Воспоминания о монастыре
И вот. Когда я совершила этот никому не нужный подвиг и наконец-то закончила читать «Воспоминания о монастыре» (два месяца, два грёбаных месяца вон из книжной жизни!), в голове всего один банальный вопрос: «что, чёрт возьми, это было?!».
Этот роман раздражал меня с первых же страниц, и за этим раздражением тяжело было увидеть какие-то плюсы и преимущества. Да, это давно знакомый мне Сарамаго со своим фирменным стилем, когда в первой половине книги ты встречаешь предложения (во второй они либо становятся короче, либо ты перестаёшь это замечать), длине которых позавидовал бы сам Лев Толстой. Ты уже и хочешь оторваться от книги, чтобы сходить за чаем/выйти из вагона метро/заняться более полезным делом, но не можешь дочитать не то что до конца абзаца, но даже до точки. И начинаешь ненавидеть все запятые и слова между ними.
Да, это всё те же «сарамаговские» диалоги, не выделенные в прямую речь: все фразы идут сплошняком друг за другом и читателю порой приходится решать головоломку, кто из героев что именно произнёс. К счастью, никто не берёт в руки Сарамаго в ожидании лёгкой прогулки.
И ведь у Жозе при всех сложностях его стиля есть произведения, от которых тяжело оторваться. «Евангелие от Иисуса» или тот же «Двойник». Есть менее удачные вроде «Каина», но которые тоже читались легко, без пробуксовки.
А есть «Поднявшийся с земли» и вот, теперь ещё «Воспоминания о монастыре» — труд масштабный, глобальный, получивший Нобелевскую премию, если для кого-то она имеет значение.
И вот все эти мелкие людишки-муравьишки строят монастырь в своей Португалии. Гибнут, тужатся, плачут, страдают. Обычные истории. При постройке каких-нибудь египетских пирамид наверняка было всё то же самое и даже хуже. И эта стройка — и первый план, и всего лишь фон, оттеняющий взаимоотношения двух главных героев: Балтазара Семь Солнц и Блимунды Семь Лун. А третье действующее лицо (за исключение всех этих коронованных особ, которые строят монастыри, потому что им удалось-таки родить кого-нибудь) — священник Бартоломеу. Да, тоже на «Б».
И вот эта троица на фоне строительства монастыря в Марфе и любви в тайне сооружала летательный аппарат. Балтазар без руки. Блимунда с даром ясновидения. В этой книге всего столько намешано, что тяжело разобраться. Но это ладно.
Главная претензия: какого хрена Сарамаго так часто допускает отступления от основного сюжета и посреди описания событий ударяется в размышления и никому ненужные уточнения в абсолютно старопердунском маразматическом стиле? В том стиле, который могут вытерпеть только самые стойкие. Или те, кто пропускает всю эту лишнюю информацию мимо своих ушей.
3.5/10
Потом наоборот думал отучаться бросать, чтобы полное представление все равно иметь. После Лема правда весь мир ненавидел и вообще читать не хотел, но недавно читал Ницше и понял странице на сотой, что можно и не заканчивать.