3 мин.

Остров Крым

 

Говоря формально книга Василия Аксенова Остров Крым - альтернативная история. Автор предлагает версию по которой после гражданской войны Крым не был завоеван Красной армией, а остался в руках Врангеля. Благодаря этому во время действия книги, конец 70-х, под боком у Социалистического Советского Союза оказывается небольшая пятимиллионная страна, населенная потомками Белых и живущая по законам западного мира.

У Аксенова не было никакой географической необходимости отрывать полуостров от материка. В этом случае он лишился бы только сцены Ледового побоища. Рассказа о том, как похмельный английский солдат не столько из воинской доблести, сколько из мальчишеского азарта расстрелял из главного корабельного орудия наступающую по льду красную конницу. Но чтобы подчеркнуть главную идею книги, Крым необходимо было превратить в остров, парадоксально сделав этим фантастическим предположением историю реальнее.

Мысль, что Россия населена двумя разными народами не нова. Прямо об этом говорит Андрон Кончаловский деля русских на русских европейцев и  русских азиатов. Еще дальше пошел Дмитрий Быков в ЖД, показав в России два  борющихся за власть клана Варягов и Хазар, а русских превратив в тихую бессильную деревенскую народность. Думаю, более продвинутые в литературе и философии чем я читатели в назовут еще не одного писателя или мыслителя, который разделял население России на людей с западным воззрением на мир и азиатским. Аксенов отделяет живущих в СССР социалистических русских от западников живущих на Острове проливом, чуть поправив географию, предположив иное развитие истории. Смоделировав таким образом противостояние Запада и Азии он попытался найти способ объединить две столь разные части одной страны. Встроить остров в материк.

Главный герой повести Андрей Лучников, журналист, сын русского белогвардейца, плейбой и очень популярная на Острове личность не мыслит себя вдали от исконной России, от корней. И прикладывает все усилия чтобы Остров Крым влился в лоно своей Большой Родины России сиречь Советского Союза. Как неглупый и абсолютно западный по образу мыслей и жизни человек представлял такое слияние непонятно. Это чистый идеализм жалко и наивно прикрываемым запоздалыми надеждами, появившимися, когда изменить уже было ничего нельзя, что СССР все сделает постепенно, не разрушая заповедник свободного мира на уже своей территории.

Конечно советские танки идеализмом не страдают. Странно, что Лучников действуя по книге в 70-ых годах, уже после Чехословакии и Венгрии так наивен. Они врываются в и без того принадлежащую им после подписания всех договоров страну разрушая все. И только костромская гопота в форме советских солдат бежит пить немецкое пиво в пока еще не разгромленное кафе, да водила одного из совковых чинуш линяет на пару дней потрахать крымских профессионалок пока не вошли войска.

Как проваливается попытка Лучникова встроить Россию западную в Россию азиатскую, так не находит и Аксенов возможности сосуществования русского западника с русским азиатом. Слабый росток цивилизации будет сметен тупой массой, какое бы название ей не придал текущий момент: Коммунисты, патриоты, православные...

Большого выбора Аксенов не оставляет. Отец Лучникова, солдат еще той белой армии, идет на отложенную на полвека капитуляцию и гибнет. Андрей вместо вновь обретенного дома в Большой России теряет все, отца, сына, обеих своих женщин, губит Остров и если и не гибнет физически, то терпит сокрушительное поражение. Кто же спасается?

Тот, кто не имеет корней в России или может от них отказаться. Сын Андрея, считающий себя не русским, а человеком мира, так называемым яки. Вечный странник Бен Иванов. Да пара таких же молодых ни к чему не привязанных ребят. Они чудом спасаются на утлом плотике от советских ракет, увозя на ту сторону Черного моря, в Турцию, новорожденного сына Андрея. С Острова, который уже ничего не спасет.