Дублинцы
Если вы ещё никогда-никогда не читали Джойса, но очень хотите всё-таки рискнуть, то рекомендую начинать именно с «Дублинцев», как самого простого для понимания.
Это сборник рассказов, в которых порой герои пересекаются и перебираются из одного в другой. Так что вполне можно тихонечко себе представить, как эти 15 отдельных историй могли бы вписаться в один эпичный большой роман с несколькими десятками персонажей.
Мысли об едином и целом произведении приходят в голову ещё и потому, что некоторые рассказы обрываются достаточно внезапно. Один разу даже захотелось проверить, не повреждён ли файл. Но потом вспоминаешь, что это Джойс, и что это нормально. Надо просто немножко подумать, почему у рассказа именно такой конец.
Хотя где Джойс и где «просто»...
Если вы не читали Ибсена и ещё сотню других книг, оказавших на Джойса большое влияние, то придётся не вылезать из сносок и приложений.
Хотя казалось бы: обычные людишки, обычные бытовые проблемы и сцены, затрагивающие пьянство, религию, тщеславие, политику, желание и прочее. Вроде всё как везде, но в то же время совершенно по-особенному: ты же знаешь репутацию Джойс и в каждом абзаце ждёшь подвоха (надо всего лишь дочитать до последнего рассказа, чтобы тебя накрыло).
Джойсу за его творчество доставалось от многих писателей, читателей и критиков. От Коэльо до Набокова. К счастью, мы с вами не Набоковы, и, тем более, не Коэльи, и поэтому тут нет места критике.
Эти рассказы написаны хорошим языком, что не только читается взахлёб, выигрывая соревнование у сна, но и который приятен сам по себе, вне зависимости от того, какие события им описываются (и события ли вовсе). Джойм для меня как фоновая музыка: когда ты не можешь отнести себя к ценителям Баха и прочей классики, которую тебе вроде слушать и приятно, но ты совершенно не понимаешь всей её глубины (но точно знаешь, что она есть).
Это и обидно, что ты мелкая рыбёшка и плещешься на мелководье, но и радуешься, что вообще попал в этот водоём.
8,5/10
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Где вы раньше были?)
Пару лет назад, начал с "Портрет художника в юности", дошел до середины и чуть не уснул, закрыл. Может стоит опять открыть... после ирландцев)
Почитай его, Отныне и во веки веков, Тонкая красная линия, Только позови - это стоящие вещи!
у нас бОльшая часть изданий отрезает все внетекстовые примечания, но доставляют они часто не хуже самих произведений. У него же чистовиков не было как таковых, соответственно никакой конечной редактуры и не предусматривалось, поэтому (особенно в Процессе), часто встречаются вычеркнутые абзацы с авторскими пометками вроде "чозауйня, франц? давай по-новой"