Сезон 1876/77
Четвертый финал Уондерерс, успехи Аптон Парка и Кембриджа, первое домашнее поражение сборной Англии и сенсация в Кубке Шотландии.
Кубок
Прошлый кубковый сезон, прежде всего, запомнился чередой крупных побед на ранних этапах и разборками сильнейших клубов Англии – на поздних. Настоящий розыгрыш наоборот преподнес ряд удивительных прорывов скромных и непритязательных команд. К примеру, букингемширский Марлоу впервые преодолел первый раунд, обыграв Хартфордшир Рейнджерс 2:1, а затем и школу Форест 1:0. Подобного добился и Пилгримс из Клэптона. Однако самую большую неожиданность осенней части соревнований преподнес невзрачный Рочестер из Кента, выбивший во втором раунде со счетом 1:0 Свифтс, недавнего полуфиналиста Кубка.
Правда, подвиги всех этих чудных коллективов на этом и закончились. Пилгимс не совладал с действующим чемпионом Уондерерс (0:3), Рочестер пропустил четыре мяча от Кембриджского университета, а вот Марлоу столкнулся с лондонским Аптон Парком, истинным откровением всего сезона.
Клуб этот был основан в 1866 году в лондонском Вест Хэме выпускниками частных и публичных школ, многие из которых проживали в соседнем районе Форест Гейт. Большинство представляли средний класс – юристы, врачи, предприниматели, священники и так далее. Аптон Парк всегда был на виду если не в плане результатов, то благодаря отдельным личностям. Достаточно вспомнить Альфреда Стэйра, члена комитета ФА начала 1870-х, известного своей работой в качестве рефери на первых трех финалах Кубка Англии. Стоит упомянуть и защитника/вратаря Конрада Уорнера, попадавшего в сборную Лондона и Англии, и представлявшего клуб до первого расформирования в 1887 году. Нападающий Сегар Бастард меж тем являлся одним из лучших футболистов в истории Аптон Парка. Хотя в описываемом сезоне ему было всего 22-23 года, Бастард все равно считался лидером атаки.
Дружба с национальным Кубком у них началась 11 ноября 1871 года на поле в Вест Хэм Парке – исторический первый гол Джарвиса Кенрика был забит именно здесь, когда Аптон уступил Клэпэм Роверс 0:3. В последующие сезоны Бордово-черные регулярно вылетали в стартовом раунде, непременно проигрывая «всухую». Первая их победа свершилась только 23 октября 1875-го в матче с Саутхоллом (1:0). Потом жеребьевка выделила лондонцам в соперники Шеффилд на Брамалл Лэйн, но те просто не поехали в Йоркшир и снялись с турнира, так и не взобравшись на вторую ступень непредсказуемой кубковой лестницы.
Нынче все складывалось не в пример удачно. После семи безответных мячей в ворота Лейтона, во втором раунде был пройден Барнс (1:0), а в среду 24 января 1877-го в сопровождении отменной погоды и в присутствии большого количества очевидцев состоялся матч против Марлоу. Как уже говорилось, обе эти команды ранее никогда не доходили так далеко. За десять минут до конца Аптон вел 2:1 (Бастард и Уинтерботам – Прайс). Однако Синие вскоре заработали угловой и правый нападающий Прайор оказался успешнее всех перед воротами 32-летнего Милнера Джатсума, одного из ветеранов Аптон Парка. Ничья 2:2 вынудила оппонентов договариваться о переигровке.
В ту ответственную субботу 27 января весь день лил дождь, и скользкое поле без сомнения обеспечило поединку захватывающее содержание. Не хватало только голов. Концовка игры тоже ничего интересного не предвещала вплоть до углового у ворот Марлоу. Как и в последнем матче, стандарт и интригующая неразбериха привели к забитому мячу – 1:0 и Аптон Парк в четвертом раунде.
24 февраля капитан Бордово-черных Томас Миклем вместе с партнерами вновь вышел на поле Кеннингтон Овала. После распределения сторон и мяча соперники заняли свои позиции и пребывали в полной готовности – на той половине Аптону противостоял не кто иной, как Оксфордский университет, никогда не вылетавший из Кубка раньше полуфинала. Первый и третий раунды студенты пропустили, во втором легко разделавшись со 105-м полком (6:1).
Оксфорд по праву доминировал, с удовольствием тревожа оборону лондонцев, но Фредерик Хотэм и Эдвард Бичамп концентрацию терять не желали и неустанно занимались ликвидацией разнообразных угроз. В нападении же у Бастарда и компании почти ничего не получалось. Впрочем, и Темно-синие в этом смысле тоже особо не преуспели, так и закончив по нулям.
Расстановка сил в повторной встрече 10 марта осталась прежней. Оксфордцы продолжали давить, а Аптон – отбиваться. Естественно когда-нибудь их защита дала бы сбой. И момент этот настал сравнительно скоро. Под конец первого тайма Генри Оттер в результате свойственного себе замечательного прохода заработал угловой, подразумевавший уже привычную толчею близ ворот. Так и вышло: мяч с огромным желанием нырнул в гущу игроков и по истечении непродолжительных блужданий среди десятков ног рикошетом от одной из штанг пересек заветную линию. Гол был записан на Джона Бэйна. После перерыва позитивных изменений для Аптон Парка не предвиделось. Их достойный кубковый путь подошел к логическому концу. Оксфорд же в связи с недостатком команд минул полуфинал и в третий раз за четыре года оказался в финале.
Единственный матч предпоследней стадии свел друг с другом Уондерерс и еще одну команду, отметившуюся невиданной прытью. Андердогом вроде Аптона ее, конечно, назвать нельзя, но в одной победе от главного матча впервые находилась сборная Кембриджского университета. За три сезона выступлений в Кубке наивысшим достижением Светло-синих был прошлогодний третий раунд, да и в ежегодных встречах с Оксфордом они выиграли всего раз (из четырех). Словом, на большие свершения в отличие от заклятых врагов никогда не претендовали.
Ноябрьская победа во втором раунде над обычно сильным Клэпэмом уже выглядела весомо, но после Рочестера (4:0) Кембриджцы получили еще более мощного противника в виде чемпиона 1875 года Ройал Инжиниерс. Саперам вообще достался довольно сложный путь – они поочередно расправились с Олд Харровианс (2:1), Шропшир Уондерерс (3:0) и Шеффилдом (1:0). Ни одной проходной игры. Как выяснилось, на Кембридж сил уже не хватило.
У Светло-синих, к тому же, подобралось, пожалуй, самое одаренное поколение за те семь сезонов, что они вообще провели в Кубке Англии. Капитан и полузащитник Боумонт Джарретт играл за сборную Англии, а талантливейший нападающий Альфред Литтлтон и 19-летний защитник Линдси Бери дебютировали в составе Трех львов как раз весной 1877-го. Вдобавок эти трое были самыми молодыми в кембриджской дружине, средний возраст которой не превышал 22 года.
Матч с Ройал Инжиниерс Bell’s Life in London назвала одним из лучших в сезоне. Противники поочередно владели инициативой, охотно создавали и транжирили моменты. Ответ на вопрос о победителе удалось найти приблизительно через час, когда угловой Кембриджцев вдруг превратился в гол Уолтера Харгривза. Достигнув лидерства в счете, Светло-синие на пару с попутным ветром сумели отстоять такой желанный результат.
Возможный успех Кембриджа в полуфинальной встрече с Уондерерс обещал подарить решающему матчу турнира небывалый ажиотаж. Вероятное сражение знаменитых университетов в финале Кубка Англии определенно вошло бы в анналы истории, а зная дальнейшее ее развитие, можно сказать, что это был первый и последний шанс увидеть событие подобного масштаба. Не доставало всего лишь одной победы. И первые минуты бессовестно указывали на огромное стремление подгоняемого ветром Кембриджа как можно скорее сразиться с Оксфордом. Два отличных прорыва Генри Прайора были остановлены Стрэтфордом и Кенриком. Справились они и со свободным ударом Джарретта. Несколько мгновений спустя недавний герой поединка с Ройал Инжиниерс Харгривз вновь доставил мяч на половину Уондерерс. Защищавший ворота Странников в этом сезоне Артур Киннэйрд был заметен больше всех, старательно устраняя неприятности, последовательно исходившие от атаки Кембриджа. Студенческая сборная доминировала, абсолютно не считаясь со статусом оппонента. Молодость и талант изощренно проверяли на прочность опыт и мастерство. Впрочем, нередко выясняется, что последние свойства чрезвычайно прочны, каким бы испытаниям не подвергались. В конечно счете, все начало упираться в удачу. Уондерерс организовали за всю первую половину один действительно стоящий момент и наперекор своему незавидному положению открыли счет. Предположительно на 40-й минуте Хьюберт Херон при поддержке партнеров выбрался к воротам Чарльза Хаммонда и, в конце концов, сумел их поразить.
Сменив половину поля в перерыве, Странники вполне бы могли озаботиться и вторым голом, дабы не искушать судьбу, ведь как бывало в те времена, получая преимущество попутного ветра, команда получала преимущество и в игре. Но ничего подобного не произошло. Кембридж действительно был лучше при любых обстоятельствах. Светло-синие и во втором тайме не переставали упражняться в изобретении способов по преодолению обороны неприятеля. Больше всего запомнился выстрел Альфреда Коула, просвистевший совсем рядом с одной из стоек, и очередной свободный Джарретта, прерванный Хероном. На что-то более серьезное вроде забитого гола гости из Кембриджа все же оказались не способны, обидно проиграв 0:1.
На протяжении всей дистанции соревнований Уондерерс не пропустили ни одного мяча. Последний раз такое удавалось им же перед самым первым финалом. В дальнейшем ни один из чемпионов не сохранял свои ворота в неприкосновенности, если не брать в расчет 1873 год.
Большую часть данного сезона голкипером Странников, как выше упоминалось, был Артур Киннэйрд, продемонстрировавший таким образом еще одну грань своей исключительной универсальности. Начинал он естественно нападающим, когда никаких мудреных расстановок на примере 1-2-7 или 2-2-6 не было. При этом Артур всегда поспевал за эволюцией футбола и за годы своей долгой карьеры поиграл на всех имевшихся тогда позициях. Нельзя не сказать, что степень важности вратаря в то время была просто несравнима с сегодняшней (в худшую сторону) – достаточно уточнить, что в рамку Киннэйрд вынужден был встать лишь по причине травмы, полученной еще в первой игре финала 1876 года.
Тем не менее, сомневаться в надежности одного из лучших футболистов Британии не приходилось вплоть до 15-й минуты финального матча с Оксфордом 24 марта. The Sportsman так описывала первую четверть часа: «Уондерерс, как обычно, действовал не самым лучшим образом, и форварды Оксфорда в связи с этим энергично пытались завладеть преимуществом. Бэйн и Фернандес отметились рядом отличных проходов вдоль боковой линии; старались и Тодд с Оттером, пока мяч не ушел за лицевую – однако длинная подача [с углового], исполненная Уоддингтоном, достигла ворот, и Киннэйрд ненароком заступил за линию с мячом в руках. Незамедлительное обращение к судьям и непродолжительные консультации разрешили ситуацию в пользу Оксфорда – вердикт казался достаточно справедливым и полностью был поддержан зрителями, располагавшимися в непосредственной близости от ворот Уондерерс». Это был первый автогол в истории финалов Кубка Англии. Киннэйрду же при этом угловом, видимо, очень помешал встречный ветер с дождем, загнавший мяч и его самого в ворота. Такая неприятность опять поставила Уондерерс в весьма затруднительное положение.
За минут пять до конца они по-прежнему проигрывали. Оксфорд удерживал минимальный разрыв, но не преуспел в его развитии. Еще чуть-чуть и великий университет праздновал бы вторую победу в старейшем турнире. Странников же вновь выручил Хьюберт Херон: на 86-й минуте его прорыв по краю завершился подачей в сторону ворот и точным ударом Джарвиса Кенрика. В третий раз подряд финалу понадобилось дополнительное время.
По иронии судьбы такая простая штука, как угловой удар обеспечила Оксфорду не только забитый мяч и возможную победу, но и пропущенный гол вместе с итоговым поражением. Капитану Уондерерс Фрэнсису Берли повезло при жеребьевке перед овертаймом, и он без колебаний отдал предпочтение той половине поля, что была со стороны Харлифорд-роуд, то есть откуда дул ветер. Роковой угловой случился на 97-й минуте: первую попытку Уильяма Линдси пробить кто-то из Темно-синих устранил собственной головой, но второй удар опытного защитника вышел настолько искусным, что даже голкипер Эдвард Элингтон остался не у дел. Следующие 23 минуты активно выделялись своей бесплодностью, но кое-как превратили Уондерерс в четырехкратного победителя Кубка Англии.
Интересно, что через несколько недель после финала первый гол этого матча был все-таки отменен. Скорее всего, принято такое странное решение было на ежегодном собрании ФА 17 апреля по настоянию главного действующего лица всей этой истории Артура Киннэйрда. К тому времени он являлся членом комитета Ассоциации уже около десяти лет и, конечно же, остальные джентльмены могли смело довериться своему авторитетному коллеге и поверить ему на слово. Тем самым окончательный счет на сто с лишним лет превратился в 2:0. Справедливость была восстановлена только в 1980-х историком Морли Фаррером. Его тщательное исследование, к счастью, вернуло Оксфордскому университету заслуженный гол, а финалу – полноценный сюжет.
Финал
Уондерерс – Оксфордский университет 2:1
Голы: Джарвис Кенрик, 86, Уильям Линдси, 97 – Артур Киннэйрд, 15 (аг)
Уондерерс: Артур Киннэйрд – Альфред Стрэтфорд, Уильям Линдси – Фрэнсис Берли, Фредерик Грин – Томас Хьюз, Чарльз Уолластон, Хьюберт Херон, Генри Уэйс, Чарльз Дентон, Джарвис Кенрик.
Сборная
3 марта 1877 года сборная Англии потерпела третье поражение в истории. Лондонский Кеннингтон Овал в тот испорченный погодой день вместил около двух тысяч зрителей. От прошлогоднего состава хозяев остались только Боумонт Джарретт и нападающий Ноттс Каунти Артур Кершем.
Англичане весь матч выглядели лучше своих северных соседей. Настойчиво били по воротам, подавали угловые, исполняли свободные удары, но все это происходило в перерывах между голами шотландцев. Распечатать ворота Алекса Макгиоха посчастливилось только Альфреду Литтлтону на 55-й минуте. Счет стал 2:1 и хозяева были очень близки к тому, чтобы сквитать и второй мяч, но Джон Фергюсон оформил дубль и принес своей сборной очередную победу.
Калейдоскоп
4 ноября 1876 года впервые в истории состоялся матч между действующими обладателями национальных кубков, который можно обозвать поединком за титул лучшей команды мира. Претендентами были английский Уондерерс и шотландский Куинз Парк, встречавшиеся до этого три раза: ничья и по одной по победе у каждого. К несчастью, борьбы не получилось совсем – глазвегианцы разнесли лондонцев со счетом 6:0.
А 30 декабря в рамках пятого раунда Кубка Шотландии Куинз Парк впервые выбыл из турнира и соответственно впервые в своей без малого десятилетней истории проиграл шотландкой команде. В роли обидчика выступил Вэйл оф Левен из Александрии – 2:1.
За несколько недель до этого невиданного события согласно источникам провел свой последний матч Кристал Пэлас. За те 15 лет с момента основания в 1861 году, этот клуб вошел в футбольную историю в роли одного из основателей ФА, и как один из первых участников Кубка Англии. Члены этой команды регулярно заседали в комитете Ассоциации или выступали за сборную Англии. Точные причины расформирования неизвестны.
24 февраля 1877 года в Шеффилде на стадионе Брамалл Лэйн местная сборная экзаменовала сборную Манчестера. Манкунианцы проверку не прошли – 0:14.
26 февраля состоялось собрание Шеффилдской Футбольной Ассоциации. Йоркширцы, наконец-то, полностью приняли правила ФА и, по сути, отказались от своей без малого 20-летней независимости.
5 марта в Рексэме на Актон Парке сборная Уэльса провела первый в истории домашний матч. Противостоявшие им шотландцы, как и год назад, одержали победу, благодаря голу Чарльза Кэмпбелла и автоголу защитника Уильяма Эванса.
За счет вылета Куинз Парка шанс завоевать Кубок Шотландии получили Вэйл оф Левен и Глазго Рейнджерс. Финалу между ними потребовалось две переигровки, чтобы определить нового чемпиона. После двух ничейных исходов на Гамильтон Кресент (по 1:1), 13 апреля команды встретились на стадионе Хэмпден Парк. За две минуты до конца захватывающей игры Роберт Пэтон забил победный гол (3:2) и принес Вэйлу первый в истории трофей.
Продолжение следует...