Падение кумиров. Почему «Боруссии» не стоит жалеть о Левандовском
Проданный лот – бой молотка. Наковальня – как приговор. Дом лишается картины, антиквара или греческого божка. Выставлено на продажу – перебейте цену, может уйти задаром. Польский форвард, уроженец Лешно, забивает с любых позиций, любой команде, на любой стадии, любых количествах – невозможно сдвинуть с места, как статую Давида, свободен от контракта, как Венера от рук. Соискатель – «Бавария Мюнхен». Ули Хёнесс потирает руки – три формальных удара и лучший нападающий перейдёт к нему на бесплатной основе.
Парадокс, но «стук молотка» чаще всего положительно сказывается на «Боруссии Дортмунд». Конечно, они бы не отпустили по доброй воле Барриоса, Шахина, Кагаву, Гетце с Левандовским. Но в Мюнхене «добрая воля» не сочетается с триумфом. А так повелось, что с Мюнхеном «Боруссии» приходится уживаться.
После финала Лиги чемпионов-2013 «Боруссия» могла превратиться в «Порту»-2004: парни сделали своё имя – парни могут уходить. Закон футбола, который делает осмысленным существование маленьких команд. Но «Дортмунд» никогда не был маленькой командой. Даже когда был в долгах, с низким бюджетом и зарплатным фондом в два раза меньшим, чем у «Баварии». Если у вас есть деньги, концерны, история – еще не значит, что перед вами должны пасовать.
В новом «Дортмунде», с тандемом Цорк-Ватцке, один (Цорк – спортивный директор) наладил лучшую скаутскую службу со времен распределяющей шляпы, другой (Ватцке – генеральный директор) мог бы с успехом спасать Lehman Brothers: он принял «Боруссию» в 2005 году, когда у клуба было 120 миллионов долга (90 из них подлежали выплате), 17-миллионная годовая аренда за стадион и призрак банкротства. Он сократил расходы вдвое, отказался от инвесторов и сейчас берет за вход на «Зюйд-трибуну» 12 евро. И может позволить себе расстаться с лучшим игроком.
Молоток не просто бьет по Дортмунду – он вколачивает гвозди. Так ли был нужен «Баварии» Левандовский? Не больше, чем Месси или Криштиану Роналду. Так ли было нужно «Баварии» демонстрировать огрехи чужой концепции? «Бавария» – самый амбициозный клуб Европы. Их игрокам, будто на ночь читают «Свисток» Тони Шумахера. Щелкнуть конкурента по носу, отужинать с их лучшим форвардом за день до финала Лиги чемпионов, зная, что их лучший полузащитник уже у тебя – для них это слаще, чем победа.
Вестфальский клуб получил самого сильного врага, которого можно пожелать и отнесся к нему с оскалом Юргена Клоппа и немецкой логикой (что не убивает – делает сильней). Многие говорят о романтизме «Дортмунда» – это действительно так. Но это не романтизм юного Вертера (застрелился от невзгод) – это романтизм Нибелунгов, способных генерировать возможности от проблем.
Покупаете Барриоса? Мы «сделаем» на нем 5 миллионов. Шахин в «Реал»? Как угодно, 12 «кусков». Кагава в «МЮ», польстившись на комплименты сэра Алекса? 22 миллиона. Гетце в «Баварию»? 37, он ваш.
С продажи только этой четверки «Боруссия» заработала почти 80 миллионов, продолжая действовать логикой трансферных изысков Цорка (найти Кагаву за 300 тысяч в клубе «Сересо Осака») и философией Ватцке (не покупать никого больше, чем за 25 миллионов). И нет никаких предпосылок не довериться этой логике вновь.
К философии нового «Дортмунда» – помимо молодости, экономики и вертикального футбола – можно добавить то свойство противостояния альтер-эго, сквозь которое проявляется страсть. Свойство великих команд и атлетов. Получив пробоину – отвечать с двойным усердием (удел мечтателей Фицджеральда). Так «закулисный» футбол превращается в игру джентльменов. Какая еще команда в 21 веке будет говорить, что им не нужно богатство (инвесторы), ведь этого не хотят их фанаты? Как если бы движение против Глейзеров в «Манчестере» увенчалось успехом. Но «Манчестер» бы тогда вряд ли играл в финале Лиги чемпионов.
Протест чувствуется даже в последнем жесте, с каким Ватцке, летом 2013 года, уперся в продажу Левандовского.
Наглость, с которой боссы «Баварии», хотели переманить поляка, не укладывалась в мировоззрение «Боруссии». Для меня, вас, Эшли Коула, Жозе Моуринью, акул агентского бизнеса – это было обыденностью, нормой. Но для тех, кто до сих пор говорит о футболе, как об удовольствии (не держа в кармане скрещенные пальцы) – это было актом вандализма, насилия, будто кто-то пытался надругаться над Сикстинской капеллой. Такой акт должен быть отомщен, хоть и ценой в 40 миллионов. В этом еще одна черта «Боруссии» – ее романтизм угрожающ (как у списанного с Зигфрида Джанго), он всегда найдет способ дать сдачи.
Левандовский проведет в «Дортмунде» остаток сезона и, учитывая, как он провел первую половину (11 голов в 17 матчах), сидя в серебряной клетке, контракт с «Баварией» может его окрылить. Это будет на руку «Боруссии», ведь с их реализацией моментов кто угодно не с фамилией Шибер придется ко двору. Учитывая подвиги Левандовского в Лиге чемпионов и турнирные задачи «Боруссии» (ЛЧ как приоритет) – поляк (при поддержке восстановившейся обороны и Гюндогана) может дать тот самый залп, который принесет трофей. Этот трофей устроит «Дортмунд», который гоняется за Лигой чемпионов, как резвый щенок за хвостом.
Если от тебя уходит твой лучший игрок – это всегда проблема. Но если это закономерность (как храпящий сосед) с этим приходится жить. «Дортмунд» вновь может показать, что умеет делать это (соседствовать с немецкими племенами, набегами разоряющими молодую империю) лучше других. Что потеря средств – не самое главное. Они теряли их раньше и находили ответ, не отступая от заданной философии. Смыкали ряды, выдерживали клин. В конце концов, и Левандовский был «найден» как замена Барриосу – под давлением «Дортмунд» действует лучше всего (как в матче с «Малагой»). Ватцке вновь выиграл время и может вновь показать – это дороже денег. Как и та система, которая с ударом молотка и криком «Продано!» имеет способность расправлять плечи.
Сразу в голове встает образ спартанцев, плечем к плечу сражающихся против превосходящего по количеству соперника ) Еще Арсенал нам близок по духу и стоят с Дортмундцами в первых рядах.
Правда, по моему мнению, изначально Левандовски не рассматривался как замена Барриосу. Он покупался на вырост.
только единственное (как по мне), количество культурных отсылок зашкаливает