Полосатый рейд. Как у «Халл Сити» хотят отобрать имя
Иван Калашников съездил в самый негламурный город Англии и понял, почему местные болельщики не хотят перемен.
В конце ноября прошлого года английский интернет взорвался – и еще около недели громыхал шутками про город Халл, назначенный культурной столицей Великобритании. Как бы вам объяснить?.. Портовый город к востоку от Лидса стал увядать после краха рыболовной промышленности в 70-х и постепенно превратился в безликое постиндустриальное захолустье – с ужасной архитектурой, выросшей на развалинах бомбежек Второй мировой, высоким уровнем безработицы и невыносимым местным акцентом. Когда кому-то пришла в голову идея написать книгу с милым названием «50 самых отстойных городов Великобритании», то Халл занял в этом списке первое место.
Собственно, титул культурной столицы был выдан Халлу для того, чтобы изменить имидж города, где заводить речь о культуре было не принято. Даже редкие достижения Халла порой шли ему во вред – скажем, после открытия огромного аквариума The Deep критики писали, что там пахнет рыбой. Прекрасного английского поэта Филипа Ларкина считали эксцентриком и не воспринимали всерьез лишь потому, что он 30 лет проработал в городской библиотеке. А родившийся в Халле математик и логик Джон Венн, придумавший знаменитые диаграммы, получил в благодарность от потомков вот такую картинку.
Халл пытался победить неприглядную репутацию локальным патриотизмом, в том числе футбольным. Например, чудесная местная группа The Housemartins (вот их главный хит и лучший сингл) назвала первый альбом «London 0 Hull 4». Компания Kingston Communications отстояла право красить телефонные будки не в красный, а в бежевый цвет, и стала единственной фирмой в стране, прогнавшей с локального рынка монополиста British Telecom. В 2001 году она дала спонсорское имя 25-тысячному KC Stadium, а в 2008-м футбольный клуб «Халл Сити» впервые за 104-летнюю историю вышел в премьер-лигу.
Через два года «Халл» стремительно летел обратно в чемпионшип, увлекаемый на дно 30-миллионным долгом. Клуб спас египетский бизнесмен Ассем Аллам, живущий в Халле с 1968 года и вроде бы хорошо понимающий суть локальной гордости – он давал деньги и регбийной команде, и вкладывался в реставрацию местных достопримечательностей. Нанятый Алламом тренер Стив Брюс сумел перезапустить свою увядающую карьеру, вернуть «Халл» в премьер-лигу и зазвать в клуб нескольких игроков, способных его там удержать. В итоге к концу первого круга сезона 2013/14 команда замыкала первую десятку, выступая заметно лучше других новичков, «Кристал Пэласа» и «Кардиффа».
Брюс, настрадавшийся в свое время с «Бирмингемом», «Уиганом» и «Сандерлендом», сразу принялся копить багаж очков, необходимый для того, чтобы остаться в премьер-лиге. «Халл» не проиграл ни одного из первых пяти домашних матчей и в первом круге пропустил на своем поле всего лишь шесть голов (как «Арсенал», «Ман Сити» и «Ливерпуль»). А когда Брюс внезапно перешел на схему с тремя центральными защитниками, команда стала удивлять – сначала «Ливерпуль» (победа 3:1), затем «Манчестер Юнайтед» (два гола в первые 13 минут), а потом и «Фулхэм» (исторический разгром 6:0).
Расстановка 3-5-2 по Брюсу – это скорее ориентированная на сдерживание соперника 5-3-2 с дополнительной страховкой на флангах и мощной полузащитой, где заправляют выписанные из «Тоттенхэма» Том Хаддлстоун (трансфер) и Джейк Ливермор (аренда). Несмотря на игровую изолированность и временами полную беспомощность нападения (недаром клуб уже купил в зимнее окно Елавича и собирается приобрести Лонга), «Халл» научился как минимум не разваливаться под натиском даже самых сильных команд. Короче говоря, у потенциального аутсайдера премьер-лиги все более-менее хорошо – и было бы еще лучше, если бы владельцу и спасителю клуба не пришла в голову одна идея.
Ассем Аллам: – «Халл Сити» звучит скучно. Клуб будет называться «Халл Сити Тайгерс» в Англии и «Халл Тайгерс» – в мире.
Болельщики «Халла»: – Мы будем называться «Сити», пока не умрем!
Аллам: – Умирайте побыстрее и не мешайте остальным наслаждаться футболом.
Болельщики: – Мы умрем тогда, когда захотим!
Аллам: – Я никому не позволю оспаривать мои решения! Если клуб не будет переименован, я заберу деньги и уйду.
Заявка Аллама на переименование находится на рассмотрении в футбольной федерации Англии. Название точно нельзя будет сменить до конца текущего сезона, но в следующем «тигры» могут официально стать «Тиграми» – и это явно волнует болельщиков «Халла» больше, чем сохранение статуса команды премьер-лиги.
Собственно, первый человек, которого я встретил в Халле – болельщик со значком «Скажи нет «Халл Сити Тайгерс». К нему подошел еще один, затем еще несколько, и все вместе они отправились на футбол, издалека привлекая внимание желтыми кругляшами на груди, словно подпольная ячейка какой-нибудь партии. Уже на стадионе выяснилось, что это партия большинства: значки и баннеры со словом «Сити» были видны с верхних рядов противоположной трибуны, да и матч с «Челси», одним из лидеров премьер-лиги, сразу же превратился из футбольного события в околофутбольное.
Первыми начали фанаты «Челси»: «Ваше имя – «Халл Сити Тайгерс»! Это так завело трибуны, что они почти не смотрели на поле, где вратарь Алан Макгрегор с трудом тащил удары Азара и Рамиреса, а пели в ответ: «Мы всегда останемся «Сити» – и добавляли «Тут культурная столица, убирайтесь в свой Лондон». «Халлу» не удалось продержаться до конца матча (Азар и Торрес забили по голу), но болельщиков и журналистов интересовал не результат матча, а будущее клуба.
Если FA решит сохранить историческое название, Аллам наверняка в бешенстве хлопнет дверью – и оставит клуб в еще больших долгах, чем прежде. Но Халлу не привыкать: и город, и клуб слишком долго жили на задворках страны, где вечно пахнет рыбой; здесь вряд ли многих можно увлечь гламуром премьер-лиги, если за него потребуется расплачиваться традициями. Аллам утверждает, что с его деньгами и названием «Халл Сити Тайгерс» клуб сделает шаг вперед – что ж, возможно, но тогда он окажется в компании Винсента Тана и его «Кардифф Драгонз». И вот от такой репутации будет уже крайне сложно отделаться – в отличие от звания культурной столицы, которое просто перейдет к следующему городу.
Винсент – вон. За что в Британии ненавидят владельца «Кардиффа»
Фото: Fotobank/Getty Images/Richard Sellers, Shaun Botterill, Tony Marshall
Переименование клуба, традиции которого уходят глубоко в прошлое, по прихоти одного человека тоже прогресс? Что это даст, кроме бонуса к тщеславию владельца, дескать, смотрите, моё мнение важнее мнения целого города?
истории од
ин в один
не понятна позиция владельца - сколько не говори халва, во рту слаще не станет. Я очень сильно сомневаюсь, что 20-30 человек, которые все таки клюнут на громкое слово Тигры, выведут клуб на принципиально новый уровень. Тем более всегда есть опасность, что новоявленные фэны таки включат телевизор и увидят выступления тигров, которые хоть и тигры, но обитают в основном на днище. После чего они пойдут глорить за куда более скромных "пенсионеров" и "горожан"