7 мин.

Бавария Мюнхен 3-1 Манчестер Юнайтед: Тактический анализ

Бавария Мюнхен 3-1 Манчестер Юнайтед:

Гвардиола использует крайних защитников в полузащите, однако Бавария играет лучше в стандартной схеме.

 

Пеп Гваридола сыграл с необычной схемой, но это не помогло Баварии легко проходить защиту Юнайтед.

а

Гваридола выставил Кросса в роли опорника, Томаса Мюллера в полузащите и вернул Марио Манджукича на острие.

Дэвид Мойес выпустил Синдзи Кагаву и Даррена Флетчер в полузащиту и вернул в защиту Патриса Эвра и Криса Смоллинга.

Модель игры не особенно отличалась от первой игры, а главной темой обсуждения стало использование  Гвардиолой двух крайних полузащитников.

Лам играет на двух позициях

Было странно, что Лам очевидно был расположен на позиции правого защитника, учитывая, что Гвардиола остался без Тьяго Алкантары и Бастина Швайнштайгера в полузащите, из чего следует, что Лам бы очень пригодился в роли опорнтка, которую он застолбил за собой в течении большей части сезона.

Как бы то ни было, перемещение Лама на позицию правого защитника имеет смысл, учитывая игру Юнайтед в первом матче, в котором они оставили правого защитника Баварии – Рафинью - без особой опеки, в попытке насытить центр поля и использовать скорость Данни Уэлбека впереди. Мойес использовал похожий подход и в этом матче, видимо, поэтому Гвардиола хотел использовать Лама, одного из своих самых опасных игроков, в свободной позиции.

Лам, однако, начал игру в полузащите, оставив место правого защитника незанятым – при необходимости его прикрывал Жером Боатенг. По сути, он играл роль правого центрального защитника. Вероятно, Гвардиола хотел, чтобы Лам покрывал как центральную зону, так и зону правого защитника.

Алаба дублирует функции Лама

Далее, Алаба занимал такую же роль на другом фланге. Они расположились крайне узко, часто находясь по обе стороны от Тони Кроса, и перемещаясь на позиции крайних защитников, когда Юнайтед контратаковал.

Чтобы показать различия обычным крайним защитником и этой ролью, далее указаны пассы Алабы, которые он получал в двух матчах противостояния (Лам не играл роль защитника, поэтому сравнение невозможно).

а

Однако, для Лама и Алабы было невероятно сложно быстро возвращаться на свои позиции, поэтому Юнайтед представлялись отличные возможности на контратаках, которыми пользовались как Руни, так и Уэлбек. Уэлбек снова оставался высоко и слева на поле. Было несколько неприятных моментов для Баварии, когда Боатенг был вынужден ускоряться к флангу и совершать важнейшие отборы,  не давая Уэлбеку отличиться.

Боатенг и Данте были вынуждены сами покрывать всю ширину поля, с небольшой поддержкой полузащиты.

Замысел

Замысел Гвардиолы, очевидно, состоял в том, чтобы насытить центр поля, обеспечив себе этим владение мячом, и, как следствие, позволить игрокам, расположенным на вершине треугольника в полузащите  - Мюллеру и Гетце – сконцентрироваться на создании опасных моментов в атакующей трети поля, которых явно не хватало в первом матче.

м

Пятеро атакующих игроков расположились около штрафной Манчестер Юнайтед, и гости так и не смогли снять или существенно ослабить давление Баварии

Вингеры вынуждены располагаться хорошо.

Обратной стороной, однако, стало то, что Арьен Роббен и Франк Рибери располагались очень широко, обеспечивая ширину игры для всей команды.

Это значит, что они зачастую оставались без опеки и были открыты для быстрых переводов на фланг, но недостаток поддержки от крайних защитников значительно усложнял возможность ударов и навесов в штрафную, что является главными их достоинствами.

Это также значило, что они не могут смещаться в центр поля, пользуясь оставленным свободным пространством и участвовать здесь в комбинационной игре, что представляло собой наибольшую угрозу Баварии в первом матче.

Стоит также спросить: значит ли, что при их широком расположении им, возможно, стоило бы поменяться флангами? Им обоим нравилось играть вдоль бровки, так не были бы они опаснее, если бы играли на фланге, соответствующим их сильной ноге?

В конечном счете сложно сказать, каким образом формация Баварии помогла им. Игра вингеров была осложнена, Кросс оказался на позиции с которой он не мог делать разрезающие передачи, и результатом тому была достаточно вялая игра в созидании. Доминирование во владении мячом, конечно, было преимуществом, однако не случилось бы оно в любом случае?

Вдохновление?

Гвардиола, возможно, в этом аспекте был вдохновлен примером Марко Бьелсы. Со сборной Чили, Бьелса похожим образом использовал крайних защитников, которые двигались и располагались очень узко, а вингеры, в свою очередь, располагались близко к бровке. Как бы то ни было, сборная Чили также демонстрировала очень прямой футбол, от крайних защитников здесь требовалось скорее никем из соперников не сопровождаемое движение вперед, чем просто добавление игрока в полузащите.

Другим примером совмещения двух амплуа может послужить игра за Гамбург бывшего баварского левого и центрального защитника Зе Роберто.

Примеры применения

В действительности, это был не первый раз, когда Гвардиола использовал подобный подход. Его эксперименты с позициями в начале сезона включали в себя использование Давида Алабы в похожей роли в матче против Леверкузена в этом сезоне. Как отмечал блог «License To Roam»: Молодой австриец, будучи левым защитником, хоть и провел большую часть времени ближе к флангу, при каждой предоставленной ему возможности смещался в полузащиту, помогая Баварии доминировать во владении мячом, было в порядке вещей видеть его в центре.

Отчет матча говорит, что он и Рибери вызывали наибольшие проблемы своим расположением.

Это было так же очевидно в матче против Шальке. Так Рафаэль Хонингстейн отмечал в Guardian:  Шальке, понимал, что высокое, но узкое расположение крайних защитников Баварии - Рафиньи и Алабы означает, что они будут иметь свободное пространство, чтобы атаковать через фланги, и выглядел лучше чемпионов на Велтинс-Арен. Бавария выстроилась в 4 линии с двумя центральными защитниками, двумя крайними защитниками рядом с опорником, 4 атакующими игроками и нападающим».

Тогда Бавария, в итоге, выдала матч, которые некоторые считают лучшим их матчем под началом Гвардиолы в Бундеслиге.

Итак, очевидно, что подобный подход в прошлом работал, однако этот матч не был лучшим примером.

м

Возвращение к модели Хайнкеса

Говорящим оказался тот факт, что лучший отрезок игры Бавария был после того, как счет стал 1-1, а Гвардиола поменял Гетце на Рафинью, который расположился на позиции правого защитника, передвинул Лама в полузащиту и переставил Мюллера вперед. Теперь Бавария играла по схеме 4-2-3-1, что было похоже на то, как они играли в прошлом сезоне, демонстрируя потрясающе прямой и целеустремленный футбол.

Крайние защитники не стали поддерживать атаку намного более активно, однако Рибери и Роббен каким-то образом стали находить больше места и Мюллеру мог врываться в штрафную чаще. Мюллер добавил второй, типичный для нападающего, гол, Роббен забил решающий третий мяч обводящим ударом, сместившись по линии штрафной, возможно, первый раз за игру.

м

Вывод

Умение Гвардиолы думать за пределами поля, используя игроков на нетипичных позициях, выстраивая их в схемы, которые десятилетиями были не востребованы -  как в Барсе, так и в Баварие – потрясающе захватывает. Ему определенно нравится рисковать, оставляя в защите свободное пространство, чтобы расположить атакующих игроков выше на поле. В этом отношении сразу вспоминается схема 3-3-4 в Барсе. Также он полон решимости обеспечивать максимальную ширину игры, одновременно с этим впихивая в центр поля максимальное количество человек.

 Спорно, что спад Гвардиолы в Барсе – по меньшей мере в тактическом отношении – был вызван тем, что его настойчивость касательно того, что касается развитии команды иногда была слишком велика, и с Баварией так же сохраняется риск, что не необходимые эксперименты  могут обернуться потерей качества. Бавария Мюнхен намного превосходит Манчестер Юнайтед, однако Юнайтед  за время двухматчевого противостояния дважды повел в счете и был побежден только на 166 минуте из 180 – в тот момент, когда Бавария вернулась к изначальной схеме игры.

Здесь определенно есть над чем поработать, в плане использования крайних защитников в качестве дополнительных полузащитников. Было бы интересно посмотреть, как бы они это делали поочередно, когда один игрок играл бы роль обычного крайнего защитника,  подключаясь к атаке по флангу – такой вариант развития событий во время игры не встречался.