Ивелин Попов: «Спасибо Маттеусу за то, что штрафовал меня»
После ухода из «Кубани» Ласина Траоре и Араса Озбилиза звание главной звезды команды перешло к Ивелину Попову. Но ему быть лидером привычно – плеймейкер краснодарцев является самым молодым капитаном в истории сборной Болгарии. В интервью еженедельнику «Футбол» Попов рассказал, как боролись с его нравом в «Литексе», вспомнил, как тренировался в Голландии с Дирком Кейтом, и объяснил, как подружиться с населением чужой страны.
За два дня до того, как мы встретились с Ивелином Поповым в Белеке, «Кубань» под светом прожекторов и в прохладе турецкого вечера проводила очередную тренировку. Во время нее с лица болгарина не сходила улыбка, он очень старался и вместе с одноклубниками подшучивал над еще не перешедшим в «Динамо» Алексеем Козловым. Из-за чего тот постоянно ронял мяч, когда несколько человек в кругу пытались держать его в воздухе. Пару раз Ивелин покосился и в мою сторону. Как выяснилось позднее, этого ему оказалось достаточно, чтобы через два дня протянуть мне руку и на отличном русском произнести: «О! Я тебя помню, ты приходил к нам на тренировку!»
Босфор
– Турция не чужая для вас страна, здесь вы играли и жили два года. Что-нибудь связывает еще?
– Недвижимости или какой-то другой собственности в Туции нет, но есть очень много друзей, тренеров, с кем работал. Они теперь иногда приезжают на сборы меня навестить. Но для меня в Турции еще остались два красивых города – Стамбул и Измир. Нравится место, где пролив Босфор. Если есть возможность съездить в Стамбул, то на два-три дня с женой с удовольствием летаем. Он же рядом с Софией, час на самолете – и ты уже там. Раза три-четыре в год летаем обязательно.
– «Галатасарай», «Фенербахче», «Бешикташ» – с кем в гостях играть сложнее всего?
– Самый мой трудный матч был против «Фенербахче» в 2012 году. Мы проиграли – 1:0, нам забили на 97-й минуте! Почти пятьдесят тысяч болельщиков, давление огромное – очень тяжело было. Но самые крутые болельщики – у «Бешикташа», они самые шумные и поддерживают команду с первой до последней минуты. Вообще в Турции обожают футбол, здесь за каждую команду очень громко болеют. Представляете, даже на тренировки моего «Газиантепспора» приходило по тысяче человек!
– Помимо достопримечательностей и футбола, что еще запомнилось в Турции?
– Никогда не забуду эпизод, который случился в первые дни. Должна была прилететь жена, решил сам поехать ее встречать. Но тогда еще в Турции толком не ориентировался, не знал эти места. В итоге долго не мог понять, как подъехать к аэропорту. Вроде разобрался, встретил. Но потом целый час искал свой дом. В общем, целое приключение. Хорошо, что все удачно закончилось.
Кейт
– Вы родились в Софии. Почему выбрали школу «Левски», а не ЦСКА?
– Сначала играл за другую команду из Софии – «Септември». Когда мне исполнилось двенадцать лет, мной заинтересовались и «Левски», и ЦСКА. Но мы с отцом вместе болели за «Левски», поэтому туда и перешел. В детстве, кстати, много ходил на стадион, сидел там с активными болельщиками, прыгал и кричал. Но фанатом в итоге не стал. Все это боление было по молодости, потом постепенно ушел в сознательную карьеру.
– Перед тем как попасть во взрослый футбол, вы съездили в «Фейеноорд». Что это было?
– На меня в Болгарию приехал смотреть один из директоров «Фейеноорда». Увидел несколько игр, пригласил в Голландию. Там я тоже всем понравился – предложили стать игроком «Фейеноорда». Но мне было 17 лет, не мог получить разрешение на работу. Потренировался четыре месяца с дублем и уехал обратно. Сначала в «Берое», потом – в «Литекс». Из «Левски» мне ничего серьезного так и не предложили.
– Кто с вами тренировался в то время в «Фейеноорде»?
– Де Гузман, Самолон Калу, Данко Лазович. И еще несколько тренировок провел с Дирком Кейтом. Это самый профессиональный футболист, которого мне когда-либо приходилось видеть. После тренировки он брал с собой вратаря и бил ему по воротам – полчаса, час. Когда вратарю надоедало, Дирк оставался один и просто бил по пустым воротам. Он очень много тренировался! Жаль, в Турции с ним не успели пересечься.
– В «Литексе» вы пересекались с Мартином Кушевым?
– В «Литексе» – нет. Но хорошо знал его по сборной, как и Пеева, и Сиракова. Они мне всегда советовали поехать играть в Россию. Даже когда в Турции был, Пеев звонил и говорил: «Будет возможность поиграть в России, не упускай ее. Здесь хороший футбол, тебе все понравится».
– В Болгарии у вас не сложились отношения с тренером Любко Петровичем. Что он за человек, почему о нем многие нелестно отзываются?
– Когда я был совсем молодой, тоже нехорошо о нем отзывался. Был случай, когда он посадил меня лавку после шести голов в десяти матчах. А я-то крутой такой ходил, думал, что стал великим футболистом. И, естественно, не понимал, почему не играю. Давал интервью, плохо про Петровича говорил. Меня даже с тренировок выгоняли, штрафовали. За что? Например, говорит мне Петрович: «Беги!» А я не бегу. Ребенком был еще. Но сейчас все хорошо. Год назад виделись с Петровичем в Анталье, поздоровались. Я его поблагодарил за все.
Маттеус
– Русский футболист Константин Головской, который…
– Костя Головской?! Я же хорошо его знаю, очень сильный футболист. Они вместе с Радимовым к нам приезжали. Правда, Радимова потом убрали из команды, хотя он тоже классный футболист. А Костя сейчас в Казахстане играет.
– Вы немножко не правы, он уже не играет – в прошлом году завершил карьеру в Казахстане. Так вот, он рассказывал, что в Болгарии после больших побед команды идут в ночной клуб на дискотеку с тренером и президентом и все танцуют без футболок на столах.
– Да, в Болгарии так принято. Мы всем составом «Литекса» обязательно ходили на дискотеки после хороших побед. Правда, без президента – он не очень любил эти дела. А тренеры ходили, но не всегда.
– Вы самый молодой капитан в истории сборной Болгарии. Как вам впервые передали повязку?
– Осень 2010 года. Наш тренер Маттеус заменил Мартина Петрова и сказал ему отдать повязку мне. Собственно, вся история. Я в молодежной сборной был капитаном, в «Литексе» три года. Кстати, Маттеус в сборной меня тоже штрафовал. Например, за опоздание на завтрак, на обед. Ему тоже огромное спасибо за все. Желаю Лотару удачи, чтобы он возглавил хорошую команду!
– Он рассказывал что-нибудь о своей карьере?
– Мы много у него спрашивали, с кем он играл, как побеждал. Маттеус с удовольствием про все рассказывал. Но в подробностях уже не помню, если честно.
Карчемарскас
– Пять лет вы играли за «Литекс». Это же очень много.
– Варианты уехать были. Был на просмотре в «Вест Бромвиче», в «Блэкберне». Но не срослось. Хотя «Блэкберн» хотел меня взять в команду. Не получилось потому, что у них не нашлось денег на меня. Я приехал туда 30 августа, трансферное окно закрывалось. Они думали, что продадут нападающего, а на полученные деньги купят меня. Но нападающего того продать не смогли. В итоге предложили поехать обратно в «Литекс», там поиграть и вернуться к переговорам чуть позже. Я отказался. Тут же позвонили из Турции – «Газиантепспор» был готов хорошо за меня заплатить. На следующий день прилетел в Болгарию и прямо в аэропорту подписал с ними контракт. Я был только за переход, потому что давно хотел сменить уже обстановку, попробовать другой футбол. Плюс в Турции предложили зарплату в четыре раза больше, чем была в «Литексе». Турецкая лига – совсем другой уровень, другие соперники. Первый чемпионат мы закончили на четвертом месте, в то время я сильно прибавил и вырос как футболист.
– Турецкие гранды не звали?
– Мной интересовались три или четыре турецких клуба, но одновременно с этим пришло предложение из «Кубани». Мы сидели на сборах в номере с Жидрюнасом Карчемарскасом… Он в «Динамо» играл, помните его?
– Конечно. Я даже спросить про него хотел.
– Да, он уже четыре с половиной года в «Газиантепспоре», капитан там. Так вот, сидим мы с ним в номере, звонок – предложение из «Кубани». Называют условия и просто спрашивают: «Хочешь – не хочешь?» Я сразу ответил, что хочу. Жидрюнасу рассказал, он одобрил. «Езжай, – говорит. – Там хороший футбол, тебе как техничному футболисту все должно понравиться».
– Что он рассказывал про «Динамо»?
– Говорил, что одно время был первым вратарем, но не получилось закрепиться в основе. Драки португальцев и русских? Нет, ничего подобного от него не слышал. Он только хорошее говорил про «Динамо». Что это клуб с большими традициями и что в России его все очень уважают.
– Что за человек Джибриль Сиссе, с которым вы успели поиграть за «Кубань»?
– Звезда. Он приехал сюда как…. Сейчас, вспомню, как по-русски правильно сказать. Приехал сюда…. Приехал сюда как на авантюру, вот! Но он нормальный человек, со всеми общался, ничем плохим не запомнился.
– Вашего бывшего тренера Леонида Кучука нападающий «Локомотива» Даме Н’Дойе однажды в шутку схватил за нос. Вы представляете себе эту картину?
– Кучука? За нос?! Ничего себе! Если честно, не очень представляю. В «Кубани» на такое никто не решался.
– Еще Н’Дойе не знает, кто такой Игорь Акинфеев. Судя по тому, что вам известны детали карьеры Владислава Радимова, вы все-таки знаете.
– Естественно, знаю. Мне известно даже, что Акинфеев в 17 лет пенальти отбивал за ЦСКА. Я слежу за футболом и смотрю много матчей.
– Любимая команда?
– «Интер Милано» – с восьми лет болею. Отец мне тогда купил клубную майку, но без фамилии. Сейчас у меня есть шесть или семь маек футболистов «Интера»: Адриано, Рекоба, Матерацци, Милито, Дзанетти, Станкович. Как добывал? Божинов играл в Италии, привозил. Друг из «Партизана» мне кого-то подарил. В общем, как-то так их насобирал.
Ковальчук
– В России есть соперник, которого хочется обыграть больше всего?
– Одного такого нет. Я люблю играть против именитых команд – против «Зенита», ЦСКА, «Спартака», «Локомотива». Потому что с ними на поле много пространства, они больше атакуют. А «маленькие» клубы всегда действуют от обороны, против них тяжело.
– В сборной Болгарии вы уже стали капитаном, в «Кубани» им быть не хотите?
– На мой взгляд, капитаном в любой команде должен быть человек, который идеально говорит на местном языке. Я знаю русский, но пока еще не настолько хорошо. Поэтому Саша Беленов – идеальный вариант капитана для «Кубани».
– Если вы вдруг уедете играть в Европу или еще куда-нибудь, какие три вещи расскажете журналистам о России?
– Я бы еще долго поиграл в России. А что сказал бы… Первое – хорошая жизнь, второе – хороший футбол, третье – хорошие люди.
– Многим иностранцам не нравится русское население.
– Когда ты приезжаешь в чужую страну, надо понять ее, проникнуться ею. Нужно не только просить, но и еще что-то давать. Тогда люди в любой стране будут тебя уважать и нормально к тебе относиться.
– Недавно прошла зимняя Олимпиада в Сочи. Смотрели?
– Смотрел за нашей болгарской сноубордисткой Александрой Жековой. Она хорошая спортсменка, претендовала на медаль, но чуть-чуть не хватило. Еще смотрел с ребятами на сборах хоккей. Россия, правда, проиграла Финляндии, но мне очень понравился ваш 71-й номер. Как его фамилия?
– Ковальчук.
– Точно, Илья Ковальчук!
– Сами в хоккей играть не пробовали?
– Нет. Мое хобби – карты. У нас много своих болгарских игр, люблю поиграть в покер. Но только с живыми людьми. Играть в онлайне за компьютером мне не нравится. Я должен видеть глаза своих соперников.
Текст: Глеб Чернявский
Интервью, репортажи и другие эксклюзивные материалы еженедельника можно найти на нашем официальном сайте.