Нота надежды. Как вернуть итальянский футбол на прежний уровень
«Во-первых, нам необходимо понять то, в каком тяжелом состоянии находится итальянский футбол. Во-вторых, приложить совместные усилия для решения проблем», - главный тренер сборной Италии Чезаре Пранделли
Когда говорят, что он утратил былое могущество, что он невыносимо долго будет искать новый путь на вершину, что какой-нибудь путник однажды спугнет птицу времени, которая остановила свой полёт и сложила крылья где-то в 90-х годах, то мне почему-то вспоминаются слова великого композитора Эннио Морриконе о том, что в нашей постоянно меняющейся жизни всегда нужно верить в лучшее. «Я убеждён, что в один прекрасный момент итальянский футбол вернётся на прежний уровень, а сборная Италии вновь станет сильнейшей сборной мира», - говорит Морриконе, который на протяжение 75 лет поддерживает столичную «Рому».
Наверное, Эннио Морриконе прав, ведь кому, как не болельщику, который не только застал все крупные победы Скуадры Адзурры и все чемпионства «Ромы», но и пережил откровенные провалы Национале, вроде того, который случился на чемпионате 1966 года, и такие неудачи «джаллоросси», как вылет в серию B, рассуждать о важности надежды. Однако всё это не отменяет того, что итальянский футбол находится в глубоком кризисе и нуждается в разрешении многих проблем, сковывающих его развитие.
Низшие дивизионы
«Мы являемся последним звеном в системе итальянского футбола, но именно мы платим за все изъяны и недостатки», - заявляет президент Lega Pro Марио Макалли. Шесть лет назад спортивные чиновники утверждали, что образование Lega Pro с помощью объединения третьего и четвертого дивизиона пойдет на пользу кальчо. К сожалению, тогда произошла простая смена вывески, которая не несла в себе практически никаких преобразований, ведь никто даже не поинтересовался, в каком состоянии находятся финансы клубов. В результате данная реформа объединила несколько прогнивших организмов в один большой, а её итогом стали бесконечные банкротства (к примеру, летом 2010 года о банкротстве объявил 21 клуб) и финансовые штрафы. Известный эксперт в области экономики Марко Белинаццо не исключает возможности новой волны разорений. И она, похоже, уже началась: недавно «Асколи», клуб с более чем вековой историей, судом был признан банкротом.
Почему же так происходит? Основу доходов клубов низших дивизионов формируют спонсорские контракты и средства от продаж прав на телетрансляции, распределяющиеся по закону Меландри. Фактически от них зависит жизнь клуба, учитывая, что коммерческий сектор мало кого заботит. Если в 2011-м году Маккали жаловался на упразднение специального фонда, в который можно было бы обратиться в случае необходимости и помочь нуждающимися, то теперь камнем преткновения являются 6% годовой выручки от продажи прав на ТВ, получаемой от серии A (сумма около 55 млн. евро).
Согласно закону Меландри они должны быть поделены между серией B и Lega Pro, однако указ № 9/2008 не дает никаких критериев для распределения. В прошлом году 67% досталось серии B, а 33% Lega Pro, что вызвало бурю негативных эмоций у Маккали, который проклял всё, что есть на свете, и назвал ворами и паразитами руководителей Лиги B. Суть претензий заключается в том, почему большая часть денег пошла 22-м клубам серии B, которые постепенно приводят в порядок финансы, а не 69 клубам Lega Pro, у которых наблюдается отрицательная динамика (у Prima Divisione в среднем «минус» 1,5 млн. евро, у Seconda Divisione «минус» 400 тыс. евро). И это без учета финансовых отчетностей клубов, признанных банкротами! Принимая во внимание то, что финансовые показатели второго дивизиона Италии идут в гору (доходы большинства клубов растут, общие расходы за последние годы уменьшились на 30%, оборот лиги стабильно прибавляет 10-15% с сезона 2010/2011, доходы от продаж билетов добились колоссального роста в +50%), а Lega Pro только ухудшаются, то гнев Маккали вполне объясним.
Касательно спонсорства, то клубы низших дивизионов зачастую спонсируются небольшими банками и компаниями, которые в настоящий момент вынуждены принимать на себя удары экономического кризиса. Собственно, им сейчас не до футбола, из-за чего жалуются многие президенты клубов.
Марио Маккали борется за права низшего дивизиона с 1997 года
Что потом? Первоочередная задача Маккали состоит в том, чтобы клубы Lega Pro, из которых немногие могут похвастаться стабильностью, создали фундамент для будущего развития, без которого невозможен прогресс всего итальянского футбола. Федерация футбола Италии уже признала свои ошибки, объявив, что начиная с сезона 2014/2015 Lega Pro приобретет новый формат, но самое главное заключается в том, что клубам предъявлены строгие финансовые требования, которые и должны навести элементарный порядок. Предстоит пройти два ключевых этапа: 1) избавиться от клубов, чьи финансовые возможности не соответствуют требованиям лиги, 2) уменьшить число профессиональных клубов, что позволит изменить структуру турниров, вплоть до серии А. Это приведёт к сокращению «команд-туристов» и в целом поднимет конкурентоспособность.
Молодёжный футбол
Президент Lega B Андреа Адоби говорит, что только различные запреты и ограничения могут заставить руководителей клубов посмотреть на футбольный мир иначе, особенно это касается отношения клуба к своим воспитанникам. Так в серии B действует правило, согласно которому расходы на зарплату не должны превышать 60% доходов, и установлен полоток зарплат. Это поспособствовало тому, что клубы наконец-то стали хоть немного инвестировать в академию. А в Lega Pro с прошлого был введен средний возраст, смысл которого в том, что часть причитающихся средств может изменяться так в большую сторону, так и в меньшую. Все зависит от среднего возраста команды – чем меньше он, тем больше итоговый «бонус», чем больше он, тем меньше предназначенная сумма (вплоть до вычета 90%). Вопреки таким жёстким критикам, как Дамиано Томмази, реформаторы надеются, что благодаря таким мерам молодежные секторы итальянских клубов заработают более продуктивно.
Одним из направлений политики Джанкарло Абете является укрепление молодёжного футбола
Проблема молодёжного футбола – самая главная в Италии. За последние годы шанс попробовать свои силы в серии А получил только каждый двадцатый игрок Примаверы. Политика итальянских клубов зачастую сводилась к тому, чтобы отправить футболиста в аренду в низшие лиги, плавно превратившиеся в тренировочные полигоны для высшего дивизиона. Одним из первых об этой проблеме заговорил Роберто Баджо, занимавший пост технического директора FIGC с 2010 по 2013 год. Баджо представил проект «Обновление будущего», который сначала был принят членами FIGC, а затем благополучно был ими же и отменен. Баджо в своей работе особо отмечал необходимость создания центров по подготовке тренеров, используя передовой опыт европейских стран, что улучшит качество образования воспитанников, и мощной системы скаутинга, охватывающей все уровни итальянского футбола.
Стремление Баджо вдохнуть жизнь в молодёжный футбол Италии разбились об пассивность Федерации. «Божественный хвостик» ушёл, а проблемы остались. Это и слабость юношеского футбола, особенно в южных регионах, это и необходимость реформирования футбольной школы с пристальным вниманием к тренерам, это и здравоохранение. Значение качественного медицинского обслуживания в детском футболе подчеркивает и главный тренер сборной Италии Чезаре Пранделли, который, к слову, сам недавно принял участие в благотворительной акции, направленной на борьбу с сердечными заболеваниями молодых спортсменов.
«Несмотря на всё, потенциал молодёжного футбола огромен», - утверждает легендарный Джанни Ривера, сменивший Баджо на посту технического директора. Всего в школах футбольных клубов занимается 840 тысяч игроков в возрасте от 5 до 19 лет, что соответствует 10% от общего числа ребят, живущих на территории страны. Да и интерес к играм молодёжной сборной в самой Италии растёт, о чём свидетельствует статистика телеканалов, зафиксировавшая рост +35% телезрителей за четыре года.
Выход - там. Как в Италии развивается молодёжный футбол
Инфраструктура и маркетинг
«Нам должно быть стыдно за стадионы, их инфраструктуру и маркетинг, который только начинает делать первые шаги», - из интервью Паоло Бедина, генерального директора Lega B. Из более 100 профессиональных клубов только «Ювентус» имеет собственный стадион. Остальные же объекты принадлежат муниципалитетам, которые их сдают в аренду клубам. Старость (средний возраст стадионов Италии 65 лет), небезопасность, отсутствие развитой инфраструктуры и необходимость её улучшения, – эти недостатки планируется устранить с помощью строительства новых арен и усовершенствования старых.
Этому могут помочь поправки к законодательству о спортивных сооружениях, принятые в декабре прошлого года, которые немного упрощают ряд бюрократических моментов. Однако многие ими остались недовольны. Так президент Лиги Кальчо Маурицио Беретта назвал их лишь 0,5 шага вперёд, а президент «Лацио» Клаудио Лотито заявил, что правила строительства не решают проблем, а наоборот их создают. Например, получение разрешения на строительство нужно ждать минимум 14 месяцев, да и то не факт, что оно будет дано, в то время в других странах срок равен трем месяцам. Победа над бюрократической машиной позволит кальчо перейти к следующему этапу возрождения, который ознаменуется инвестициями не только в стадион, но и в прилежащую территорию, что положительно скажется на доходе и коммерческом секторе клубов. Пример «Ювентус Стэдиум» наглядно это доказал.
Сравнение четырёх самых доходных клубов Европы и четырёх самых доходных клубов Италии.
Недавно директор «Ромы» по маркетингу Джорджо Брамбилла в Коверчано рассказал о том, как римский клуб организует деятельность по данному направлению. «Прежде всего, нужно понять, что наша цель заключается в привлечении болельщиков на стадион, численность которых остается на очень низком уровне. Для её достижения необходимо реализовывать различные программы, сотрудничать с болельщиками, с туристическими фирмами по всему миру, продвигать бренд на международный уровень с помощью организации различных турне за рубеж, организации детских лагерей, подписывать контракты с крупными компаниями. Вполне разумно, что доходы от продаж билетов клубов серии А в последнее время снизились на 20%, ведь маркетингу они практически не уделяют внимания», - подытожил Брамбилла.
Мерчандайзинг
Мерчандайзинг – важный элемент в системе маркетинга, отвечающий за продажу товара на рынке. Журналист La Gazzetta dello Sport Джанкарло Теотино называет мерчандайзинг самым слабым звеном в деятельности клубов. Если сравнивать доходы ведущих лиг в этой сфере, то испанские клубы зарабатывают здесь больше всех – 190 млн.евро, английские – 168 млн., немецкие – 130 млн., итальянские – 77 млн.
В чём же причины столь низких доходов итальянских клубов? Во-первых, это недостаточная организация самого процесса. Справедливо отметил Паоло Мальдини, что в условной Англии всё, что «вращается» вокруг стадиона идёт в казну клуба, в то время в Италии за пределами «Джузеппе Меацца» пираты продают фальшивую продукцию. Президент FIGC Джанкарло Абете надеется, что правительство ужесточит надзор за пиратскими рынками, а самих пиратов обложит большими штрафами.
Но в первую очередь клубы сами должны быть заинтересованы в развитии мерчандайзинга. Удивительно, но перед началом нынешнего сезона болельщики некоторых клубов не могли купить официальную атрибутику через интернет-магазин лишь потому, что его попросту не было. Так у выступающего в серии А «Кальяри» официальный магазин появился несколько месяцев назад.
Во-вторых, нежелание местного населения тратить на «фирменные» вещи деньги, но, по мнению аналитиков, это отчасти соответствует действительности. Стоимость формы в Италии варьируется в пределах 71 евро, в Германии 70, в Испании 64, в Англии приблизительно 50 евро. Бруно Спарандео, специалист в области спортивного маркетинга, говорит, что главная проблема не в итоговой стоимости, а в отношении клуба к своим потенциальным покупателям. Взять хотя бы тот же пример с интернет-магазинами, когда определенные клубы считают разумным не отвечать на запросы об общей информации продукта.
Заключение
Сложно сказать, сколько потребуется времени на то, чтобы привести все дела в порядок. Может пять лет, может десять, может двадцать. Требуются не просто изменения, а настоящая революция. Конечно, есть и положительные моменты, вроде проекта «B Futura», предполагающего помощь клубам в обновлении стадионов. Но также необходимы и общие усилия федерации футбола Италии, Лиг, клубов, взгляды которых на футбол зачастую разнятся. Возможно, смотрят они в разные стороны, но сердце у них одно, сердце кальчо, которое и должно всех объединить.
Болельщикам же остаётся надеяться и верить, что каждый раз, когда они в выходные включат телевизор в ожидании очередного тура итальянского чемпионата, перед ними развернётся классика мирового футбола. И для них она будет самой лучшей, несмотря на все проблемы. Пускай, это далеко не так, но голос души говорит об обратном…
Текст написан специально для мартовского номера Football Tribune:
1) 40% делятся поровну между всеми командами серии А
2) за 30% "отвечают" болельщики (25% по числу болельщиков, 5% численность населения в муниципалетете, где играет команда).
3) 30% на основе исторических достижений (из них 5% по итогам сезона, 15% по результатам предыдущих лет, 10% на основе исторических результатов, начиная с 1946/1947)
По первому и третьему критерию "Ювентус", "Милан" и "Интер" получили примерно одинаковые суммы. По второму критерию по части болельщиков "Ювентус" получил 56 млн. евро, "Интер" 40 млн, "Милан" 39 млн. (число жителей в расчет не буду брать, потому что цифры там не на много отличаются). Эта разница достигается за счет того, что в Италии по данным опроса большинство болельщиков поддерживают "Ювентус" (около девяти миллионов), "Интер" поддерживают 6,3 млн., "Милан" 6,1 млн. Итого "Ювентус" за ТВ в Италии получает 95 млн.евро, "Милан" 79,9 млн., "Интер" 79,8.
Также во внимание следует принимать тот факт, что "Ювентус" и "Милан" выступали в Лиге Чемпионов, что позволило им нарастить еще больший доход. Поэтому и создается большая разница между ними и "Интером" в доходах от продаж прав на телетрансляции. Надеюсь, что я смог ответить на Ваш вопрос.
И прошу всех - пожалуйста, без провокаций)))