Как стать диванным журналистом и не облажаться
В этой жизни вас часто спасают две вещи – любимый вид спорта и привычка рассказывать про любимый вид спорта, желательно, в письменном виде. Ваш любимый вид спорта – зарубежный футбол, «Формула-1», пакистанский крикет или новозеландское регби. Что делать, если они там, а вы здесь, на диване?
Блог «Испанская кухня» готовит советы о том, как в постмодернистские времена реализовать собственные спортивно-графоманские амбиции, не имея под рукой ничего, кроме широкополосного Интернета и взращенной любознательности.
На первый взгляд, в чем плюсы диванной журналистики
1. Вам не нужен диплом (даже если каноничные спортивные журналисты говорят, что им тоже не нужен, вам не нужен больше);
2. Вы зависите от настроения только одного начальника – себя самого;
3. Вам не нужно жить в столице или работать в офисе. Если вы освещаете деятельность футбольной команды «Мамелоди Сандаунз» и не живете в одном с ней городе (хорошо, в одной стране), то уже не важно, из какой точки земного шара это делать.
На первый взгляд, в чем недостатки диванной журналистики
1. Вам, скорее всего, не будут платить. А если будут, то не столько, сколько вы хотите. В лучшем случае, рассчитывайте на статус «оплачиваемого хобби» (почему это не страшно, мы поговорим позже);
2. Про диванного журналиста никогда не снимут динамичного фильма, потому что вся его творческая деятельность проходит перед компьютером;
3. Когда рассказываешь людям, что ты «пишешь про хоккей», они спрашивают: «А в какую газету?». И наступает пятиминутка неловких пояснений, которые не удовлетворят ни одну из сторон.
Тонкости терминологии
Не употребляйте всерьез в отношении себя слова «журналист», или того хуже, «блоггер». Журналисты – это те, кто срывают покровы, берут интервью у людей, задают неудобные вопросы и пользуются дурной славой. Блоггеры – это те, кто в Живом Журнале пишут про Путина. Вашей соципатической сущности всей этой чужеродной ауры не надо.
Можно сказать, что вы на досуге спортивный журналист, если люди хотят в двух словах понять, чем вы занимаетесь, а подробности им неинтересны (если не льстить себе, то кроме вашей мамы, они действительно никому неинтересны). Но лишний раз обманывать Вселенную не надо.
В чем диванный журналист не уступит спортивному
1. В просмотре соревнований. Допустим, у вас нет возможности посетить спортивное событие на стадионе. Это никак не мешает рассказать о самой игре. Более того, человек, посещающий стадион, как правило, становится заложником необходимости рассказывать про антураж. А в вашем распоряжении – чудеса операторской работы и видеоповторы. Гораздо важнее уметь подмечать тонкости игры.
2. В доступе к информации. Здесь вам как никогда поможет знание языка, на котором разговаривают в вашем любимом виде спорта. Если вы владеете португальским, то для почитателей португальской лапты вы всегда будете ценным и эксклюзивным рассказчиком. Информационное поле отечественной спортивной журналистики гораздо уже, чем оно же, но в мировых масштабах. Черпайте из большого колодца.
3. В изложении мыслей. Здесь все зависит от книжек, которых вы не читали, и от учительницы Марии Николаевны, которую вы не слушали. Выработать свой неповторимый стиль очень трудно. Для начала, отберите тех авторов, чей стиль вам импонирует, и попробуйте выразить мысли в этом стиле. Без практики «делай, как я» на первом этапе не обойтись. Помните про правило 10,000 часов.
Теорема диванного редактора
1. В спорте легко отбирать темы и устанавливать дедлайны. Если матч состоялся сегодня вечером, то послезавтра утром вас прочитают, только если вы напишете какую-то интересную аналитику или историю по мотивам. В условиях информационного потопа ненаписанный текст как открытое вне холодильника молоко – скиснет за сутки.
2. Если некому вычитывать и проверять ваши материалы, делайте это сами. Когда большой текст наконец-то дописан, мало кому хочется снова к нему притрагиваться и что-то править. Но ошибки и описки могут подпортить впечатление даже об интересном написанном материале. Относитесь к творчеству с любовью, это же не курсовая, ну.
3. Если по счастливому стечению обстоятельств у вас появился постоянный редактор, то хольте его и лелейте. Он желает вам добра, и вы его бесите гораздо больше, чем он вас. Поэтому, Дима, спасибо тебе за все, что ты делаешь. И раз уж зашел разговор...
Практические советы от редактора Дмитрия Долгих
1. Всегда просите себе больше времени, чем вам нужно. Ни один редактор не любит, когда дедлайны срывают. Спешка чаще всего вредит качеству. В конце концов, на срок вашего дедлайна соседи могут запланировать тестирование нового перфоратора. Кроме того, с торжествующим видом сдавая работу заранее, вы рискуете нарваться на приятное удивление и повысить доверие к себе.
2. Рассчитывайте только на себя. Редактор может заменить не слишком удачный заголовок или лид на более удачный, но не будет придумывать их за вас. Сдавайте текст уже готовым, потому что если вам доверяют, то в запарном случае могут выложить материал и не глядя. Не радуйте читателя оставленной в скобках сноской: «Может, захерачим сюда видос с этим негроидом?».
3. Фактические ошибки – самый страшный грех, потому что их труднее проверять. Как минимум, несколько читателей знают материал не хуже вас. И теперь у них есть возможность писать в комментарии.
4. Решительно избавляйтесь от канцелярских штампов. Стоит отметить – отмечайте, необходимо подчеркнуть – подчеркивайте, сообщать об этом совсем необязательно. Уничтожайте словечко «свой», сделайте тексту приятное. Не нужно объяснять шутки или предупреждать о них. Лучше пусть люди не поймут шутку, чем подумают, что вы с ними общаетесь как с идиотами. И обязательно-обязательно нагуглите «как наращиваются числительные» (тебя, Стас, это касается в первую очередь).
5. Никогда не называйте свои творения статьями. Статьи – в Уголовном кодексе. У нас – тексты, текстики, в крайнем случае – материалы, заметки, посты или записи.
Социальные сети – ваши друзья
1. Твиттер. Самый оперативный способ для того, чтобы узнать или распространить информацию. Новость на спортивный сайт оформляется 5 минут. Запись в твиттер занимает 15 секунд. Сообщить новость первым столь же приятно, как и узнать ее первым. Особенно если она правдива.
2. Инстаграм. Сюда эти ваши спортсмены публикуют фотоотчеты о своей красивой жизни. Стоит подписаться в трех случаях: если вы не хотите упускать ничего из описываемого объекта, если вы ведете блог о стиле или если вы девочка.
3. В Контакте / Фэйсбук. Годится для ссылок на ваши статьи тексты, чтобы друзья их лайкали и повышали вашу самооценку.
4. Гугл Плюс. Не нужен вообще.
Как вести себя в комментариях
1. Комментарии могут доставлять неиллюзорную боль. Раньше мэтры журналистики получали от редакторов газетных изданий лишь благодарственные письма, теперь же любой восьмиклассник Петя из Красногорска может обматерить творца любой степени мэтровости. Примите для себя важное для жизни правило – всем угодить невозможно. На каждый –дцатый плюс к вашей записи все равно будет стоять минус, и вы никогда не узнаете, почему.
2. Комментарии – публичная площадка. Если кто-то долго вам докучает, попробуйте поговорить с ним в личной переписке. Вы удивитесь, насколько другим может оказаться тон общения и отношение к вам. Просто в комментариях все играют на публику.
3. Да, вы можете испортить отношение к тексту собственными комментариями. Не уверены, что сможете выдержать разговор – не начинайте пускаться в объяснения. В крайнем случае, используйте президентскую тактику – упорно игнорируйте оппонента и не произносите его имя, сколько бы он ни обращал на себя внимание.
Рандомная мудрость от диванного журналиста с шестилетним стажем
1. Не пишите о том, как проходила игры, как били по мячу, как вратарь падал. Если люди смотрели, то они знают, как это было на самом деле. Если не смотрели, то это не эротика, чтобы о ней с удовольствием читать и фантазировать.
2. Вписывайте спорт в другие, интересные вам явления. Кино, музыка, литература, политика, психология или философия – все это прекрасно сочетается со спортивными событиями. Тактический анализ матча «Ангушт» – «Переяславль-ЗИЛ» будет интересен единицам. Но если текст про гольфиста Андрея Петрова пропустить через зерно поп-культуры и ваш собственный взгляд на жизнь, это может быть интересно всем. Обратите внимание, например, как «Афиша. Волна» рассказывает о музыке.
3. Украшайте текст иллюстрациями. Речь не только о фотографиях. Анимированные гифки, коубы, вайны, и все прочее. Вообще, не надо бояться экспериментировать. Сделайте подкаст, озвучьте обзор матча собственным голосом или опишите спортивную тему через мультфильм «Трое в Простоквашино». В худшем случае, вас два человека назовут дураком и забудут. В лучшем случае, вы выиграете большой пласт аудитории.
4. Вы не всегда работаете за деньги, но всегда работаете на перспективу. Если вы действительно настроены на то, чтобы зарабатывать на текстах, уясните, что зарабатывать вы будете послезавтра. Если сегодня будете хорошо трудиться бесплатно.
5. Не прирастайте к дивану намертво. Если обстоятельства складываются так, что вы можете отправиться на стадион (раз в год в отпуске, например, или если соревнования проходят недалеко от места вашего обитания), используйте их.
6. Не уподобляйтесь авторам большинства российских кинокомедий, которые пытаются писать шутки «для народа». Если вы стараетесь угодить некоему абстрактному читателю, у вас ничего не выйдет. В первую очередь, текст должен нравиться лично вам. Используйте смешные для вас шутки, привычные для вас разговорные обороты (Интернет гораздо толерантнее бумаги в этом смысле).
7. Ищите вдохновение в других жанрах. Например, формат «Добавки к туру» в данном блоге был взят у обозревателя НФЛ Кларка Джаджа (о чем сообщалось в самой первой «Добавке»). Вот этот текст родился из аналогичной рубрики на сайте W-O-S. Если вы не пытаетесь объявить себя создателем скопированной идеи, то все в порядке. В конце концов, даже радиохедовский «Creep» был придуман в 1976 году.
8. Придумывайте какие-то особенные самобытные фишки для блога. Еженедельные рубрики, забавные отступления в текстах, какие-то особенные фразы. Так вы быстрее запомнитесь, к тому же, читатели будут ждать новых текстов как новых эпизодов любимого сериала.
«Испанская кухня» рекомендует к регулярному прочтению:
«Тушите свет». Блог Андрея Баздрева о боксе
«Переключая каналы». Блог Алексея Марченко об американских видах спорта
«Фонарь». Блог Кирилла Свиридова о баскетболе
«Моя Италия». Блог Алексея Логинова об итальянском футболе
«ЖиДы». Блог Wolverine об инфернальности нашей жизни
«Momento». Блог Игоря Порошина об Игоре Порошине
P.S. Ровно 6 лет назад на Sports.ru был опубликован мой первый текст. Спасибо всем тем, кто был в начале и остается сейчас в этой удивительной творческой колее.
«Блог Игоря Порошина об Игоре Порошине» - прекрасно :)
2. Вписывайте спорт в другие, интересные вам явления. Кино, музыка, литература, политика, психология или философия – все это прекрасно сочетается со спортивными событиями. Тактический анализ матча «Ангушт» – «Переяславль-ЗИЛ» будет интересен единицам. Но если текст про гольфиста Андрея Петрова пропустить через зерно поп-культуры и ваш собственный взгляд на жизнь, это может быть интересно всем. Обратите внимание, например, как «Афиша. Волна» рассказывает о музыке."
То, за что я не люблю современную спортивную журналистику. Она редко бывает спортивной.
---
Это неправда, что тактический анализ (даже применительно к матчу, который никто не видел) будет интересен единицам. Правда в том, что ЖУРНАЛИСТ - ЭТО НЕ ЭКСПЕРТ, ОН, КАК ПРАВИЛО, УМЕЕТ ПОДАТЬ ИНФОРМАЦИЮ, НО СЛАБО РАЗБИРАЕТСЯ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ. Поэтому ничего другого и не остается, как подменять аналитику литературными приемами и прочей неуместной лабудой.