6 мин.

Мы разгромили их со счетом 0:0…

            Величия можно достичь разными способами. Кто-то выигрывает кучу индивидуальных наград, позже выставляя их у себя дома, среди уже покрытых пылью кубков. Кто-то самовольно называет себя «особенным», демонстрируя окружающим огромное эго, подкрепленное многочисленными победами. Кого-то посвящает в рыцари сама королева Елизавета II. А кто-то просто очень хорошо делает свое дело, за что болельщики, даже спустя десятилетия, с пламенной речью поднимают очередную пинту пива в пабе на окраине города, поминая  человека, сделавшего их счастливыми.

            Если Вы подойдете к любому футбольному болельщику и спросите, «Кто является лучшим шотландским тренером в истории футбола?», - большинство ответит, что это, конечно же, Сэр Алекс Фергюсон. Большинство, но не все. Есть один человек, за которого болельщики «Ливерпуля» перегрызут глотку любому, кто осмелится преуменьшить значение их легенды, тренера-фаната своей команды, каких больше не сыскать. Многие, наверняка, уже догадались, что речь сегодня пойдет о легендарном тренере «красных», Билле Шенкли.

            Так уж принято считать, что великие игроки редко когда становятся великими тренерами. Шенкли – один из тех ярких примеров, которые лишний раз доказывают этот тезис. Он никогда не входил в когорту игроков, от игры которых захватывало дух, а руки сами неслись друг к другу, оценивая великолепную обводку, красивейший гол, или же гениальную передачу. Билл был обычным футбольным трудягой, которых в каждой команде бывает разве что чуть меньше, чем половина. Он не гнался за деньгами, за существенными (по тем временам) контрактами, а просто добротно делал свою кропотливую работу в типичном середняке первого дивизиона чемпионата Англии. За всю свою карьеру футболиста, Шенкли выиграл всего один серьезный трофей – Кубок Англии. Сказать, что это мало – это практически ничего не сказать. Шотландцу так и не довелось стать великим футболистом прошлого века, о чем он, наверняка, мечтал, но вряд ли в последние годы своей жизни он сожалел об этом. Не снискав особой славы футболиста, Шенкли стал, спустя многие годы, великим тренером; человеком, привнесшим в тренерский процесс новые идеи, которые и по сей день используются многими специалистами.

            Как это обычно бывает, для достижения успеха Биллу пришлось проделать огромный путь. Набив шишек с клубами типа «Уэркингтон», «Гримсби Таун», а так же с некоторыми другими, названия который вряд ли будут известны современному футбольному болельщику, Шенкли дослужился до приглашения в «Ливерпуль», где шотландец и стал, спустя многие годы, живой легендой. Изначально же, такой переход не виделся шагом вперед в планомерно развивающейся тренерской карьере. Переход в отнюдь не первый клуб второго дивизиона, пусть даже ты и сам варишься в той же лиге, вряд ли можно считать большим успехом. Тем не менее, поддержка боссов ливерпульской команды сделала свое дело, в результате чего Шенкли получил не только новое место работы, но умное начальство, которое не собиралось влезать в дела команды, отодвигая коуча на второй план.

            Шотландец сумел впоследствии вывести «Ливерпуль» в первый дивизион, а затем благополучно его выиграл, а потом снова выиграл, и снова. Всего за свою долгую тренерскую деятельность на «Энфилде», Шенкли привел свой клуб к чемпионству три раза. Наиболее ценным был первый кубок, который достался «Ливерпулю» спустя 17 лет, после последнего празднования чемпионства в Англии. Но Билл совершенно не из-за этого стал любимцем публики. Да трофеи важны, но порой больше этого ценится преданность, любовь к футболу, а так же уверенность, что ты тренируешь лучшую команду в мире.

«В Ливерпуле есть два суперклуба — «Ливерпуль» и дубль «Ливерпуля».»

            Шенкли никогда не любил «Эвертон». Сопернику по дерби вообще сложно симпатизировать, каким бы ты культурным и образованным не был. Даже несмотря на то, что дерби между ливерпульскими клубами считается не таким уж ненавистным и непримиримым, как например противостояние «Вест Хэма» и «Миллуолла», или же турецкие разборки стамбульских команд, шотландец никогда не упускал возможности подколоть, унизить, или же чем-то оскорбить соседей по городу. Он даже не любил «Эвертон» больше, чем «Манчестер Юнайтед», к которому болельщики «красных» всегда питали куда большие «чувства». И вот за это его и любили, за то, что он никогда не стеснялся в выражениях, которые больше подходили кричащему фанату на трибуне. А он отвечал болельщикам взаимностью. Он всегда ценил болельщиков и говорил, что они имеют отношение к клубу большее, нежели совет директоров. По сути, так оно и есть, даже проецируя эти мысли на сегодняшний день, можно в очередной раз убедиться в правоте уже ушедшего от нас человека…

«Конечно, это печальный повод, но думаю, Дикси был бы восхищён, узнав, что даже у своей могилы он собирает больше народа, чем «Эвертон» на стадионе.»

            И тем не менее, футболистов соперника он уважал, даже если они играли в стане «синих». Дикси Дин был одним из тех, кого болельщики «Эвертона» вполне могли называть иконой клуба того времени. Англичанин был капитаном и вожаком ливерпульской команды еще тогда, когда сам Шенкли, будучи футболистом, только начинал закрепляться в составе «Престона». Любовь к «Ливерпулю» у Билла в то время, наверняка, была сугубо на подсознательном уровне. Может быть и по этой причине в последствии шотландец почтил память легендарного, в узких кругах, футболиста, правда не забыв при этом в очередной раз уколоть «Эвертон».

            Хотя были, по мнению Шенкли, и некоторые плюсы от перехода игроков в стан «синих». Чемпионат Мира 1966 года, который впервые в своей истории выиграла сборная Англии, открыл миру талантливого английского паренька, Алана Болла. Уже тогда, сразу после финального матча юного полузащитника хотели подписать многие английские клубы, но переход в итоге состоялся в «Эвертон». Шенкли, строивший свою команду на молодых и талантливых игроках, наверняка, тоже хотел увидеть этого паренька в своей обойме, но не срослось. После этой истории родилась еще одна великая фраза, которую фанаты «красных», заменив имя, применяют к каждому значимому новобранцу своих соседей:

«Не переживай, Алан. По крайней мере ты будешь играть рядом с великой командой.»

            …Еще он любил трибуну «The Kop». Там всегда собирались самые ярые фанаты, о которых Шенкли впоследствии говорил:

«Фанаты тут лучшие на земле. Они понимают игру и знают, что хотят увидеть. Люди с The Kop дают тебе почувствовать себя великим»

            Как в наше время футболисты сперва идут поблагодарить фанатов, так и Шенкли после каждой игры шел к знаменитой трибуне, дабы ощутить ту самую поддержку, о которой многие говорят, но не многие ее ощущают на себе; а так же разделить счастье от очередной победы. А впоследствии, за этой трибуной в честь тренера была установлена красивая статуя, где он такой же счастливый, с шарфом на шее, стоит напротив фанатов, победно вскинув руки.

            А потом он ушел из команды, оставив после себя отличного приемника, Боба Пейсли. «Ливерпуль» выиграл при англичанине еще больше чемпионств, но вряд ли его за это стали любить сильнее, нежели шотландского максималиста, тренера-фаната своей команды, каких больше не сыскать…

«Прежде всего, я хотел бы, чтобы меня помнили бескорыстным человеком, человеком, который старался изо всех сил и болел за то, чтобы другие могли разделить успех, и человеком, который создал семью людей, которые могли бы, находясь на вершине и держась за руки, сказать «Мы - „Ливерпуль“».»(с) Билл Шенкли.