12 мин.

Тяжелая артиллерия. Как Василий Баранов стал легендой

Путь в большой футбол для Василия Баранова был тернист и сложен, он отнюдь не походил на красную дорожку. Он был, что называется, не благодаря, а вопреки. Что, собственно, и привлекает к нему любопытство, внимание, а также огромный интерес.

Начало

Будучи школьником, Василий, наверное, даже и подумать не мог, что будет играть за московский «Спартак» и забивать самой «Баварии» в Лиге Чемпионов. Но на всякий случай в ДЮСШ похаживал, там его всегда с нетерпением ждали друзья-приятели (т.е. закадыги), а так же первый тренер – Вилий Блинков, который и разглядел в парнишке задатки «футболёра».

Так бы всю жизнь и учился Вася в школе, да ходил в ДЮСШ мяч погонять, но внезапно он закончил восемь классов своей средней школы и тут же наступили «лихие» девяностые. Которые открыли множество дорог и возможностей: можно было пойти в рэкетиры и «мочить» польских торгашей, приезжавших за легким наваром; можно было замутить свою финансовую пирамиду с нардами и Натальей Негодой; а можно было поступить в техническое училище на специальность «электромонтер торгового оборудования», что Василий с радостью и сделал.

Учеба давалась легко, с «мастаками» не конфликтовал, с одногруппниками выпивал, да ещё и в футбол на первенстве района поиграть успевал. Всё у него было размеренно, без излишеств.

В общем, таким «макаром» закончил Василий свою «шарагу», и стал перед ним выбор сложный: поступить в университет или же в армию пойти, должок Родине отдавать. Поразмыслив и прикинув «чё па чём», Василий приходит к выводу, что в универе надо учиться пять лет, а в армии служить всего лишь два года. Поэтому выбор был очевиден – армия.

В различных «приблатненных» спортротах Баранов не служил и армию ему никто не «делал». Вася служил в самой обычной артиллерийской части, чистил пушки и забивал в эти же пушки снаряды «туго». Топтал плац, чистил картошку и ходил в «увал» – «с малыхами приколоться». Дембель был неизбежен, вскоре он и Василия не миновал.

Дембельнувшись, Баранов уже всерьёз и перестал думать о футболе. Он пил пивко и бегал с пацанами во дворе в «миньку». Собирались они где-то раза три в неделю, сначала раскатывали соперников, а потом и пару ящиков пива.

Так бы и работал всю жизнь Вася «электромонтером торгового оборудования» и гонял мяч во дворе, но внезапно свою весомую роль сыграл его величество случай. Одной снежной-приснежной зимой играла команда Баранова на каком то турнире по мини-футболу. Василий видимо так хорошо себя в нём зарекомендовал, что положила на него глаз заводская команда «ЗЛиН». Сели они, «покумекали», да и дал футболист своё согласие на переход. Новичка приписали к заводу и за каждую тренировку начисляли трудодни.

Вот так и начал свою профессиональную карьеру один из лучших полузащитников за всю историю беларуского футбола, а тогда шел ему двадцать второй год. В то время это считалось нормально, не то что сейчас, когда различные Пуховы из солигорских «Шахтеров» в 21 год свои «выдающиеся» карьерызавершают.

«Ведрич»

В «ЗЛиНе» полузащитник сразу же смог себя проявить с наилучшей стороны, да и как! Уже совсем скоро никому неизвестного паренька приглашают в высшелиговый «Ведрич», ныне переименованный кабинетными вандалами в «Речицу».

В первом же матче за новую команду Василий сразу показывает «ху ис ху» и торпедирует ворота брестского «Динамо» своим фирменным артиллерийским ударом.

За короткий промежуток времени напористый бровочник становится лидером и капитаном «Ведрича». Во время матчей он отжигает на футбольном поле, а в свободное от футбола время жжёт в другом поле – в заведении под названием «Русское поле», где подают свежее пиво прямо из бочек. Уж очень сильно приглянулось Василию это порочное место, частенько он туда захаживал со своими друзьями-приятелями (т.е. закадыгами), чтобы отдохнуть душой и телом.

Сборная

Прогресс футболиста не остался незамеченным, и Баранов дебютировал в национальной сборной. В домашнем матче против сборной Чехии, проигранном со счётом 0:2. На 74-й минуте он поменял Андрея Юсипца.

Дальнейшие отношения с национальной командой напоминают любовный роман: то стороны клянутся друг другу в вечной любви, то уличают друг друга в измене. А затем следует процедура битья посуды и неминуемое расставание. Ситуация неоднозначная.

Уже в октябре 1996 года, после выездного матча с «реактивными» эстонцами, Сергей Боровский отчисляет полузащитника из команды с формулировкой: «За непрофессиональное отношение к делу». Что это было за «непрофессиональное отношение» – до сих пор остается загадкой, но давным-давно ходит одна байка, как перед матчем национальной сборной Василий был мягко говоря «не в форме». Чтобы привести футболиста в норму, партнеры по команде два часа отпаривали Баранова в бане, на футбольное поле он тогда все же вышел... Краснолицый,»отпаренный» и с «душком».

С Эдуардом Малофеевым тоже всё складывалось отнюдь не гладко, что, собственно, и немудрено – не могла тонкая душа поэта и романтика ЭВМ вынести буйного нрава и широкой души хулигана. Их пути-дороги то сходились, то расходились, но к общему знаменателю так и не приходили. В итоге за шесть лет в главной команде страны Василий Баранов провел 25 матчей, в которых трижды сумел отличиться забитыми мячами. Особняком стоит шикарнейший гол во встрече со сборной Уэльса (кто поможет найти видео этого гола, тому будет огромнейший респектище).

Последний матч за сборную Баранов провел в 2001 году, в печально-знаменитой игре против всё той же команды Уэльса. На 69-й минуте Василия заменил Александр Глеб, тем самым оформив свой дебют в футболке национальной дружины, что весьма символично.

«Балтика»

В скором времени в «Ведриче» Василию становится тесно, а заведение «Русское поле» перестает обеспечивать моральным и душевным подъёмом футболиста. К тому же к полузащитнику начинают проявлять интерес зарубежные клубы, а точнее российские.

Махнув на всё рукой и присев на дорожку, едет Вася Москву покорять, в ЦСКА на просмотр. Немного потренировавшись с армейцами, он понимает, что рановато ещё с такими мастодонтами тягаться и ищет что попроще. А попроще оказывается дебютант сильнейшего дивизиона – «Балтика» из Калининграда.

Баранов сразу понимает, что это его команда. К тому же с таким вкусным названием. Хотя стоит отметить, что с одноименной пивной маркой клуб никакой связи не имел, а в Калининграде Василий предпочитал польское пиво «El Brewery», которым частенько затаривался.

Сходу заиграть в новой команде беларусу не удается. Главный тренер «Балтики» Герман Ткаченко постепенно подводит к основному составу молодого полузащитника, зачастую выпуская лишь на замену.

Артиллерист наш адаптировался, адаптировался, да и выстрелил вместе со своей командой. «Балтикой» поочередно были повержены гранды российского футбола: ЦСКА и «Алания», а Василий в тех матчах был одним из лучших.

В первом своём российском сезоне Баранов становится лидером «Балтики» и лучшим новичком чемпионата. Беларусом начинает интересоваться серьёзные команды.

«Спартак»

Переход в «Спартак» мог случиться на полгода раньше, если бы не характер полузащитника. А дело было так: «Спартак» и «Балтика» договорились о трансфере полузащитника. Баранову оставалось только прилететь в Москву и подписать контракт. Василий в Москву прилетел, но в клубе что-то напутали и в аэропорту его никто не встретил. Василий, недолго думая, развернулся и улетел первым рейсом в Калининград. Не следующее предложение «Спартака» Баранов ответил категорическим отказом, но все таки путем неимоверных усилий московских функционеров москвичам беларуского футболиста удалось уговорить. Тем не менее, переход был отсрочен на полгода.

Поговаривают, что за первую свою зарплату в «Спартаке» Баранов купил себе в Гомеле дом. Правда это или нет, я не знаю, зато знаю, что отрабатывать свой контракт Вася начал уже на третьей минуте дебютного матча за «красно-белых». Он обыграл на фланге земляка Андрея Лаврика и пушечно выстрелил под перекладину ворот Руслана Нигматуллина.

Многие болельщики говорили, что Баранов не подходит под комбинационную манеру игры «Спартака». Некоторые ценили беларуса за самоотдачу и бойцовские качества. Сам же Василий скромно говорил, мол, его дело маленькое – пробежал, отыгрался, навесил, забили.

Баранова переводили в дубль и выставляли на трансфер, сажали на скамейку запасных, но потом Вася снова выходил на поле и забивал или же отдавал результативную передачу. Он не боялся ни бога, ни черта, ни прыжков двумя ногами сзади Харри Кьюелла.

Хотя все эти переводы в дубль и выставления на трансфер носили, скорее всего, воспитательный характер, нежели игровой. Ведь «режимить» беларус не любил. Он мог прийти на тренировку, что называется, «тепленьким». Это сразу же замечал командный эскулап Васильков. Или же поставить охлаждаться под душ ящик пива и уйти тренироваться. Этикетки в итоге забьются в «слив» и база «Спартака» будет затоплена.

А мог забить Оливеру Кану.

И сняться в музыкальном клипе группы «Тет-а-тет». Вместе с Ширко, Маркао, Робсоном, Тчуйсе и Ираклием Перцхалавой.

Нельзя также не отметить крепкую дружбу полузащитника с бразильцем Робсоном, которого он называл «брат». Тоже, кстати, неспроста. Незадолго до появления в «Спартаке» темнокожего нападающего посмотрел Василий фильм с Сергеем Бодровым. Назывался фильм «Брат». Да так он футболисту сильно понравился, что стал Василий братом называть бразильского новичка. Любил ещё очень Вася наведаться в номер к Робсону и поговорить с ним душевно, что называется, «на пальцах».

Робсон до сих пор помнит своего беларуского товарища, совсем недавно владелец мясной лавки (истинный «спартаковец») вспоминал Васю, сказав, что Халк по манере игры напоминает «электромонтера торгового оборудования».

Автор легендарного удара в сторону углового флажка – Александр Ширко – также не может забыть моторного полузащитника и делится занятной историей:

«Вася Баранов постоянно в истории впутывался. Как-то он купил себе иномарку – Opel Corsa, зеленую такую. Ехал на базу, стал переставлять кассету в магнитоле, а в этот самый момент коровы переходили дорогу – он одну из них и ударил. Помял себе машину, приехал на базу, а там у нас был гараж, где нам помогали с ремонтом. Через неделю Васе починили машину и поставили рядом с базой на скорости – на первую передачу, чтобы она не укатилась. Он этого не знал, поэтому сел, завел — и снова врубился. На этот раз в стену».

«Спартак» стал высшей точкой карьеры Василия Баранова, хотя эта точка могла быть ещё более высокой, если бы состоялся трансфер в «Лион». Французы предлагали за беларуса по тем временам весьма неплохие деньги – пять миллионов, но не повезло, не фартануло.

Это было в 2001 году, наверное, в самом удачном сезоне для Василия. Тогда он стал лучшим ассистентом чемпионата, опередив таких монстров голевых передач, как Титов, Лоськов и Гусев. А также провел «золотой гол» в матче с питерским «Зенитом», который принес последнее на данный момент чемпионство «Спартаку» в его истории.

А дальше... Дальше началась черная полоса, как для «Спартака», так и для Баранова. Множество новичков сомнительного уровня, которых завозили «пачками», громкое «дело Сычева», провал в Лиге Чемпионов и третье место в чемпионате России. Всё это накладывало свой отпечаток и на атмосферу внутри коллектива. О той команде Василий высказался ёмко и прямо: «Тут даже пива не с кем попить».

Закат

В начале сезона 2003 года, Баранов покидает «Спартак». Отправляется в «Спартак-Аланию», но во Владикавказе всё оказывается не так просто. Уже совсем скоро беларус посылает на «три весёлых буквы» главного тренера Бахву Тедеева и самовольно покидает расположение команды.

«Спартак-Алания» продолжает начислять причитающуюся по контракту зарплату, а футболист подыскивает себе новый клуб. Но как только возникают варианты, «Алания» запрашивает неподъемную сумму трансфера и переговоры заходят в тупик.

Баранов мог оказаться в запорожском «Металлурге», минском «Динамо» и «Гомеле». Наиболее реальным был последний вариант, но в итоге Сергей Подпалый решает, что футболист команде не нужен.

Одному из самых титулованных беларуских игроков приходится заканчивать карьеру в третьелиговой «Рязани». По воспоминаниям очевидцев, Василий и там время от времени давал мастер-классы. Такие, что неизбалованные большим футболом жители Рязани, ходили смотреть не на родной клуб, а на Василия Баранова. В общем, в «Рязани» Вася и повесил свои бутсы на гвоздь.

Сейчас

Сейчас же Василий живет тихой и размеренной жизнью в родном Гомеле. В том доме, который якобы приобрел за первую «спартаковскую» зарплату. С прессой и бывшими одноклубниками не общается. Полностью абстрагировавшись от футбольного мира. Очень жаль, ведь сколько мог он ещё поведать интересных историй, которые не вошли в мой рассказ.

Баранов, как некий отшельник беларуского футбола, закрывшийся в своей келье, в которую никого не пускает. У него нет какого-либо желания рассказать о былых ратных подвигах. Очень жаль.

Но всё же спрятаться от глаз болельщиков и любителей футбола не так-то просто, что доказывает нам удалой любитель «фотоохоты», выловивший легенду московского «Спартака» на одном из гомельских рынков.

Конец.