7 мин.

«Палетта наших надежд». Как натурализация помогает Чезаре Пранделли работать с провальным поколением

Что общего у сборной Италии и Мэттью Макконахи.

Жонатан снизошел до сборной

Поcле гола и результативной передачи в матче с «Вероной» правый эстерно «Интера» Жонатан Морейра снизошел до желания играть за сборную Италии. Как будто «Скуадра адзурра» не 8-я в рейтинге ФИФА, а, по Троцкому, лавочка с четырьмя кубками мира на полочке. О том, что Жонатан проваливает второй круг и одной ноги Майкона хватило бы, чтобы пригвоздить его к скамейке, бразилец не вспоминает.

Чезаре Пранделли сам спровоцировал ситуативный патриотизм. При нем в сборную попали натурализованные бразильцы Тиаго Мотта и Амаури, аргентинцы Пабло Освальдо, Эсекьель Скелотто и Габриэль Палетта. Пранделли собирался вызвать 22-летнего Жоржиньо Фрелло на товарищеский матч, но опорник «Наполи» получит итальянский паспорт только после мундиаля. В «Вероне» играет 26-летний Ромуло Соуза, сын неаполитанцев, родившийся в Бразилии, один из лучших ассистентов Серии А, он тоже хочет синюю футболку с триколором.

Дебют Палетты в игре с Испанией получился особенно показательным и для тренера, и для футболиста. Центральный защитник в 28 лет сыграл первый матч за сборную против одной из лучших атак планеты и сразу затмил Бонуччи, Бардзальи и тем более Астори. Пранделли доказал, что пропуск в Коверчиано лежит в ранце каждого кальчаторе.

Возможно, кого-то удивило, что понадобился иностранец в самую итальянскую линию — оборону. Катеначчо и великую игру Мальдини, Несты, Каннаваро и Альбертини на Евро-2000 непросто вытравить как архетип и синдром утенка. Но в нынешнем сезоне оборона — слабейшая линия «Ювентуса» (а его тройка — основа сборной), еще пара терцино — Де Шильо и Абате — вызываются из «Милана», который пропустил больше «Дженоа», «Кальяри» и даже «Кьево». О Маджо и Кришито давайте вспомним, когда канонизируют Pussy Riot. Болевая точка очевидна. Жонатан, что символично, — ровесник Палетты, играет на правой бровке, где у Пранделли из реальных кандидатов Маджо и Абате. Не густо и даже тревожно.

Закономерна ли натурализация?

Осенью за «Скуадру адзурру» смогут сыграть Палетта, Мотта, Жоржиньо и Пабло Освальдо. Долгое время Италия оставалась большой сборной, где без вкраплений выступали представители титульной нации. Тренеры не использовали чит с натурализацией (конечно, я помню о Каморанези). Кто-то увидит расизм, но в чем тогда отличие сборных от клубного футбола?

С точки зрения демографии, любой натурализованный южноамериканец в европейской сборной — чисто футбольная аномалия, не отражающая общих миграционных течений (исключение — суринамцы в сборной Голландии как выходцы из бывшей колонии). Ни в одной европейской стране доля южноамериканских эмигрантов не достигает одного процента. Поэтому все легионеры Чезаре Пранделли — исключительно его спортивная потребность, никак не связанная с глобализацией и прочими богоугодными делами.

Зато появления Балотелли, рожденного ганцами на территории Италии, Эль-Шаарави (та же история с египтянами) и Огбонны (нигерийцы) — вполне закономерны. Италия защищена от эмигрантов географически (африканцам куда проще осесть в Испании или Португалии), экономически (реальный доход на душу населения во Франции выше на 10 000 евро в год) и исторически (итальянцы — скромные колонизаторы, из их бывших, эфиопов и ливийцев, на Апеннинах пытался заиграть разве что Саади Каддафи).

Векторы миграции проходят мимо: африканцы едут во Францию или на худой конец в Испанию и Португалию, балканцы — в Швейцарию, турки — в Германию, Бельгию и — вы удивитесь — Голландию (2% населения), Нидерланды собирают выходцев со своих островков (кроме Карибов — ямайцы предпочитают Британию), прибалты, индусы, пакистанцы и поляки вслед за вратарями «Арсенала» стремятся на Альбион. В Италии 92% итальянцев и 1,8% румын (рекорд для нацменьшинства). В Испании, кстати, тоже лидируют румыны вместе с марокканцами. Дети эмигрантов — это как раз про Марио и Эль-Шаарави — учатся в школах как урожденные итальянцы (в сумме еще 1%).

В Англии около четверти школьников из смешанных или полностью эмигрантских семей, в Голландии, Германии, Швейцарии и Франции лишь 80% населения — чистые представители титульной нации. Если учесть, что футбол — спорт бедняков и часто единственный социальный лифт, то соотношение эмигрантов и представителей титульной нации в футбольных академиях 50 на 50. Но до такого мультинационального разнобоя при действующем миграционном законодательстве итальянцам жить еще лет 20-30. К тому же Огбонна и Эль-Шаарави не оправдывают авансов, и при более талантливом поколении их могло и вовсе не быть в национальной команде.

Нужны ли сборной Италии натурализованные футболисты?

За 4 года в сборной Пранделли сыграли 5 натурализованных иностранцев — похоже на международный рекорд. В конкурентах только Юрген Клинсманн. Он перерыл родину в поисках потомков американских военных с немецким футбольным образованием вплоть до сержанта Э. Пресли и нашел ту же четверку (Бойд, Брукс, Моралес, Джонсон). Но Клинсманну положено, он все-таки тренирует плавильный котел.

Дело не в избыточном космополитизме Пранделли. Поколение итальянских футболистов, которым сейчас около 30, не отвечает гигантским амбициям и тифози, и вообще самоопределению нации. Чтобы не вогнать народ в депрессию лет на десять (чего доброго, коммунисты победят на выборах), дон Чезаре расширил поиск до тех, у кого есть итальянский паспорт. Натурализация влечет дополнительные проблемы: Кассано, Тони и Амаури после каждого гола рассказывают журналистам, как прекрасно было бы завершить сезон в Бразилии под сенью пальм. Надо отдать должное, Франческо Тотти ведет себя скромнее. А тут появляются неофиты вроде Жонатана. И Пранделли приходится объяснять, что он, как око Мордора, следит за всеми своими хоббитами. 

Луис Арагонес в 2008-м показал, как меняется команда, если инкрустировать в нее нужного легионера — Маркос Сенна держал весь центр поля. Теперь испанцы, футбольные короли последней пятилетки, чуть ли не самая успешная сборная в истории, не стесняются вырывать бразильца Диего Косту из рук Фелипе Сколари, хотя свои форварды забивают в «Челси», «Ман Сити» и «Ювентусе». Один нападающий Пранделли лечится в США, двое сидят на скамейке в «Ювентусе», один на каждый забитый гол получает желтую карточку, а пара из «Торино» 26 раз поразила ворота соперников и лишь однажды огорчила команду из топ-3. О защите мы говорили выше, а Монтоливо, Де Росси и Джаккерини, мягко говоря, вызывают опасения, особенно на фоне парижской благодати Тиаго Мотты.

Генетический груз

Давайте признаем: нынешнее итальянское поколение — генетический груз, плод негативных факторов. Серия А обеднела и уровень конкуренции упал, к тому же всем известно, что итальянцы — плохие легионеры. В 2006, когда Каннаваро получил «Золотой мяч», а «Скуадра адзурра» — кубок мира, в результатах голосования фигурировали 6 итальянцев (кроме Фабио — Буффон, Пирло, Гаттузо, Тони, Дзамбротта), в 2007-м, когда «Милан» взял реванш у «Ливерпуля» в финале ЛЧ, — 6 (Тотти, Пирло, Индзаги, Мальдини, Буффон и Гаттузо). С тех пор всплывают сенаторы Андреа и Джанлуиджи, однажды на 23-й строке промелькнул Марио.

Итальянский футбол сейчас, как российский хоккей. Эпические победные традиции, в Италии свет великого ЧМ-2006 еще ярче, чем советское олимпийское золото. Звезды: Дацюк и Пирло даже чем-то похожи. Сублимация: хоккеисты побеждают на ЧМ, Пранделли доходит до финала Евро, где разверзлась пропасть между «Скуадрой адзуррой» и «Фурией Роха». Но поколение, в целом, слабее других топ-сборных, а нация требует побед.

И здесь принципиальное различие — Пранделли не соглашается с гламурным самотеком. Он понимает, что ожидания болельщиков, это не только их проблемы. Он не думает, что получит «Оскар», просто потому что его зовут Лео, ему 39, он признанная звезда, снялся в 100-миллионнике Скорсезе, где 20% бюджета его гонорар, и он до сих пор не выиграл гребаную статуэтку. Нет, он берется за грошовую роль у малоизвестного канадца с бюджетом 5,5 млн и замахом на арт-хаус: СПИД, 80-е, Джаред Лето в роли транссексуала… Хватаясь за соломинки, Пранделли собирает их в плот! Возможно, он не получит свой «Оскар», возможно, провалится в Бразилии (в команде столько динамита, что можно еще раз раскочегарить Везувий), но Чезаре точно сделает все, что может и даже сверх того.