1 мин.

Гладиаторы

Кто такой Спартак, что это было за восстание и чем всё закончилось, знают более-менее все из школьной истории и фильма с Кирком Дугласом.

Это случилось давным-давно, ещё до нашей эры, и большого количества источников, затрагивающих события третьего масштабного восстания рабов, не могло быть по определению. Зато какой простор для воображения. У Кестлера кроме воображения ещё и очень неплохой язык.

И вот он, любимец женщин, рабов и детей, человек в звериных шкурах, на голову выше всех остальных. Он ничем не примечателен внешне, но излучает спокойную внутреннюю силу, что его все слушаются. Он должен был убить или быть убитым на гладиаторской арене Криксом, а теперь они вместе подняли восстание, преследуя разные цели, но прекрасно понимая, что хочет каждый из них. 

И они пойдут своей дорогой до самого печального конца, чтобы убедиться, в какой степени был прав второй из них. 

Они, эти рабы, хотят свободы, как крестьяне хотят еды и земли. И проблема Римской империи не в безнравственности и распущенности, а в экономике, когда крестьянина проще заменить рабом, а производство товаров — ввозом более дешёвых из колоний. 

Кёстлер весьма убедительно фантазирует на тему, почему провалилось всё это восстание, поначалу разросшееся до небывалых масштабов. Где начинается свобода одного человека, там заканчивается свобода другого. И если для твоих людей «свобода» означает «не работать», то общество обречено на поражение. Какой идиот будет стоять в карауле, если в этот момент можно грабить дома, пить вино и насиловать женщин? 

Спартак хотел создать утопичное Государство Солнца, но он так и не сумел донести до людей свои благие цели и высшие мотивы. Толпа не думает о том будущем, в котором ей не суждено уже жить.

8/10