2 мин.

Маленький лорд. Тёмные источники. Теперь ему не уйти

Читаешь, проникаешься, пытаешься оценить поступки и мысли литературных героев, как будто они вот тут, рядом, в обычной жизни.

Но чтобы захотелось похвалить/осудить/полюбить/возненавидеть, герой должен зацепить. Серые, плохо прописанные персонажи не вызывают никаких эмоций и проходят мимо. А вот если автору удаётся вдохнуть жизнь в героя (или героев) своего произведения... Я ценю такие тексты, вне зависимости от того, нравится мне герой или нет, положительный он или отрицательный, притягивает или отталкивает и далее антонимы по шаблону.

Боргену удалось прописать Маленького лорда настолько, что, окажись прототип или какой-то аналог в зоне досягаемости, я бы запустила в него чем-нибудь. Например, тапком. Словами с ним не справишься.

Этот подросток в "Маленьком лорде" вызвал моё отвращение своим чувством значимого превосходства над всеми остальными, над этими жалкими людишками. И, самое страшное, Маленький лорд имел достаточно оснований считать себя лучше других. Он ощущал свою силу, предугадывал действия, слова и мысли других людей, манипулировал ими всеми, постоянно играя в какие-то игры. И даже когда он кому-то делал какую-то приятность, оставался неприятный осадок, что в первую очередь он делает это для себя.

Этот юноша дивный в "Тёмных источниках" вызывал моё неприятие своими поступками и сомнительными нормами морали для своего времени, своими талантами, своей двуличности, своей лёгкостью. Лёгкостью — видимой, как ему всё легко давалось. Писать картины, писать романы, попадать в неприятности и выбираться из них.

В "Теперь ему не уйти" же предлагается уникальная возможность взглянуть на Вилфреда глазами не только автора, но и глазами женщины, любившей его. Глазами женщины, которую любил и сам Вилфред (насколько он вообще может любить кого-то кроме себя). У них непростые отношения. С таким героем в принципе невозможна действительность "как у всех".

"- Завтра ты снова сможешь играть!

- Откуда ты знаешь...

Он подмечал мои чувства лучше меня самой, и мне это было неприятно.

- Милая, - проговорил он, - я люблю тебя. А разве знать и любить — не одно и то же?"

Это же очень страшно — общаться с человеком, который с лёгкостью просчитывает все твои поступки, мысли и желания. Это же очень страшно — общаться с человеком, которому даже не надо прилагать особых усилий, чтобы манипулировать тобой. Это же очень страшно — общаться с человеком, который вечно играет какие-то роли, и сам не знает, какой же он-настоящий.

Главный герой трилогии Боргена мне определённо не нравился. И не нравится. Но я не могла его отпустить вот так, просто. И вслед за первой книгой была прочитана вторая, а за второй — третья. Заслуга автора, несомненно. Чтобы ты там не думал и не делал Вильфред, его приключения описаны замечательным языком, оставляющим самое приятное послевкусие.

Как жаль, что о Юхане Боргене в нашей стране в настоящее время мало кто наслышен. Автор стоит того, чтобы его читали, чтобы с ним познакомились.

9/10