Я Счастлив слышать это.
Андреа произвел прекрасное впечатление. Надеюсь, и я тоже. Футбольная любовь с первого взгляда. Сложно было рассчитывать на нее, учитывая, что я пришел из «Милана». Я узнал Аньелли получше и обнаружил интересную черту: выиграв один трофей, он сразу же думает, как взять следующий. Он не стоит на месте. Он быстро сообразил, как бороться с лучшими. Аньелли вернул «Ювентусу» прежнюю ментальность. Я сталкивался с ней, когда играл против «Старой синьоры». Бороться до последних сил, никогда не отступать, отвечать ударом на удар, забить гол и снова бежать вперед.
Кальчополи отразилось на всем «Ювентусе» того времени. Но до конца дней я буду верить, что и без чьей-либо помощи они выиграли бы те скудетто. Поэтому я надел футболку с надписью «30 титулов, выигранных на поле» после победы в чемпионате-2011/12. Я пришел из мира, который воевал с «Ювентусом», но если титул отобрали и не передали другой команде, то он принадлежит «Юве». Трудно согласиться, если ты не «бьянконери» или не стал им, как я. Победа в 2012-м стала мягкой посадкой после нескольких лет в турбулентности.
Андреа умеет вести дела агрессивно, но не проявляет высокомерия, живет, как обычный человек его возраста5. Гуляет по Турину в джинсах, разговаривает с прохожими, отвечает на вопросы болельщиков, прислушивается к их советам и критике. Он не прячется от людей и понимает, чем дышит город. Однажды я хотел бы увидеть его мэром.
После первого скудетто, выигранного под его руководством, он приехал поздравить нас в клуб «Какао» в городке Парко дель Валентино. Он по-настоящему расслабился: танцевал, пил и даже пел в караоке. Я точно не помню, пел ли он песню Марко Масини Fuck You, но мне нравится так думать. Специальный номер для тех, кто не верил в нас.
Он поблагодарил футболистов: «Вы моя радость и гордость. Я стал президентом совсем недавно, и вы сделали мне прекрасный подарок. Я знал, что мы станем лучшими в Италии, но думал, что потребуется больше времени. Но теперь мне мало Италии!»
У меня в голове заиграл гимн Лиги чемпионов. Андреа подмигнул мне. Андреа Аньелли — 100% Аньелли6.
Перевел Вячеслав Божко
Примечания:
1 — Agnello по-итальянски «ягненок», фамилия Аньелли — множественное число agnello.
2 — Джанни Аньелли — дядя Андреа, Умберто — его отец. Оба были президентами «Ювентуса».
3 — Кубок Райдера — турнир по гольфу между сборными США и Европы, который начиная с 1927-го проходит раз в два года.
4 — «Каждое воскресенье» — кинофильм режиссера Оливера Стоуна, вышедший на экраны в 1999 году. Фильм посвящен вымышленной профессиональной команде «Акулы Майами», играющей в американский футбол. В главных ролях — Аль Пачино и Кэмерон Диас.
5 — Андреа Аньелли родился в 1975 году.
6 — игра слов; на изделиях из чистой овечьей шерсти пишут: 100% agnello.