Таски: «Я – крепкий орешек»
После подписания контракта со «Спартаком» Сердару Таски пришлось оперировать колено. Травма, полученная в последнем матче за «Штутгарт», оказалась серьезной. Но в интервью «Советскому спорту» Таски признался, что на самом деле он – крепкий орешек.
Пока Таски не тренируется вместе со всеми. В основном тренажерный зал, после которого можно поработать с мячом. Это утром. Вечером – вновь «физика», а затем – интервью.
– Сердар, вы кем хотели стать в детстве?
– Мечтал быть пилотом, управлять самолетом. Ну и футбольной звездой, конечно. А почему спрашиваете?
– Думал, вдруг пожарным. А то в обороне «Спартака» в прошлом году кому только ни приходилось тушить пожар.
– Да, возникли проблемы из-за череды травм. Одна игра – одна линия обороны, другой матч – новый вариант. Иногда защитники с фланга перемещались в центр, чтобы прикрыть позицию. На мой взгляд, не важно, в три или четыре защитника играет команда. Важно, чтобы они не менялись. Сыгранность в обороне особенно важна. Только так защита может принести максимальную пользу.
– Этой сыгранности как раз и не было, зато все время были травмы. Даже вы, не выступая за «Спартак», ее получили. Как такое вообще могло произойти?
– В матче первого тура бундеслиги за «Штутгарт» против «Майнца», который в итоге оказался для меня последним в клубе, получил повреждение колена. Приехал в «Спартак», начал тренироваться. Была вероятность, что можно обойтись без операции.
Но не вышло... В итоге я остался без футбола. Со мной вообще впервые в карьере такое. Чтобы четыре месяца без игры... Очень хочу быть готовым уже к матчу с «Тереком», которым мы возобновляем чемпионат.
– Валерий Карпин даже как-то сказал, что над защитниками «Спартака» весит злой рок. Вы в него верите?
– Нет, но Валерий Карпин в какой-то степени прав. Он имеет в виду то, что выбывали именно центральные защитники. А это обычно крепкие ребята, которые по сравнению с другими игроками, как правило, редко получают травмы. У нас же все наоборот.
Сейчас ситуация нормализовалась. Сальва (Боккетти) в порядке, Брызьгаль (Брызгалов) тоже. Надеюсь, я тоже буду в порядке.
– Вы говорите, что центральные защитники, как правило, крепкие ребята. Считаете ли вы себя крепким орешком?
– Наверное, да. Но со стороны виднее. Могу сказать, что единоборства, отбор мяча, подкаты хорошо удавались мне в бундеслиге. Хочется верить, скоро смогу продемонстрировать это и в России. И так уже слишком долго без футбола.
– Ну да, тут затоскуешь. Кстати, вы знаете, что ваша фамилия на русском языке ассоциируется со словом «тоска»?
– Тоска, – произносит Сердар. – Это значит грусть? Интересно...
– Что на самом деле означает ваша фамилия?
– Она, как вы поняли, турецкая. И состоит из двух слов, произносится как «Ташджи». Таш – это камень. То есть Ташджи, можно сказать, – это возводить что-то из камня.
– Каменщик, получается. С такой-то фамилией точно в оборону – строить стену!
– Ну, да, – улыбается защитник.
– Какая игровая схема вам удобнее? К какой вы привыкли в Германии?
– Тут выбирать тренеру. В Германии обычно играли в четыре защитника. А в «Спартаке» у нас сбалансированный состав. Люди готовы сыграть в любой схеме.
– Редко от защитника можно услышать, что атакующий футбол ему по душе. Но вы об этом сказали еще на презентации в качестве игрока «Спартака».
– Все верно: атака – лучшая защита. Люблю играть с мячом. Я нацелен не только на отбор. Мне нравится отдавать мяч вперед осмысленно, продвигаться вперед самому. Если защитник может начинать атаку, это облегчает жизнь и полузащите, и атаке.
Думаю, Валерий Карпин хочет от нас именно такой игры.
– Кого из тренеров считаете своим учителем? Кто вам дал больше всего?
– Помню всех, кто работал со мной, начиная со школы. Может быть, наиболее важен для меня Армин Фе, который перевел меня из второй команды в главную, и в том же сезоне мы стали чемпионами Германии. Это было в 2007‑м. Также должен отметить Бруно Лаббадиа, при нем я стал капитаном команды.
– А Йоахим Лев?
– Я провел 14 матчей в сборной Германии, но в последнее время не попадал в команду, потому что у «Штутгарта» дела не очень клеились. Хочу вернуться в сборную за счет того, чего добьюсь в России.
– Вот Кураньи приехал в Россию, но в сборную не вернулся. Правда, у него конфликт с Левом... Вы знакомы с Кевином?
– Нет, но знаю его, ведь он с детства в «Штутгарте». Когда я перешел в главную команду, Кевин переходил в «Шальке». А в сборной Германии мы провели вместе какое-то время.
– Почему российские клубы редко побеждают немецкие, а сборная России – сборную Германии?
– Германия – футбольная страна. Футбол там занимает важное место в жизни людей. Клубы всегда выступают на высоком уровне, сборная тоже...
– Зачем тогда вы уехали из футбольной страны играть в Россию?
– Потому что провел 14 лет в «Штутгарте». Каждый хочет выигрывать титулы. В прежнем клубе мне это удалось. Когда Валерий Карпин рассказал о чемпионате России, о «Спартаке», о том, что клуб борется за чемпионство, я решил ехать в Москву.
– Помните, как раньше играли против российских клубов?
– Да. А вот за сборную Германии мне против России сыграть не удалось. Тот матч был единственным в 2009 году, который я пропустил в сборной. Что-то там с мышцей случилось. А на клубном уровне играли против «Зенита» в Лиге Европы и против команды «Сатурн» из Раменского в Кубке УЕФА.
– Вы даже город запомнили... «Сатурна», кстати, вскоре не стало.
– Правда? Помню, мы играли гостевой матч на хорошем стадионе.
– В Германии клубы часто исчезают?
– Сложно такое представить. Может, какие-то маленькие клубы из низших лиг испытывают проблемы с финансами. Но не в высших дивизионах точно.
– Вы знакомы с Маликом Фатхи и Мартином Штранцлем?
– Знаю их, оба играли в «Спартаке». Штранцль, кстати, выступал за главную команду «Штутгарта», когда я в дубле играл.
– А с бывшим форвардом «Спартака» Погребняком вы играли уже за основу.
– Павел играл в «Спартаке»?
– Да, несколько матчей.
– Вообще-то знал его только по играм за «Зенит». Павел – хороший футболист и забавный парень. Он не мог хорошо говорить по-немецки. Немного объяснялся по-немецки, немного – по-русски. Но понимали друг друга.
...Вот так постепенно Сердар открывает неизвестные страницы истории «Спартака». Скоро он собирается вписать и свою.
Лишь бы мотивацию не потерял да травмы не мучали.