Автобиография Денниса Бергкампа. Глава 4 - «Интермеццо», часть вторая
II. Их правда
78-и летний Освальдо Баньоли, первый тренер Денниса в «Интере», живёт в Вероне. Он озадачен тем, что Бергкамп интересуется его точкой зрения: «Удивлён, что он помнит меня. Я тренировал его меньше года».
Что вы помните о Деннисе Бергкампе?
О, bravo ragazzo! Хороший парень, который, может быть, не адаптировался в Милане и из-за этого не играл на своём уровне.
Не адаптировался в плане футбола или культуры?
Думаю, он сам не сможет ответить на этот вопрос, потому что он очень трудный. Например, я помню его проблему с самолётами. Он не хотел на них летать. Я тоже не хотел. Мне не нравилось летать, но мне приходилось. Таким уж был Деннис: «Мне не нравится то. Я не буду делать это».
До того как Деннис и Вим перешли в «Интер», президент обещал им, что команда сменит стиль игры на атакующий, как у «Милана». Вы ведь были тренером, так что Пеллегрини, должно быть, обсуждал это с вами.
Нет. Я никогда не слышал и не говорил об этом. Каждую среду мы с президентом ужинали у него дома, но ничего такого не обсуждали.
Когда он назначил вас главным тренером, вам были поставлены задачи или инструкции вроде выигрыша Скудетто или игры в стиле «Милана»?
Думаю, «Интер» выбрал меня из-за того, что в то время мне было 66 или 65 лет, и у меня была репутация человека с большим опытом, очень спокойного, который мог бы работать в атмосфере клуба, который ничего не выигрывал долгое время. До этого я выиграл чемпионат с «Вероной», так что они думали, что я справлюсь с такой трудной ситуацией. Но никто не требовал от меня что-либо выиграть, ведь в то время это было очень тяжело. «Интер» не был командой победителей. В первый мой сезон мы финишировали вторыми. То был хороший год. Но в следующем году меня уволили за 12 матчей до конца сезона, и после моего ухода команда заработала всего одно очко в этих оставшихся матчах. Был риск того, что они вылетят.
Так Пеллегрини никогда не просил вас изменить стиль игры?
Нет, ничего такого не было. Но иногда его жена просила меня что-нибудь написать на бумаге. Позже я выяснил, что она была экспертом-почерковедом и изучала то, как я ставлю свою подпись. Я не исключаю возможность того, что моё увольнение зависело от моей же подписи! Я из тех тренеров, которые лояльны клубу, фирме. Таким я был в течение девяти лет в «Вероне» и в «Дженоа» тоже. У меня всегда были хорошие отношения с людьми в клубе. Случалось, что надо было обсудить игрока. Этот игрок лучше того игрока или наоборот? Но я всегда принимал выбор клуба. Что касается Бергкампа, то его выбрал клуб. Я ничего не знал о том, что его собираются купить. Его подписали, а я не имел никаких претензий.
В «Вероне» вы были известны как тренер, предпочитающий атаку. Но в «Интере» вы играли по классической оборонительной итальянской тактике. Каков был ваш подход?
Я не тот тренер, который навязывал игрокам свой стиль игры. Обычно я приходил к ним и спрашивал: «Как ты предпочитаешь играть?». А после бесед со всеми футболистами я пытался их организовать.
Вы задавали такой вопрос Бергкампу?
Я не помню. Это было двадцать лет назад. Помню, что была проблема с языковым барьером, ещё помню, что я пытался обучить его итальянскому, чтобы лучше понять то, как он играл.
Один из ваших бывших подопечных, Риккардо Ферри, сказал, что вашим идеалом было забить гол, сделав перед этим всего три или четыре передачи. Это не подходит игре Денниса в пас.
Три или четыре передачи? Но это же правда! Я говорил игрокам: «Мне не нравится футбол, похожий на тикающие часы – тик-так». Я даже вратарям говорил: «Если впереди ты видишь, что нападающий открыт, выбей мяч на него». Но если такой возможности нет, можно и сыграть через ближнего в пас. Можно играть в пас, владеть мячом, так как нельзя постоянно делать одно и то же. То же самое относилось и к Бергкампу. У нас он был десятым номером в нападении, но это не значило, что ему не надо было возвращаться и отыгрывать в обороне.
Деннис играл один в нападении?
В бытность футболистом я играл атакующего полузащитника. Так что одним из моих принципов было следующее: совершенно бесполезно играть в одного нападающего, если вся команда не атакует. Если нападающий играет впереди один, то вы постоянно теряете мяч.
Но Деннису приходилось так играть! Он был впереди всего лишь с одним партнёром, обычно им был Рубен Соса. Два атакующих игрока против пяти защитников!
Не помню, был ли такой стиль успешным или нет в том ключе, в котором вы спрашиваете. Но я уверен, что «Аякс» играл в Голландии в двух нападающих.
Нет. В «Аяксе» Деннис играл десятого номера, но при этом трое нападающих, полузащитники и защитники помогали в атаке в равной степени. Вы сказали, что вся команда должна атаковать, может быть, в Италии это означает что-то другое?
Возможно, но я повторю: в мой первый сезон мы финишировали вторыми.
Но тогда Денниса не было в команде. Он пришёл только в ваш второй сезон.
Может быть. Я не помню. Но важно понимать, что в те годы идея того, что на первом плане должна быть контратака, всё ещё была главенствующей. Вот почему надо помнить разные числа.
А как насчёт отношений Денниса с Рубеном Сосой? Они были такими же плохими, как и писали в газетах.
Должен сказать, что есть огромная разница между реальностью и словами, а тем более между реальностью и словами, сказанными двадцатью годами позднее. Я действительно не помню. Не помню, чтобы у меня были проблемы с игроками или у игроков были проблемы друг с другом. Но я помню, что Деннис не чувствовал себя комфортно и не был в хороших отношениях с кем-либо… ни в хороших, ни в плохих. Я не из тех тренеров, которые подходили к игрокам и говорили: «Помогите этим ребятам». Но у меня было впечатление, что остальные парни не помогали ему. Я сам был игроком, так что знаю об отношениях в раздевалке. Но у меня не сложилось впечатление, что люди были настроены против Бергкампа. Может быть, они думали, что он был таким по жизни, и поэтому оставляли его в покое. Может быть, они уважали его за это, за то, что он предпочитал быть таким, каким был. Наверное, партнёры по команде так думали. И поэтому не принимали его в качестве лидера.
На самом деле, дела были не так плохи, как о них вспоминал Баньоли. После его увольнения «Интер» в 11-ти играх чемпионата под руководством Джампьеро Марини проиграл 7 матчей, но выиграл дважды и спасся от вылета, набрав на одно очко больше, чем требовалось для того, чтобы остаться в Серии А. С другой стороны, «Интер» выиграл Кубок УЕФА, играя в атакующем стиле, а Деннис был звездой турнира и лучшим бомбардиром с восемью голами. Когда мы поведали Виму Йонку о том, что сказал Баньоли, он был весьма впечатлён. Он подумал, что его комментарии были «искренними и от чистого сердца». Также Вим сказал: «В тот момент я чувствовал, что с Баньоли никто не говорит том, как должна была играть команда. Могли ли мы что-то сделать? Должны ли мы были требовать разговора с тренером? Теперь я могу сказать – да. Но в то время мы думали: «Если «Интер» заплатил за двоих игроков так много денег, значит, у них есть план, цель, идея, верно?» Но никакого плана не было. В «Интере» царил страх. Команда была качественной, поэтому всё могло бы пойти по-другому». Вим считает, что возрастные игроки думали о футболе по-другому, в отличие от молодого поколения. «Таким образом, мы с Деннисом оказались между двумя мирами: итальянскими консерваторами и модернистами».
Что ты обо всём этом думаешь, Деннис?
Думаю, Вим прав.
Он сказал, что сила команды заключается в возрастных игроках вроде Бергоми и Ферри.
В этом он тоже прав. А что они сказали?
***
Беппе Бергоми – впечатляющий, элегантный парень. Этот защитник, конечно же, всё ещё является легендой для фанатов «Интера». Он выиграл Чемпионат Мира в возрасте 19-ти лет. И играл за «Интер» в течение двадцати лет. Сейчас он работает на ТВ комментатором, больше известным за эмоции в полуфинале ЧМ 2006. Италия в концовке встречи с Германией забила два гола и вышла в финал. Он прокричал: «Andiamo a Berlino!!!» (Мы едем в Берлин!). Эти эмоции были похожи на те, что испытали Кеннет Уолстенхолм в 1966 или Джек Ван Гелдер, когда Бергкамп забил гол в ворота Аргентины.
Бергоми живёт в апартаментах около «Сан Сиро». Когда вы видите, как всё устроено у него дома, вы понимаете, что элегантность довольно важна для него…
Почему в «Интере» для Денниса всё плохо кончилось?
Всё относительно. Он был слишком молод, когда перешёл к нам, но он проделал grande prestazione [большую работу, прим пер.] в Кубке УЕФА 1993-1994. Он внёс огромный вклад в успех команды. Так что слова о том, что у него ничего не получилось в «Интере», правдивы наполовину. В Кубке УЕФА он действительно хорошо сыграл и забил семь или восемь голов. Также его не очень хорошо приняли в команде. Команда ему не помогала. Но мы признавали его качества.
Пеллегрини обещал Деннису, что «Интер» сменит стиль и будет играть в атакующий футбол…
Не знаю, что было на уме у президента или тренера. В то время все в Италии пытались копировать стратегию «Милана», но у них ничего не получалось, так как смена стратегии равнялась смене итальянской философии футбола. Мы пытались её изменить, но в основном у нас ничего не вышло. В итоге мы вернулись к тому, что хорошо знали. До того как пришёл Баньоли, нас пять лет тренировал Трапаттони и один год – Оррико. [В 1991 году] Оррико попытался скопировать «Милан», но потерпел полное фиаско. С Баньоли мы вернулись к стилю Трапаттони.
Расскажите нам об Оррико.
Его эксперимент не получился, так как в Италии смена стратегии занимает время, через год мы не достигли никакого результата, и он был уволен. Для смены стратегии одного года недостаточно. Оррико пришёл, я думаю, с идеей изменить всё. Но его идеей была игра по схеме 3-2-3-2, как во времена до Второй Мировой! И его опыт ограничивался Серией Б. Расстановка «Дубль-Вэ» была старомодной, по ней ещё играл Витторио Поццо. По этой схеме мы сыграли два матча перед стартом чемпионата и не смогли обыграть даже команды Серии С. В Италии у тебя на это нет времени! Твоя стратегия либо сразу же приносит успех, либо оказывается полным провалом. Оррико не дотягивал до уровня Сакки. Когда я был футболистом, не понимал, но теперь осознал, что проблема заключалась в том, что Оррико не учил нас тому, как надо действовать.
Должно быть, Деннис испытал культурный шок, перейдя из «Аякса» - можете сравнить его с тремя немцами, которые играли в «Интере» до него?
Думаю, когда приходит чемпион, он должен адаптироваться. Он должен привнести свои качества и показать их команде, как сделали Маттеус, Бреме и Клинсманн. Это было нелегко. Маттеус и Трапаттони постоянно друг с другом конфликтовали. Они оба были сильными людьми с трудными характерами [бьёт кулаком]. Маттеус хотел играть в более атакующий футбол. Они спорили об этом. А когда Трапаттони сказал: «Хорошо, иди вперёд», Маттеус опустился очень глубоко! У него была другая психология. Он подошёл и сказал: «Ладно, завтра мы победим». Так и случилось. У Денниса не было такой психологии. Я знаю, что в «Аяксе» игра полна веселья и удовольствия. Я следил за его карьерой, когда он был ещё молодым. Очень трудно, когда ты забираешь кого-то из его привычного климата… такое можно увидеть на примере других футболистов, например, Зеедорфа. В самом начале в «Сампдории» его карьера тяжело складывалась, но потом он перешёл в «Реал», затем снова вернулся в Италию, в «Милан», и его ожидал успех. Но ему понадобилось время на адаптацию. После «Аякса» это особенно трудно. Ты слишком молод, с другой психологией, тебе нужно терпение. «Интер» не имел достаточно терпения к Деннису, ведь «Интер» ничего не выигрывал в течение долгого времени, в клубе стратегия менялась каждый год. Им нужен был немедленный результат.
Итак, несмотря на столкновение культур, разница между успехами и неудачами Денниса была на самом деле довольно маленькая? На нём лежала какая-либо вина?
Нет. Конечно, у него всё могло получиться намного лучше. Но клуб был нетерпелив, Деннис тоже. Повторюсь: Деннис на протяжении всего Кубка УЕФА был прекрасен, и я признаю, что он был лучшим игроком турнира. Я это очень хорошо помню. Он оставлял очень хорошее впечатление, он был хорошим приобретением для «Интера». Но, по моему мнению, проблема была в том, что он не мог, они не могли передать все его качества команде.
Деннис испытывал большие трудности с человеческой точки зрения, потому что он, возможно, не смог справиться с давлением, оказываемым на него. Давлением СМИ… Трудно оказаться в другой культуре. Поэтому мы вместе пошли поесть. Мы болтались вместе с ним, и я пытался, и клуб пытался помочь ему акклиматизироваться, Йонку [Виму] мы тоже помогали. Хотя у Йонка другой характер, более простой, спокойный и весёлый.
Деннис довольно интровертен, когда не знает людей, но он весёлый и озорной, когда чувствует себя комфортно. В «Арсенале» он был шутником.
Бергоми: [удивлённо поднимая знаменитые брови] «Думаю, Деннис мог сделать больше, чтобы адаптироваться, чтобы стать «итальянцем». Он имел все качества, чтобы сделать намного больше. Например, позже, когда пришёл Роналдо, нашим тренером был Джиджи Симони, с ним мы вернулись к настоящей итальянской системе: «Катеначчо» и либеро позади, которого играл я, а Роналдо был один в нападении. Но мы побеждали, так как он адаптировался к итальянской системе».
Роналдо был дриблёром, много финтил – это не стиль игры Денниса.
Роналдо умел всё.
Деннису было неинтересно так играть.
Это понятно. Роналдо мог играть в одиночку. Деннис же – командный игрок, которому нужны партнёры. Роналдо – нет. В 1998-м году мы с ним выиграли Кубок УЕФА. Одержали победу благодаря классическому итальянскому стилю игры.
Что вы думаете об Оттавио Бьянки?
Он был конфликтным. С моей точки зрения, критика Денниса справедлива. Но в Италии очень важно добиться результата. И Бьянки был успешен. Пока есть результат, ты можешь вести себя так, как хочешь.
Деннису не нравилось то, что Бьянки относился к людям с неуважением.
Да, и Деннис совершенно прав. Такое поведение не считается нормальным в Италии. Деннис мог бы лучше справиться с этим отношением. И теперь я понимаю, что в том сезоне Бьянки мог бы вести себя лучше. Если бы он не ходил играть в теннис во время ланча. Он должен был проводить вторую тренировку.
Он пускал это на самотёк?
Да, они уходили вместе с ассистентом. Но у Бьянки был сильный характер, он был непростой личностью. Вообще, он был плохим боссом для людей, с которыми работал. Но я не могу с уверенностью говорить о том, что видел Деннис.
Что насчёт постоянных разговорах о Марадоне?
Бьянки действительно много говорил о нём. Но и остальные игроки иногда спрашивали о нём, будучи любопытными. По моему мнению, «Наполи» стал большим клубом из-за Марадоны, а не из-за Бьянки. Это ясно.
Почему у Денниса всё получилось в Англии?
В Англии никогда не видели игроков, обладающих великолепной техникой, вроде Бергкампа или Дзолы. Английская лига была очень сильна в плане физики, но качество техники там было слабым. Так что они были счастливы иметь таких техничных игроков, которые привносили совершенно новую интерпретацию, новый взгляд на футбол. [Но] в Италии футбол всегда был акцентирован на технику и тактику. [В 80-е и 90-е] у нас были игроки вроде Марадоны, Кареки, Ван Бастена, Гуллита, Виалли, Манчини… все они были великими чемпионами. Так что видеть игроков вроде Денниса не было чем-то удивительным. В Италии Дзола не был baronetto [баронетом - владельцем наследуемого титула, прим пер.]. Когда он был в Италии, ему даже не давали играть! У нас он был обычным, но в Англии он был «необычным».
Хочешь как-то отреагировать на это, Деннис?
Для начала я хочу послушать, что сказал Риккардо Ферри.
Он критиковал «Интер» и тебя.
Нет проблем. Хочу послушать!
***
Риккардо Ферри остался равнодушен, когда услышал историю Бергкампа о несдержанных обещаниях.
В Голландии обещание – это обещание.
И…? Слушайте, это происходит во всём мире! Люди постоянно давали мне обещания и никогда не могли их сдержать! Если ты разочарован, жизнь ведь не останавливается. Я тоже расстроился, когда Пеллегрини обещал, что я уйду в «Наполи», а вместо этого мне пришлось перейти в «Сампдорию».
То есть это часть футбола?
Это часть жизни! Думаю, это проблемы Денниса. Если мой сын из-за чего-то расстраивается, я говорю: «Ладно тебе, это же не конец света».
Но критика «Интера» Деннисом намного сильнее.
Абсурдно, что клуб обещал [Деннису] что-либо, так как, по моему мнению, стратегию клуба нельзя было полностью изменить за короткий срок, пригласив всего лишь двух игроков! Баньоли был отличным тренером, но не мог ничего изменить. Но самой большой проблемой «Интера» было то, что он хотел составить конкуренцию «Милану», но попытался сделать это слишком быстро, не создав структуру. Ему просто нужен был немедленный результат.
Я хотел бы увидеть перемены, но быстро ничего не делается. Нужны переводчики, учителя, а ещё нужно два или три года. Но в Италии это невозможно, потому что ты должен дать результат сразу же.
Ещё были финансовые проблемы…
В то время мы были в тени «Милана» и у нас было мало денег. Была битва между Пеллегрини и Берлускони. У нас был состав из 14-ти классных игроков, а у «Милана» было 22 футболиста топ-класса. Состав у них был больше. Это очень важно. У нас было 13 или 14 хороших игроков, но все остальные были детьми вроде Трамеццани или Паганина. У «Милана» было нечто большее. Даже когда Гуллит и Ван Бастен ушли, у них оставались Савичевич, Бобан, Папен, Массаро.
Но на самом деле проблема была в том, что клуб не имел проекта. У «Милана» был план, у «Интера» - никогда. У него не было концепции. Идея состояла в «покупке отличных игроков»… и клуб даже понятия не имел о том, как все эти звёзды будут взаимодействовать. В «Милане» игроки соответствовали философии Арриго Сакки: Тассотти, Барези, Мальдини, Костакурта, Гуллит, Ван Бастен, Райкард… все они соответствовали идее игры в атакующем стиле и с прессингом. Так вот, «Милан» покупал игроков в соответствии с концепцией, в соответствии с зонной тактикой. «Интер» так не делал! Бергкамп был талантом, великим талантом. Но вокруг него не было никакой структуры, которая раскрала бы его качества. Сама идея была плохой! Бергкамп был отличным новичком. Но он не был Роналдо или Марадоной, игроком, который сам себе создаст момент. Они смогли изменить итальянский чемпионат. Деннис – не смог.
Каждый год «Интер» покупал по одному отличному игроку вроде Румменигге. Такова была «философия» Пеллегрини: купить одного звёздного футболиста в год, чтобы бороться с «Миланом»! Но такие покупки не были частью стратегии клуба. «Интер» всё ещё такой же. У него нет проекта, всё совершается бездумно. У клуба всё ещё существует идея покупки звёзд, при этом без мыслей о том, как они будут вместе играть. Посмотрите на три года после Моуриньо. Когда «Интер» победил «Баварию» [В финале Лиги Чемпионов 2010], итальянский клуб котировался выше немецкого. С тех пор «Интер» потратил 140 миллионов евро - и где он сейчас? Он никто в чемпионате, не играет в Лиге Чемпионов. Провал! За тот же период «Бавария» потратила 135 миллионов евро – на 5 миллионов меньше. И теперь она лучшая в Европе. За три года в «Интере» произошла катастрофа! То же самое было тогда, когда в клуб пришёл Деннис. У Моратти [Президента «Интера»] никогда не было проекта, так что Жозе Моуриньо и Роберто Манчини создавали собственные. Они были тренерами, которые вели за собой всех. Модель такая: нет видения, нет лидерства со стороны Моратти, особенно после смерти Джачинто Факкетти.
А что же Деннис?
Фанаты ожидали, что он будет таким, как Ван Бастен. Но если бы Ван Бастен перешёл в «Интер», а Деннис – в «Милан», всё сложилось бы по-другому. Деннис был бы звездой в «Милане», а Ван Бастена ожидала бы неудача в «Интере». Он был бы ничем не лучше Денниса.
Но также вы считаете, что Деннис был слишком молод, интровертен, антисоциален, чтобы стать таким игроком, каким он должен был стать. Соса в прессе даже называл его «странным и одиноким».
Ха-ха! Но это правда! Это не оскорбление! Рубен Соса – парень из Латинской Америки, а Деннис – с севера. Не викинг, но, понимаете, действительно с севера. Вим Йонк такой же. Деннис нашёл хороший дом, где хотел быть со своей женой. Мы приглашали Денниса и его жену, а также Йонка со своей женой или девушкой: «Эй, пошли вместе поужинаем!». Но они никогда не приходили. Никогда! Никогда! Никогда! У нас была лодка, и мы приглашали их прокатиться, но Деннис сидел дома в Чивате. Мы считали его холодным. Все в команде пытались, но он был холоден. Он не хотел с нами общаться. Соса был полной противоположностью: тёплый, дружелюбный, симпатичный, понимаете? Забавный и приветливый. Он ужинал с нами, пел, танцевал… мы ходили к нему в гости, ужинали, пели песни, но всегда без Денниса. Всегда без Денниса и Йонка. С Йонком одно время мы жили в одной комнате. Я – дружелюбный и общительный, и почему-то меня всегда селили с этими молчунами!
Деннис и Соса уживались на поле?
Я помню, что в тактическом плане они не подходили друг другу. Деннису нужен был другой игрок в паре. Рубен Соса был техничным, но интересовался только тем, как завершить атаку. Он финтил, бежал вперёд, бил и забивал. Он был индивидуалистом. Деннис нуждался в единомышленнике. Человеке, который играл бы в пас: Бум! Бум! Бум! Команда не играла в пас, потому что Баньоли хотел, чтобы мы добирались до ворот соперника в три или четыре паса. Быстро. А Деннис – игрок по части перепасовки. Игра «Интера» отличалась от медленного позиционного футбола «Аякса»: … дум … дуууууум … дууууум [имитирует скуку] … медленная перепасовка … дууууум … дууууум ...дум. Не хочу критиковать Денниса или признавать, что Рубен Соса был прекрасен. Нисколько. Но Деннис был интровертом как в личной жизни, так и в футболе.
Маттеус, Клинсманн, Бреме были общительными и дружелюбными, Гуллит был такой же, даже Райкард немного, хотя Ван Бастен – нет. Я играл с Гуллитом в «Сампдории». Отличный парень. Мы с ним были близки.
По вашему мнению, главной бедой Денниса были проблемы «личного характера»?
Да, да, да.
Как насчёт фанатов и СМИ?
Они были жестокими и резкими по отношению к нему, но я виню в этом клуб. «Интер» заставил их ожидать слишком многого от Денниса. Клуб заявил: «С Бергампом мы будем побеждать». Всю ответственность возложили на него. Вот почему пресса нападала на голландца. Это была ошибка. Фанаты слушают клуб и СМИ. Они ожидали, что Деннис станет для них Ван Бастеном. Но за Ван Бастена стояла команда.
В начале второго сезона Денниса вы покинули клуб и отправились в «Сампдорию», где поиграли с другим голландцем из «Аякса», Кларенсом Зеедорфом.
Прекрасный парень!
Чем он отличался от Денниса?
Кларенс тоже был молодым. У него была проблема с Эрикссоном [Свеном-Йораном], котопый заставлял его играть на правом фланге, тогда как Кларенс хотел играть в центре. Но у них с Деннисом были разные характеры. Очень разные. Его характер лучше адаптировался к Италии. Я был для него хорошим другом. Я помог ему найти жильё и купить машину. Его хотели обмануть с покупкой машины. «Дженоа». Ублюдки! Мама Кларенса и сестра пришли посмотреть на его тренировку. Они сидели в своей машине на другой стороне поля и ели большие пачки чипсов… и его мама была огромной… так казалось даже тогда, когда она не выходила из машины. То, что мы тут обсуждаем – разница между высоким, самым высоким уровнем и просто выдающимся. Вот и вся разница. Деннис был отличным игроком, но не выдающимся. Если бы у него были другая психология и характер, он мог бы достичь самого высокого уровня.
Но в «Арсенале» он его достиг. Его любили и ценили. Ребята из сборной Франции, игравшие с ним, говорили, что он был на одном уровне с Зиданом или даже лучше него.
Ну, он был быстрее Зидана. Но Зидан был открытым человеком. Деннис был топовым игроком в плане техники, но не в плане характера. Он был слишком тихим. Слишком закрытым. Не таким, как Зидан.
Закрытым в культурном плане или в личном?
Не знаю. Но у него было всё, чтобы стать таким же топовым игроком, как Зидан. Ему нужно было быть сильнее, более открытым.
Тем не менее, в Лондоне он был сродни царю-философу, который открыл английскую культуру. Он отпер дверь чего-то большего. Он изменил английский футбол! Он дал ему другое видение!
Да. В Англии. Но не здесь. Каков он был в сборной Голландии?
Великолепен.
Нет, он был нормальным. Нормальным игроком.
На протяжении 90-х годов Голландия была прекрасной, выдающейся сборной. В 2000-м году Деннис завершает карьеру, и сборная опускается вниз.
Хорошо, но я не помню, чтобы он был решительным. Когда я думаю о Голландии и решительных игроках, я вспоминаю Кумана, Зеедорфа… Кройффа ещё раньше их. Бергкампа? Нет. Он не такой, как Зидан. Он должен был быть решительным, потому что имел такой же талант, как у Зидана. В сборной и в «Арсенале» он не был решительным.
Ладно, Голландия должна была выигрывать Чемпионат Мира в 1998-м году и ЕВРО в 2000-м. Обе сборные были лучше всех.
Им нужны были другие игроки с другими талантами. Деннис должен был быть звездой сборной, такой же, как Зидан для Франции. Он был лучшим игроком в «Ювентусе», «Реале», сборной. Где бы он ни играл, он был лучшим. Всегда. Всегда был лидером. Но Деннис… разница в том, что Зидан всегда вёл за собой. Но у Денниса Бергкампа другие хорошие качества.
Игроки «Арсенала» говорили, что фанаты, газетчики, даже ТВ не могли увидеть всего того, что умел делать Деннис. Он не привлекал к себе внимания, но для них он был абсолютным лидером в плане техники. Вы даже не могли увидеть великолепие его пасов, например. Они были не просто хороши, они были прекрасны. Их своевременность, скорость мяча, его траектория… каждый пас, словно икринка, как сказал Тьерри Анри. Великолепно.
Да, у Денниса была прекрасная техника. Это качество не обсуждается. Исключительная! Исключительная! Но его личные качества были проблемой.
Остальные главы:
Продолжение следует
Не кривлю душой.
Столько нюансов футбольного мира открывает эта книга.
Ну, прям обязательное учебное пособие для тех, кто любит и хочет поглуюже понимать футбол.
Я все еще хочу...
Вот эти вкрапления альтернативного взгляда на события придает ей еще большую глубину.
Хотя и сам Бергкамп, футболист-философ, очень старается быть объективным.
вся история развивается по спирали
так что очень похоже