6 мин.

Снова не ДиКаприо. Об Оскаре 2014

Посмотрев практически все номинированные картины, могу сказать, что состава сильнее на Оскаре не было давно. Великолепный ДиКаприо и Макконахи сойдутся, как Рибери с Роналду в начале года, а Стив МакКуин имеет неплохие шансы стать первым чернокожим режиссером, получившим Оскар. Кейт Бланшетт уделала даже Мэрил Стрип, а Хоакин Феникс снова незаслуженно остался в тени.

С фильмом года все довольно прозаично – нет ни единого шанса, что приз возьмет кто-то, кроме «12 лет рабства». Нет, это не картина о правлении Путина. На основе реальной истории очень недооцененный режиссер Стив МакКуин снял фильм о том, как свободного человека могли сделать рабом и заставить провести полдня в петле или вовсе повесить, если тот соберет меньше всех хлопка. Даже Жан-Марк Валле со своей сильнейшей картиной про больных СПИДом с Лето и Макконахи не сможет переплюнуть тему рабства и расовой дискриминации, которую так высоко котирует киноакадемия. Успешны были «Прислуга», «Джанго Освобожденный», «Линкольн». Это своего рода залог. Режиссер МакКуин чернокожий и отчасти именно поэтому на проблемную тему у него получился лучший фильм из всех выше перечисленных. Явно сильнее в плане истории и сюжетной линии, актерской игры – Эджиофор вместе с Фассбендером и Ньонго поработали на славу, ну и, конечно, все те реалии Америки 19 века показаны настолько сильно и откровенно, что хочется пойти в какой-нибудь Дом Дружбы народов, найти там черного паренька и по-отечески приобнять. Последняя сцена возвращения Соломона Нортапа к родным загоняет в горло ком размером с Юпитер.

Когда кто-то говорит, что «12 лет рабства» заберет награду только из-за чувства вины со стороны белых, в мире грустит один Стиви:

Люпита Ньонго точно возьмет статуэтку за второй план - королеву плантаций, которая переплюнула всех черных мужчин и собирала больше 500 кг хлопка в день, какой-то там Лоуренс в одеяле точно не обойти. Невероятно хороша Бланшетт в роли неудачницы Жасмин, которая заново учиться жить. Вуди Аллен с помощью образа Жасмин преподнес отличный пример того, что с бабоньками делает завышенная самооценка, а Бланшетт просто исполнила эту роль на заслуженный Оскар в номинации первого плана. 

Если бы номинации ДиКаприо всегда попадали в яблочко, как и у Кейт, то, наверное, особой интриги сегодня бы не было. А так гвоздь программы – не получит ли ДиКаприо очередную психологическую травму. В «Волке» он был невероятен, как и приучил уже давно. Роль Белфорта вряд ли кто-то исполнил бы лучше. Безрассудный наркоман, удачливый кутила с харизмой, прожигатель и баловень – ДиКаприо в этой роли выглядел как влитой. «Неси таблетки, я не хочу умирать трезвым!» и «Fuck» не реже раза в минуту. Но Лео наверняка не выиграет и вот почему. Когда опять начинаются разговоры о том, что ему нужно дать награду только потому, что он давно ее заслужил, памятуя о былых неоцененных заслугах, значит Лео не совсем явный лидер и фаворит в этой гонке. Полагаю, что когда ни у одного человека не возникнет сомнений, что он нашел свою роль и исполнил ее на 100%, мы не вспомним ни авиатора Говарда Хьюза, ни контрабандиста Дэнни Арчера, ни других его сильных персонажей. Это будет одна из лучших ролей в истории мирового кино, на которую мало кто способен, кроме Лео. Об этом, возможно, когда-нибудь снимут биографический фильм, но в концовке этой ленты Лео получит Оскар вовсе не за роль миллиардера-наркоши со свечкой в анусе. Он способен на большее.

К тому же, киноакадемия редко поощряет подобные типажи, отдавая награды смертельно больному Хэнксу в «Филадельфии», Дэй-Льюису за лучшего президента в истории Америки и лучшего нефтяника мирового кино, или Пенну за политика-гея. Проблемные и глобальные роли, общественно значимые, они поощряют куда охотнее. Поэтому награду заберет Мэттью МакКонахи, который помимо того, что сыграл великолепно, в лучших традициях Бэйла скинул еще и больше 20 кг для своей роли. Врачи отвели ему 30 дней – он прожил 2500. Мэтт в этом году вообще удивил больше всех – после средних ролей в не самых серьезных фильмах он выдал нечто шедевральное. Можно сказать, это была роль всей его жизни. Он словно Аделина Сотникова на Олимпиаде – исполнил прокат, который никто от него и не ждал. Лео, конечно, большой молодец и по-прежнему остается главным трудягой Голливуда с самым большим талантом, но ему будет невероятно сложно превзойти оценки прекрасной роли больного ковбоя, борющегося за свою жизнь и жизни других больных. 

Жаль, что награда всего одна:

Понятно, что делить большую часть статуэток между собой будут «Гравитация» и «12 лет рабства». Куарон готовит полку для технических наград, а МакКуин в дуэте с любимым актером Фассбендером с третьего раза все-таки добрался до главных наград в кино и вероятно пройдется катком. Но я бы отметил кое-что крайне интересное, что может замылиться за всей этой истерией по Оскару для ДиКаприо и баттлом двух фаворитов...

Под шумок Спайк Джонс снял фильм года, не поднимая при этом проблем расизма, гомофобии, наркомании, человеческих пороков и даже не брал за основу уже готовую историю. Он просто взял и написал лучший оригинальный сценарий в ушедшем году, а затем реализовал свою идею вместе с Хоакином Фениксом в главной роли, который влюбился в голос компьютерной Саманты – Скарлетт Йоханссон. «Her» потом будут вспоминать как Терешкову – «Она» и она были первыми.

Это даже не мелодрама, а научная фантастика о чувствах вперемешку с крутой идеей и актерами. Это вам не какой-то там «Дневник Памяти» со соплями под дождем. «Она» - сильнейшее, оригинальнейшее, что вы только могли бы увидеть за последние годы. В море довольно шаблонных сюжетов с одинаковыми проблемами и несложными идеями вдруг появился такой яркий фильм, аналогов которому в кино не было никогда.

Ну и какой мужик не любит Хоакина Феникса? Его снова оставили на заднем плане за спинами зубров ДиКаприо, Бэйла и МакКонахи, а он тем временем за один год прошел путь от буйного психопата и дистрофика, предлагающего потрахаться первой встречной в «Мастере», до тонкой души хипстероподобного романтика, аккомпанирующего на гитаре пению компьютерной спутницы. Остается надеятся, что хотя бы божественную «The Moon Song» академия оценит по достоинству: