О Тито Виланове, Ирвине Тальберге и неоконченном романе Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда
Quand l'orchestre s'arrêtera, je danserai encore...
Quand les avions ne voleront plus, je volerai tout seul...
Уважаемые постояльцы и гости «Земляничной поляны». Заранее прошу у вас прощения. Сообщение будет касаться тематики блога, но лишь отчасти. Оно не для всех и грустное. Так как именно именно я основал этот блог, то опубликую текст здесь – едва ли это будет уместным где-либо ещё. Надеюсь на понимание.
Вчера скончался от рака бывший тренер моей любимой футбольной команды – Тито Виланова. И в последние часы я не могу отделаться от мысли, как его жизненный путь пересекался с путём другого человека. Из искусства.
Этого человека звали Ирвин Тальберг. Был такой голливудский продюсер, прозванный «вундеркиндом Голливуда» за свою способность распознавать удачные сценарии и звёздный потенциал актёров.
Тальберг попал в Голливуд в качестве секретаря Карла Лэммле — основателя студии Universal Pictures. Когда Лэммле отправился в длительное путешествие за границу, он оставил во главе студии 21-летнего Тальберга.
Историю Гвардиолы и Вилановы не напоминает?
Хотя именно ему обязаны своей карьерой многие звёзды классического Голливуда, сам продюсер предпочитал оставаться в тени и запрещал упоминать своё имя в титрах.
Увы, никогда уже не оценить важность Вилановы-помощника, бывшего в тени при Гвардиоле.
Тальберг умер в 37 лет от пневмонии, хотя и задолго до смерти у него были проблемы со здоровьем, а именно с сердцем.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд вывел Тальберга в качестве Монро Стара, главного героя своего незавершённого романа «Последний магнат» (1939—1940). Тальберга на момент написания романа в живых не было.
В 1976 году режиссёр Элиа Казан экранизировал «Последнего магната» с Робертом Де Ниро, Джеком Николсоном и множеством голливудских звёзд во второстепенных ролях.
Монро Стар (он же Тальберг в исполнении Де Ниро) после смерти жены находит последнюю любовь. Отдаёт душу и не получает в ответ взаимности.
Нет, этот рассказ не о кинематографе или литературе. В конце я постараюсь связать воедино этот хлынувший поток мыслей и чувств.
Теперь о Виланове. Не стану врать, а скажу как есть: сомневался в его профессиональных способностях в бытность тренерской деятельности. И виной тому были отнюдь не результаты. В декабре 2012 года команда впервые осталась без тренера – он улетел на лечение. Вернувшись после курса химиотерапии, он отработал январь и улетел на лечение в феврале вновь. Затем он вернулся в аккурат к матчам 1/4 ЛЧ с «ПСЖ». Между этими событиями были игры с «Миланом», и не для красного словца будет сказано, ответный матч был выигран во многом на характере, на эмоциях и ради Тито. Сейчас ценность той победы кажется ещё выше. По итогам сезона Виланова уверенно выиграл титул чемпиона Испании, являясь на данный момент действующим победителем турнира. Только вот он выиграл битву спортивную, но проиграл в итоге войну. Личную.
Возвращаюсь к роману и экранизации. В фильме есть персонаж Де Ниро/Тальберга. Это Виланова. А есть персонаж Николсона, с которым у главного героя происходит драка. Это Моуриньо. Когда я читал пожелания португальца ещё живому Тито и когда читал сегодняшние соболезнования, то был уверен в их абсолютной искренности. Жозе, несмотря на свой образ и публичное поведение, способен на большие поступки. Всё это лишь «маска», надеваемая в целях самозащиты. Когда-то между ними произошла стычка – это дела давно минувших дней. Но впредь Моуриньо будет невыносимо вспоминать произошедшее, вне зависимости от того, кто был прав тогда и был ли...
В одном я уверен точно: герои моего рассказа (тренер, сценарист и персонаж романа / актёр фильма) сгорали без остатка, так как профессия также была их любовью. Их пути (включая автора романа) оборвались из-за различных болезней в раннем возрасте: Тальберг умер в 37, Фитцджеральд в 44, Виланова в 45.
Как и роман Фрэнсиса Скотта, написанный лишь наполовину и оборванный на полуслове, закончился и «роман» Тито с «Барселоной». Будучи болельщиком, мне никогда не забыть одного момента. После фиаско с «Баварией» команда доигрывала чемпионат. В последнем туре на «Камп Ноу» пожаловала небезызвестная «Малага» Пеллегрини. В первые же 15 минут каталонцы решили исход встречи, одержав в итоге убедительную победу со счётом 4-1. Но не в счёте дело. В последнем своём матче команда Вилановы сыграла в эталонный «гвардиоловский» футбол, отпустив меня, болельщика, со спокойной душой на летний перерыв. С надеждой на лучшее будущее. Конечно, история не терпит сослагательного наклонения. Но он ушёл победителем, пусть и в спорте. Память о человеке хорошая, значит, жизнь была прожита не зря.
В финале фильма «Последний магнат» Монро Стар, герой Роберта Де Ниро, уходит в пустоту под музыку композитора Мориса Жарра. Включив, вы сперва услышите шаги. А затем – музыку медленно угасающей жизни, последних моментов счастья в ней.
1
Не стану винить мерзкого мне Роселя - это было бы неправильно с моей стороны.
____________________________________________________________
Под "сомневался" я подразумевал "стал сомневаться", ибо дальше говорилось про сроки отсутствия. Просто вчера на рассвете дописывал. А так - да, сомнения касались в большей степени того, что, начиная с декабря, человек физически не мог отдавать себя любимому делу полностью. Подобное всегда имеет последствия. Не удержусь и кину-таки камень в огород Роселя.
Ну а Моу - у меня никогда не было плохого мнения о нем.
Искренний, где-то может быть хитрый или наглый, но искренний - слово ключевое. На сайте было видео или гифка, как Жозе поздоровался и подбодрил с журналистом, которые тяжелую болезнь перенес.
...
А Тито..
..в горле даже пересохло.
Вечная память.