2 мин.

Реквием по Мечте

Если вас тоже ставит в тупик вопрос, по какому произведению фильм лучше, чем книга, то дарю беспроигрышный вариант. Творение Аранофски можно не любить и плеваться от самой темы (но в случае её отторжения вы же не станете брать в руки книгу в принципе, правда?), но поверьте старому прожжённому любителю всяческой «наркоманской» культуры: музыка, картинка, постановка делают эту историю более цельной и приятной.

И нет, при описании еврейского мальчика Гарри перед глазами не встаёт Джаред Лето. И нет никакого телешоу из фильма. Но музыку, конечно, можно самому поставить фоном. И, конечно же, есть кое-какие незначительные отличия книги от фильма. Или фильма от книги. Но совсем уж незначительные, несистемообразующие. С другой стороны их наличие может подогреть интерес к прочтению, поэтому, если нравится фильм, можете пробовать прочитать хотя бы для того чтобы найти десять отличий.

В книгу тяжело влиться сразу. Слог у Селби-мл. простой, но это логично: никто не ждёт нагромождения образов и причастных оборотов в описании жизни попадающих под наркотическую зависимость людей в силу банальной специфики жанра.

К тому же именно в начале, пока ты ещё не привык к тому, что разговоры идут сплошным текстом, без всяких разделений на диалоги (как у Сарамаго, например, если читали), глаз режет все эти многочисленные «чиёрты» и прочее. Но потом ты привыкаешь, да и жаргонизмов становится меньше (или мне так показалось в силу привычки).

«Иногда мне кажется, что ты ненормальный. Иногда? Да, иногда. В остальное время у меня в этом нет никаких сомнений».

И это не очень высокохудожественное произведение спасает содержание. Тот случай, когда «что» превосходит для меня «как». Это сильная идея сама по себе, недурно (хоть и не идеально) реализованная, когда пробирает до мурашек. От мерзости и предвосхищения ужасного финала.

Читаешь, знаешь, чем всё это закончится, но всячески оттягиваешь печальный конец, постоянно откладывая книгу. Это не продление удовольствие, это наслаждение мазохизмом, когда вместо того, чтобы побыстрее разделаться, вкушаешь всю квинтэссенцию испытания.

«Вроде как только вытащил летние вещи из шкафа, а на дворе Рождество, а между ними десять лет боли».

Да, это будоражит мои слабые нервишки (видели бы вы, как я прячусь с головой под одеяло при попытках посмотреть фильмы ужасов — уух), то есть свою долю удовольствия, пусть и специфического, я получила.

Это тоже своего рода наркотик, с которого ты (обещаешь себе) можешь спрыгнуть в любой момент, но всё равно всегда дочитываешь до конца. Когда тебя ломает без продолжения, но периодически тебе хочется от всего этого избавиться. Когда ты даже не замечаешь, что не можешь прожить без «ну ещё одну страничку», даже если знаешь, чем всё это закончится, и что ощущения потом будут не самыми приятными.

Так что смело натягиваю оценку до 7,5 баллов и иду размышлять, почему мне всё это нравится: наркоманы, ломки, разговаривающие холодильники, моральное разложение. Но как обычно я не найду ответа на этот вопрос. Как и на тысячу других.