5 мин.

Темный день в истории футбола. Гибель Великого Торино

В свой золотой век Торино забивал больше 100 голов за сезон. Один единственный из них лидеру клуба, Валентино Маццоле не следовало забивать... Этот гол стал роковым для клуба и для всего итальянского футбола. 24 апреля 1949 года в Бари, незадолго до финального свистка, Маццола сравнял счет (1:1). Благодаря этому голу, Торино уже за пять туров до окончания итальянского первенства стал недосягаем для соперников. Это чемпионство стало для клуба 4-ым подряд. Президент клуба Ферруччо Ново захотел вознаградить команду поездкой за границу. Уже на следующий день он договорился о товарищеском матче в Лиссабоне с Бенфикой...

Четверг, 4 мая 1949 года, выдался в Турине хмурым и пасмурным. Над городом нависали тяжелые свинцовые тучи, собравшие, казалось, всю влагу с Альп. Около четырех пополудни небо и вовсе потемнело. Во мгле скрылись очертания 167-метровой «Башни Антонелли», пошел сильный дождь, стало по-осеннему холодно, как в ноябре. Люди старались не выходить без дела на улицу, а те, кто еще был на работе, лихорадочно посматривали на часы - поскорее бы вернуться домой и укрыться в тепле. И лишь в штаб-квартире футбольного клуба Торино никто не проявлял видимой спешки. Здесь терпеливо ждали сообщений о возвращении команды из Португалии, где она накануне провела товарищеский матч с Бенфикой. Учитывая характер погоды, еще с утра направили клубный автобус в Миланский аэропорт - на случай, если посадка в Турине окажется невозможной. Уже пробило пять, но никаких сообщений не поступало. Томительное ожидание переросло в тревогу, а в начале шестого по городу поползли страшные слухи: в пригороде Турина, там, где находится знаменитый собор Суперга с усыпальницами савойских монархов, произошла катастрофа какого-то самолета.

Бросившихся на машинах к месту происшествия сотрудников клуба и карабинеров буквально поразило увиденное: бортовой номер самолета, врезавшегося прямо в земляное основание собора, и разметанные фрагменты футбольной амуниции не оставляли сомнений в личности погибших; это подтвердили и результаты последующего опознания: практически весь основной состав команды Торино - бессменного чемпиона послевоенной Италии, из которого десять футболистов входили в сборную страны. 

 Из-за плохой погоды пилот не обратил внимание на то, что он опустил самолет слишком низко в направлении посадочной полосы. И вместо нее машина врезалась в находящийся рядом с городом холм Суперга, на котором стоит знаменитый храм в стиле барокко. 

Не стало Великого Торино: вместе с запасными, катастрофа унесла жизни восемнадцати игроков. Их участь разделил тренерский штаб: Эгри-Эрбштейн, Ливзли, Кортина; обслуживающий персонал, сопровождавшие команду туринские журналисты и четверо летчиков - в общей сложности 31 человек.

Из той команды остался в живых лишь Лауро Тома, который из-за травмы не полетел на игру в Лиссабон, а также запасной голкипер Ренато Гандольфи и  молодой воспитанник Луиджи Гандольфи, также не полетевшие на матч. Президент клуба Феруччо Ново, который создал эту суперкоманду, тоже остался тогда в Турине.

Похороны прошли 6 мая 1949 года, и на них присутствовало порядка миллиона человек. Турин был мысленно со своими символами ушедшей эпохи.

Сезон 1948/49 завершали ребята из молодежного корпуса Торино. Они выиграли все оставшиеся матчи и добыли Скудетто для Торино, но это был горький триумф. 26 мая 1949 года на Стадио Коммунале был организован благотворительный матч, доходы от которого пошли к родственникам погибших. Играл Ривер Плейт против Символической команды Торино, которая состояла из одиннадцати блистательных игроков, которые были одолжены у всех команд лиги и надели гранатовые футболки. Матч закончился ничьей 2:2. Становление команды после этой ужасной трагедии было весьма тяжелым. Феруччо Ново решил построить новую команду на основании талантливой молодежи из Примаверы клуба. Кроме того, было сделано несколько точечных приобретений. Сезон 1950/51 стал началом довольно мучительного периода в истории клуба - быки спаслись от вылета лишь в последнем туре. То же самое повторилось и на следующий год. И только в сезоне 1975-1976 года клуб вновь выиграл чемпионат Италии.Торино стал первым клубом в Италии, чьи болельщики организовали официальный фан-клуб. В 1951 году родился "Gruppo Sostenitori Granata" - первый клуб болельщиков в Италии.

 

 

 

 

 

 

 "Не будь Суперги, у Уругвая и Германии на одно звание чемпиона мира было бы меньше", - утверждает Оресте Комольо. Когда началось возвышение Торино, ему было 22 года. Сейчас, когда ему исполнилось уже 89, он все еще является страстным поклонником своей команды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Вначале на Суперге были потеряны герои, а затем была потеряна и их колыбель - стадион "Филадельфия". С 60-х годов на нем перестали играть и оставили без присмотра, а в 1997 году и вообще снесли.

 

 

 

 

 

 

 

 У самого Комольо сил уже не хватает, но его внуки выходили на демонстрацию протеста, когда областное правительство запланировало на месте, где находился стадион "Филадельфия", строительство пресс-центра для зимних Олимпийских игр 2006 года. "Здесь до 1949 года мы были непобедимы", - гордо заявляет Якопо Розателли. Со своей матерью и дедом Оресте Комольо, они посещают холм Суперга регулярно в годовщину падения самолета. "Мы возлагаем цветы и рыдаем", - рассказывает молодой 24-летний парень. Их семья не одинока. 4 мая 2003 года, когда Торино в годовщину трагедии вылетел в Серию Б, почтить команду Валентино Маццолы пришло 50 000 человек.

 

 

 

 

 

 

 Вечная память погибшим...