Комментатор «НТВ-Плюс» Павел Занозин: «Некоторые из моих коллег готовятся к матчу по 5-6 часов»
Во второй части интервью Павел Занозин рассказал о внутренней кухне «Плюса», о неожиданном предложении Василия Уткина, о любимых зимних видах спорта, а также о том, кто из комментаторов телеканала профессионально играет в театре.
Александр Шмурнов — мой любимый комментатор
— Давай затронем тему внутренней кухни «НТВ-Плюс». Можно ли по-настоящему дружить с кем-то из коллег, либо у вас сугубо рабочие отношения друг с другом?
— С кем-то у нас только рабочие отношения, с кем-то дружеские, есть несколько близких друзей: Саша Шмурнов, Кирилл Дементьев, Рома Нагучев, Леша Андронов. Здесь мы одна большая компания, мы часто не только работаем вместе, но и общаемся за пределами «НТВ-Плюс»: играем, путешествуем. Коллеги довольно часто становятся друзьями, потому что с ними интересно общаться, и со многими из них у меня одинаковый взгляд на жизнь.
— В ежегодном голосовании «Лучший футбольный комментатор НТВ-Плюс 2013. Имени В. Н. Маслаченко» ты занял 20-е место. Как сам оцениваешь свою позицию?
— Все абсолютно справедливо. Но тут надо сказать, что есть группы комментаторов, которых можно выделять. Есть абсолютный топ комментаторов, и их место в десятке, в пятерке или тройке никакому сомнению не поддается. Также есть 1-2 свободные вакансии в десятке. В этот раз 10 место занял Нобель Арустамян. Очень за него рад, Нобель талантливый комментатор, классно провел год. Он очень сильно прогрессирует, потому что кардинально поменял свою работу по сравнению с радийной, с тем, что было, когда он пришел на «Плюс». Дальше есть группа комментаторов, человек пять, которые всегда занимают места с 11 по 15-16, потому что они не имеют большой аудитории. У них специфическая манера работы, но они имеют своего зрителя, просто этот зритель менее многочисленный, нежели у топов.
Ну а дальше мы — молодежь. Я, Рома Нагучев, Рома Гутцайт, Миша Моссаковский, Эльвин Керимов, Дима Шнякин. Большая группа, которая просто пока еще не заслужила и не заработала себе возможность быть выше в этом голосовании. Я совершенно доволен своим результатом, считаю, что это объективно, хотя здесь нужно учитывать, что выборка была не очень большая. Голосовали 600 с лишним человек, а зрителей у «Плюса» полмиллиона как минимум, а если брать еще и тех, кто смотрит в Интернете, то там вообще несколько миллионов. Поэтому это своеобразный «метод Гэллапа», который используется при подсчетах телевизионных рейтингов, когда для вычисления очень большой аудитории в несколько миллионов используется, например, 500 так называемых «пиплметров».
— С этим «своим зрителем» связано низкое 21-е место Тимура Журавля?
— Я сам этот вопрос Тимуру не задавал, но мне кажется, что он сам себя больше считает не комментатором, а репортером. Более того он один из лучших репортеров в России. У него совершенно гениальные сюжеты, он фантастически умеет это делать, и в данном случае комментаторство для него вторично. Честно говоря, он мне всегда очень нравился и продолжает нравиться как комментатор. Я с удовольствием работал с Тимуром в паре на чемпионате Франции. Мне кажется, что место действительно низкое, тем более, что он опытный комментатор, молодой по возрасту, но уже довольно долго работает на «Плюсе». Значит, его манера не так близка людям, которые участвовали в голосовании.
— Как должна выглядеть первая тройка по версии Павла Занозина?
— На первое место я поставил Кирилла Дементьева, который просто блестяще отработал огромное количество матчей и, на мой взгляд, именно в этом году он совершил рывок в ту самую когорту топ-комментаторов. Второе место в моем списке занял Костя Генич, который и выиграл этот конкурс. У него как всегда выдающийся уровень К тому же в этом году он был приглашен на Первый канал, а это уже само по себе свидетельствует о том, как много он значит в профессии. Он никогда не опускается ниже какой-то определенной планки. И на третье место я поставил Александра Шмурнова — он мой любимый комментатор, и в этом году тоже отработал очень сильно.
— Читал, что главный редактор Василий Уткин уделяет много внимания итогам этого конкурса, в чем оно заключается, и какие выводы он делает?
— Нет, не согласен с этим. Никакого внимания не уделяется, если не считать, что Вася как-то отписывается об этом в интернете. Каких-то оргвыводов по результатам голосования, например, понижения зарплаты или постановки на более важные или менее важные матчи, такого не случается. Это просто такая оценка труда. Это как «ТЭФИ» или «Золотой микрофон» — всего лишь еще один способ узнать, кто чего сегодня стоит в профессии.
К матчу «Ювентус»- «Рома» я, честно говорю, начал готовиться за неделю
— Ты довольно молодой комментатор, но твой голос и манера репортажа уже узнаваемы среди болельщиков, телезрителей. Что ты можешь назвать своими козырями?
— Хотелось бы думать, что мой голос узнаваем, но это пока очень относительно. Я только около пяти лет работаю на постоянной основе и сейчас нахожусь в довольно сложной ситуации, потому что у меня нет «своего» чемпионата. Точнее не было до последнего момента, потому что в этом сезоне я довольно часто работаю на итальянской Серии А. И более того, недавно у меня было два топовых матча в туре: «Ювентус» - «Рома» (в паре с Димой Шнякиным) и «Лацио» - «Интер». Так что здесь могу сказать, что «мой» чемпионат появляется, просто пока я в нем не так здорово разбираюсь, как в чемпионате Франции.
Что касается козырей, то мне всегда интересно происходящее. Я очень люблю футбол, и если порой матч может быть неинтересен зрителю, то стараюсь как-то раскрасить его. Мне кажется, что комментатор может иногда улучшать зрелище, которое болельщик видит на экране. При этом комментатор должен соответствовать матчу, и не должен выглядеть смешно, визжа и вопя, когда на поле ничего не происходит. Но тем не менее должно быть некоторое количество эмоций и обязательно интересной информации, которую можно всегда найти, даже если это самый скучный матч и в нем команды «возят телегу», всегда комментатор может какого-то нерва добавить. Всегда помню слова Димы Федорова, одного из моих хороших друзей и учителей в профессии, который говорит, что к каждому матчу нужно готовиться досконально. Потому что в любом матче можно найти зацепки, из которых раскручиваются интриги. И уже благодаря этому, по ходу матча ты сам себе можешь помочь.
Я стараюсь следовать этому принципу и готовлюсь к каждому матчу основательно. Не так наверно как кто-то другой из моих коллег, потому что есть те, которые готовятся по 5-6 часов! Но вот к матчу «Ювентус»- «Рома» я, честно говорю, начал готовиться за неделю. Я был в Италии, каждый день читал «La Gazzetta dello Sport», общался с итальянскими друзьями, впитывал то, что там происходит. Наверное, пока это самая длинная подготовка к матчу в моей жизни.
— Зачастую вижу тебя не только на футбольных каналах «Плюса», но и на «НТВ-Плюс Баскетбол». Расскажи об этой своей специализации.
— Теперь, наверное, видишь реже, потому что в этом сезоне я ни разу не работал на матчах ЦСКА в Евролиге. Это связано с тем, что мы готовимся к Олимпийским играм, и в данный момент у нас на «Плюсе» именно Олимпиада в Сочи является приоритетным проектом. А если другая работа мешает ему, то ее просто исключают ненадолго, вот у меня под такую раздачу попала Евролига. Но при этом я комментировал несколько матчей Евролиги с участием таких средних команд как «Жальгирис», «Эфес», «Нантер».
Баскетбол в моей жизни появился случайно. Это случилось на конкурсе комментаторов. Ключевым моментом финала был конкурс интервью. Мне в качестве собеседника достался Владимир Александрович Гомельский. За этот конкурс я получил высший балл, и он фактически предопределил мою победу. У нас получился хороший разговор и уже после него, после победы на конкурсе Владимир Александрович ко мне подошел и сказал: «Зачем тебе этот футбол? Бросай его и переходи ко мне на баскетбол». Я ответил, что это лестное предложение, но футбол я люблю всю жизнь, а о баскетболе знаю примерно столько же, сколько о теннисе или волейболе. Есть какие-то общие знания, но никогда не был фанатом.
Тем не менее он начал меня подтягивать, сначала я делал сюжеты программы «Неделя в НБА», потом начал работать корреспондентом на мачтах Евролиги. Затем съездил на чемпионат мира 2010 года в качестве корреспондента, а в 2011-м — на женский чемпионат Европы, который Россия выиграла. Там я влюбился в женский баскетбол, там подружился с некоторыми девчонками из сборной. И вот как-то так все постепенно закрутилось. На самом деле, на «Плюсе» это нормально, когда у комментатора разные специализации. Баскетбол сейчас у меня второй любимый вид спорта, постоянно за ним слежу, надеюсь, что после олимпиады снова вернусь, и буду работать корреспондентом на матчах ЦСКА.
Я пережил такой керлинговый катарсис
— Уверен, что из белорусов ты знаешь не только Анастасию Веремеенко, но и Гришина с Дащинским?
— Да, знаю, даже общался с ними на этапе Кубка мира в Сочи. В феврале мы там провели практически две недели, долго работали, снимали сюжеты, смотрели и комментировали с Лизой Кожевниковой. Команда Беларуси по лыжной акробатике очень крутая. Думаю, что у нее есть хорошие шансы на медали, хотя конкуренция будет высокая, ведь китайцы очень сильные. Но это действительно важный вид для Беларуси на предстоящих Играх.
— Откуда пошла твоя специализация во фристайле?
— Фристайл появился в моей жизни абсолютно случайно. Я бы сказал, что он с неба на меня упал. Однажды я сидел у нас в «16-й» комнате, готовился к футбольному матчу, зашел Вася Уткин и сказал: «Привет, у меня для тебя новость. Ты будешь комментировать фристайл. Первая трансляция завтра».
— Как я понимаю, ты тогда во фристайле «плавал»?
— Абсолютно! (смеется). Вот попробуй сейчас тебя посади комментировать тот вид спорта, который ты ни разу не смотрел. Я даже правил не знал. Естественно сразу позвонил Лизе Кожевниковой, которая является двукратным призером олимпийских игр по фристайлу, в могуле. Она меня очень сильно наставляла, кроме того я познакомился с Дарьей Серовой, которая входила в состав сборной России в 2000-ые. Ну и вот так начал сам себя спасать, ведь спасение утопающих дело рук самих утопающих. Смотрел, изучал правила, общался с людьми.
Я ни разу в жизни не катался на горных лыжах. То, что спортсмены понимают нутром, знают на своем опыте, я вынужден узнавать только на словах. Конечно, никогда в жизни не буду так понимать этот вид спорта, как, например, та же Лиза Кожевникова.
— Исходя из предыдущего вопроса: большая группа футбольных комментаторов «НТВ-Плюс» едет в Сочи и будет там работать на непривычных для себя зимних видах. Например, Василий Уткин «забронировал» себе биатлон. У тебя не стоит вопрос, какой вид выбрать?
— Да, фристайл, если быть конкретнее, «хаф-пайп» и «слоуп-стайл», потому что во фристайле пять дисциплин. Плюс я буду работать корреспондентом на горных лыжах и на всех остальных видах фристайла. Также буду комментировать керлинг, и для меня это очень радостное событие, потому что керлинг мой самый любимый зимний вид спорта. Впервые увидел его в Ванкувере по телевизору, просто восхитился нашей сборной, а дальше был чемпионат Европы-2011 в Москве, уже там я со всеми познакомился достаточно близко.
И так постепенно керлинг вошел в мою жизнь. Я кстати играл в него, поэтому могу в нем что-то понимать как игрок (улыбается). Мы однажды выиграли достаточно большой турнир среди журналистов с командой Чемпионат.com. И можно сказать, что прямо по ходу турнира я пережил такой керлинговый катарсис. Сначала ты вообще не понимаешь что происходит и не можешь камнем попасть не то что в «дом», но даже в радиус 10-и метров от него! А потом я приспособился и начал даже ставить камни в «дом», что действительно очень сложно, расстояние там 30 метров. Так что по ходу того турнира я прочитал керлинговую энциклопедию.
ВГТРК сейчас сложно считать конкурентом, фактически про спорт там забывают
— Согласен, что «НТВ-Плюс» — это предел для спортивного журналиста на территории бывшего Союза? Или нет? Вот на своем примере: дальше «НТВ» есть куда расти?
— Можно расти в профессиональном плане внутренне. А «НТВ-Плюс» — это лучший, даже единственный спортивный канал в России, да и не только тут. К сожалению, отсутствует серьезная конкуренция, потому что ВГТРК сейчас сложно считать конкурентом, фактически про спорт там забывают. Отсутствие конкуренции мешает, оно провоцирует стагнацию, и отсутствие прогресса.
Что ответить о вершине? Вот, грубо говоря, если мне сейчас предлагают перейти на Первый канал, буду ли я считать вершиной работу там? Если бы это было пять лет назад, то конечно бы считал это вершиной. Если сейчас, то это спорный вопрос... Я думаю, что через несколько лет, может быть с приближением чемпионата мира-2018 ситуация в российском спортивном телевидении изменится. Смогут появиться еще один-два настоящих больших спортивных канала, и все будут развиваться вместе. Тогда уже можно будет говорить о том, кто лучше или хуже, а пока мы варимся в собственном соку. «НТВ-Плюс» вершина, но не в последнюю очередь потому, что конкурировать не с кем.
— Как проходит на канале адаптация, притирка молодых комментаторов? Роман Нагучев, как-то сказал, что Уткин, например, просит написать репортаж о футбольном матче, не используя футбольных терминов?
— В данном случае это не адаптация, а одно из творческих заданий. Я уже немножко подзабыл, потому что это было давно (улыбается). Но она проходила непросто, она проходила с проблемами. Во-первых, я был очень молод, приехал из другого города, впервые жил без семьи, любимой девушки, и у меня были психологические проблемы, но я их старался решить своими способами.
Что касается работы, то ты каждую секунду учишься, стараешься что-то перенять у опытных коллег, что-то подсмотреть, что-то спросить. И все это приходит с опытом. Я вообще считаю, что журналистика это исключительно практическая профессия, и наличие журфаков в вузах для меня удивительно. Ведь научить журналистике в теории невозможно.
Я закончил журфак заочно в Российском государственном социальном университете, в прошлом году получил диплом. И только потому, что так очень хотела моя семья. Для меня же этот диплом совершенно ничего не значит, ничего нового за время учебы в университете, помимо интересного общения с людьми, я не получил. Все навыки работы в журналистике получают только на практике: если ты никогда не делал сюжетов, то тебя этому не научат на лекциях. Только сделав 500 или 1000 сюжетов, можно все понять на собственном опыте.
— Как ты относишься к созданию на «НТВ-Плюс» некоего бренда своих журналистов?
— Надо понимать, что это не искусственное создание, это абсолютно объективная картина. Мы не создаем какой-то культ, просто так получается, что на «Плюсе» работают лучшие люди в профессии. Это очень круто, это главный капитал канала, это действительно супер-журналисты. В каждом виде есть свои топ-комментаторы, топ-репортеры, здесь я могу сказать, что очень счастлив работать в такой компании. Не только в компании «НТВ-Плюс», но и в компании таких людей. У них очень многому можно научиться. Хотя сейчас эта адаптация молодого комментатора уже закончилась, но моя учеба у них продолжается каждый день.
«Играть у микрофона» — это фраза Владимира Маслаченко. И он действительно играл
— Многие телезрители упрекают белорусских комментаторов в излишней зажатости, малой эмоциональности. Согласен с утверждением, что комментатор, в некоторой степени, должен быть и актером?
— Комментатор, безусловно, актерская профессия, и не зря один из лучших комментаторов «Плюса» Александр Елагин профессиональный актер и играет в театре. Но на мой взгляд, играть у микрофона могут далеко не все. «Играть у микрофона» — это фраза Владимира Маслаченко. И он действительно играл, и Александр Елагин тоже играет. Я, честно говоря, не могу играть у микрофона — я стараюсь жить у микрофона, стараюсь всегда говорить искренне.
Мне было бы сложно болеть за команду, тренера которой я ненавижу. Или сложно было бы делать хорошую мину при плохой игре. Для меня футбол — это тот самый вопрос жизни и смерти, и здесь, по-моему, нужно быть искренним. Мне кажется, что эмоций в моих репортажах хватает. Что касается белорусских коллег, то за всех говорить не могу, я знаком только с одним белорусским комментатором, это мой хороший приятель, Дмитрий Герчиков. Его точно я бы не упрекнул в отсутствии эмоций.
— Его коллега сказал, что на «НТВ-Плюс» Герчиков был бы совсем рядом по уровню с Владимиром Александровичем Гомельским…
— Дима Герчиков — топ-журналист. Думаю, он был бы одним из лучших комментаторов баскетбольного канала. У нас не очень большая бригада, хотя действительно все сильные журналисты, но мы сейчас мало баскетбола показываем и уже 10 человек просто-напросто не нужны. Мы не показываем НБА, не показываем Единую лигу ВТБ, но я был бы только рад, если Дима работал бы на «НТВ-Плюс». Но для этого должно сложиться много факторов: и его желание, и желание канала. Мне было бы просто приятно работать с ним вместе как его другу и почитателю его таланта.
— В середине осени в Беларуси начал тестовое вещание первый спортивный телеканал «Беларусь-5». Он делает еще только первые шаги, начинает со скрипом, но сама идея создания специализированного канала назревала давно. Дашь парочку советов белорусским коллегам?
— На белорусском спортивном канале абсолютно нормальный набор соревнований. Можно посоветовать радоваться происходящему. Создание спортивного канала — большое дело. Пребывая в эйфории по поводу того, что есть крутые чемпионаты и хорошая работа, все равно не забывать о повышении собственного уровня. Стараться впитывать информацию и мастерство от коллег из России и ваших опытнейших комментаторов, потому что в профессии нельзя никогда оставаться на одном месте, надо все время двигаться вперед. А если ты задерживаешься и останавливаешься в развитии, то зритель это очень четко замечает. Может быть не сегодня-завтра, но через год внимательный зритель скажет: «Да, парень, раньше ты был немножко лучше». Так что нужно расти, и просто продолжать любить свою работу.
Я думаю, что с этим проблем никаких нет, потому что в среди белорусских журналистов наверняка много настоящих любителей спорта. Так что я просто рад, что они занимаются любимым делом!
Эхх, классная конечно у них профессия, как уже сказал Павел в прошлом интервью - получают деньги за то, что делал бы бесплатно и для удовольствия...
Удачи в комментаторском деле!