Хави Мартинес: «Я провёл шесть прекрасных лет в Бильбао»
Сайт русскоязычных болельщиков представляет вашему вниманию большое интервью с бывшим полузащитником клуба Хави Мартинесом.
- С момента вашего перехода в «Баварию» прошло полтора года. Как прошла Ваша адаптация в стране, где язык так сильно отличается от испанского? Уже говорите по-немецки?
- Да, более-менее. Немецкий язык очень сложный, хотя общаться с партнёрами и поддержать их разговоры я в состоянии. Но не очень детально.
- Как Вам живётся в Мюнхене? Скучаете по Испании?
- Конечно, я же домашний человек. И не только в Германии, но и в Испании, если я далеко от семьи и друзей, очень скучаю по всем ним. Слава богу, я хорошо устроился в новой стране, меня часто навещает моя семья, и мне это удобно.
- В тот момент когда Висенте дель Боске включил Вас в заявку на ЧМ-2010, вы с друзьями собирались совершить поездку по легендарному «Шоссе-66» в США, и поэтому её пришлось отложить...
- Да, у нас всё было почти спланировано. Я очень хотел совершить эту поездку, но из-за постоянных выступлений за различные испанские сборные так до сих пор и не смог это сделать. Надеюсь, мне не доведётся там побывать в этом году, ведь это значит, что я сыграю на чемпионате мира.
- Ваши друзья для Вас значат в жизни очень многое. Кто-нибудь из них поселился с Вами в Мюнхене?
- Да, я живу с четырьмя своими земляками. Знаю их с двух лет, и они для меня как члены моей семьи. Когда я уезжал в Германию, изъявил желание перевезти туда либо семью, либо друзей. Семья не могла сорваться с родных мест, и отец мне сказал: «Так почему бы тебе не взять с собой этих четырёх друзей и жить там с ними?». И они мне очень помогают осваиваться.
- Вы известны не только как семейный человек, но и как настоящий патриот своей малой родины. Заметил, что Вы носите на всех торжественных мероприятиях платок с праздника Сан Фермин (июльский праздник в Памплоне, включающий в себя концерты, спектакли, бега быков и т.д. – Прим.). Что для Вас он значит? Это амулет? И какие ещё подобные привычки у Вас есть?
- Ну, это небольшая дань тому, что я из Наварры. Так совпало, что после победного Мундиаля я попал на Сан Фермин и пробыл там с первого и до последнего дня праздника. Мне очень понравилось, и с тех пор ношу такой платок. Кроме того, я ездил на Сан Фермин после победы «Баварии» в Лиге Чемпионов.
- Ваш приезд в Айеги – целое событие для всей деревни. И даже школа местного клуба «Аренас» с недавних пор носит Ваше имя. Верно ли, что и местный стадион теперь носит имя Хави Мартинеса?
- Да, меня эта новость очень впечатлила. Впервые я узнал об этом в твиттере – следил за страничкой «Аренаса» и внезапно всплыло сообщение о матче на «Хави Мартинесе». Я был немного шокирован (смеётся).
- Ваши родители однажды обмолвились, что Вы были хулиганистым ребёнком…
- Правда. Сейчас же я немного более ответственный, а в детстве играл в футбол прямо в доме и сломал и разбил много вещей. А ещё я много спорил и дрался со своим старшим братом. Такие дела (смеётся).
- Мы слышали, что Вашей мечтой было открыть ресторан в родном Айеги. Именно так и появился ресторан «Дурбан»…
- Ну, готовить я не люблю… (смеётся). А ресторан принадлежит не мне одному, а всей нашей семье, и многие мои родственники в нём работают. Мы довольны тем, как развивается «Дурбан» и всех приглашаем к нам.
- Вы очень любите играть в футбол на компьютере, в частности, в FIFA. Как по-вашему выглядит Хави Мартинес в этой игре? В каких компонентах он прибавил после перехода в «Баварию»?
- Вы правы, мне это очень нравится. Всегда находим время с партнёрами по команде для совместной игры. Создаём одну лигу и выбираем себе в команду игроков. Когда я играю за «Баварию», всегда стремлюсь выбрать себя в первую очередь, потому что тот, кто подписал моего же компьютерного персонажа, потом ни за какие деньги мне продавать его не хочет (смеётся).
- Вы дружите с музыкантами из «El mentón de Fogarty» (поп-рок коллектив из Страны Басков – Прим.) и однажды даже хотели спеть вместе с ними на одном из концертов. Получилось?
- Действительно, мы дружим около шести лет, и однажды планировали спеть вместе, но в силу обстоятельств, мне не удалось выбраться в тот день на их выступление. Может, оно и к лучшему - я только в ду́ше певец (смеётся).
- Вы тяжело уходили из «Атлетика». Всё дело было лишь в огромной сумме отступных?
- Сложно уходить из такого клуба, как «Атлетик», это решение мне далось нелегко. Все три стороны – «Атлетик», «Бавария», я сам – защищали в процессе переговоров свои интересы, но всё-таки я считаю, что сделал шаг вперёд в своей карьере. Кроме того, принимая решение, я держал в уме и то, что футбол таких возможностей, какая мне предоставилась тогда, второй раз не даёт.
- Какие воспоминания остались от клуба из Бильбао и старого «Сан Мамеса»?
- Их, слава богу, осталось очень много. Здесь прошли шесть прекрасных лет моей жизни. А ещё когда я пришёл, «Атлетик» был в шаге от вылета из Примеры, так что эти шесть лет можно назвать и годами расцвета клуба. Я помню много славных моментов: и мой дебют в матче с «Реалом», и наши победы в Лиге Европы в 2012 году, и победу 3:0 над «Севильей», которая дала нам пропуск в финал Кубка Короля тремя годами ранее…
- Вы упомянули позитивные моменты Ваших выступлений за Бильбао, но как известно, уроки лучше извлекаются из поражений. Поделитесь своими мыслями после поражения в финале Лиги Европы.
- Было очень тяжело на душе, мы все были убиты таким финалом сезона. Вся команда была настроена завоевать первый за долгие годы титул, но увы… Бьельса нам, правда, сказал в раздевалке, что мы должны быть довольны своим выступлением, но тем не менее, это одна из самых печальных страниц моей карьеры в «Атлетике».
- Правда, что после второго проигранного финала Кубка против «Барсы» в том же 2012 году у вас случился разговор на повышенных тонах с Бьельсой? Кроме того, как говорят, он разговаривал с командой ещё около часа после матча.
- А он всегда такие беседы проводил, не только после той игры. Он грамотно проводил разбор каждой игры и даже из самого провального матча мог извлечь урок. За время работы в «Атлетике» он заметно вырос как тренер, а я, в свою очередь, ещё больше убедился в определяющей роли тренера в команде.
- Как Вы осваивались в «Баварии» Юппа Хайнкеса? Каковы были Ваши ожидания от немецкого гранда?
- То была радикальная перемена в моей жизни. Изменилось всё – страна, язык, тренер… Но слава богу мне повезло как с моими новыми партнёрами по команде, так и с клубом в целом, и так необходимый период адаптации прошёл чудесно.
- Вы ехали в Германию за трофеями и уже в конце того сезона разжились победами в трёх турнирах. Что Вы испытали тем летом? Головокружение? И какова Ваша следующая цель?
- Я сначала такого и представить не мог! Мне рассказали о целях клуба на сезон, когда я только появился в «Баварии», но мне они казались трудновыполнимыми. Но в итоге мы выдали фантастический сезон, взяли сразу три трофея, а ведь лишь немногим командам это под силу. Выиграть всё в первый же сезон – о таком на самом деле даже нельзя и мечтать!
- Но ведь Ваш партнёр по команде, легенда «Баварии» Мануэль Писарро именно такой итог сезона и предсказал! Что он сказал после победы в Кубке Германии, завершившей тот незабываемый год?
- Я предупреждал его, чтобы он не каркал, но в Берлине он подошёл ко мне и спросил: «Видишь? Видишь?» (смеётся).
- Как Ваше колено, из-за которого Вы много пропустили в этом сезоне?
- Уже хорошо, и все неприятные моменты, стоившие мне стольких матчей в новом сезоне, уже позади.
- Какие порядки царят у Пепа Гвардиолы?
- Очень строгие. Он очень много работает. Я, например, каждый вечер хожу тренироваться в местный спортгородок и всегда наблюдаю там его машину. Не знаю, в котором часу приходит Гвардьола, но я постоянно вижу его просматривающим видеозаписи и изучающим соперников. Нам же он очень доступно объясняет план на игру: на что обращать внимание, как лучше атаковать и так далее.
- А что он за человек?
- Это тренер, внушающий огромное уважение. Гвардьола – непререкаемый авторитет в раздевалке, но кроме того ещё и хороший помощник. На каждой тренировке он один или два раза может провести беседу с отдельно взятым футболистом и объяснить ему свои требования и то, что ты можешь привнести в игру команды.
- Он такой же помешанный на игре, как Бьельса? Про Гвардьолу и «Эль Локо» рассказывают, что они, однажды встретившись в Аргентине, про один только футбол проговорили аж восемь часов.
- Они действительно в этом похожи и 24 часа в сутки живут футболом. При желании они могут обсуждать его друг с другом и все 24 часа.
- Вы чувствуете, что играете в сильнейшей командой мира, которую все стремятся обыграть?
- Когда команда выигрывает чемпионат, каждый считает делом чести победить её.
- Вам хотелось бы вернуться в испанское первенство?
- Вернуться жить в Испанию – разумеется, а вот в чемпионат… Я счастлив в Мюнхене, у меня три года контракта, и о том, что станет завтра, я не думаю.
- Как Вы восприняли натурализацию Диего Косты для сборной Испании?
- Об этом много говорят, но я считаю, что и без него наша сборная имеет прекрасных нападающих. В прошлом не было Косты, зато был Льоренте. Мне посчастливилось играть с ним на протяжении шести лет, и он выдающийся игрок.
- Считаете ли Вы Испанию фаворитом грядущего чемпионата мира, особенно после чувствительного поражения от бразильцев в финале Кубка Конфедераций?
- Понятно, что после всего того, что мы выиграли в последние годы, мы будем считаться претендентами на победу. Но у нас очень серьёзные соперники – Германия, например. Я уже достаточно времени играю в чемпионате этой страны, в одном клубе со многими игроками местной сборной, и могу сказать, что «бундестим» - команда, внушающая страх.
- А правда, что Вы первую неделю после триумфа на полях ЮАР не снимали золотую медаль даже в душе?
- Нет, нет, нет (смеётся). Снимал. Наоборот даже, у меня её забрала мама, так как ей ли не знать, что всё, что остаётся у меня, пропадает?
Беседовал Хайме Аснар Сансо (revistaminuto116.com)