16 мин.

2005. Роналдиньо. «Я ем с мячём, ласкаю его, сплю с ним...»

Продолжая начатый в прошлый раз рассказ о Роналдиньо, предлагаем вашему вниманю интервью, данное им еженедельнику "France Football" сразу после получения "Золотого мяча" 2005.

Автор: Majk

Оказывается, стать гением в футболе очень просто: надо постоянно быть ря­дом с мячом. Есть с ним, спать, то есть постарать­ся все время держать его в поле зрения. Потому что мяч для гения – это второе «я».

Это не мы придумали. Так, на­пример, говорит в своем пос­леднем большом интервью, которое мы скоро опубликуем, великий британец Джордж Бест, так говорили король футбола Пеле и «летучий голлан­дец» Йохан Круифф, а Марадона даже пришел с мячом на встречу с кубинским лидером Фиделем Кастро. «Фидель хо­тел узнать, в чем мой футболь­ный секрет, – сказал Марадона. – Я ответил, что у меня два сердца. Первое – в гру­ди, а второе – на этой ладо­ни. И я протянул своему дру­гу на вытянутой ладони футбольный мяч».

Роналдиньо де Ассис Морейра, он же просто Роналди­ньо, а еще проще (видимо, для друзей и самых ярых фанатов) – Ронни, не был бы футболь­ным гением, если бы вспоминал о мяче только во время игр да тренировок.

– Вы живете ради фут­бола? – спросили нового ла­уреата «Золотого мяча», вру­чаемого французским журналом «Франс футбол» лучшему фут­болисту Европы.

– Да. И ночью, и днем. Я постоянно думаю о футболе. Я обожаю проводить время с мячом. Все, кто окружает меня, знают, что им тоже придется касаться мяча. Считайте, что это главное условие дружбы со мной. Я ем с мячом, я ласкаю его, словно ребенка, я сплю с ним. Без мяча я мертв, – от­вечает Роналдиньо.

Впрочем, у Роналдиньо есть еще один секрет его сегодняш­него величия, улыбка. Он с улыбкой смотрит на соперника, на стенку, которая выстраива­ется перед воротами, думая, что она защитит их. Улыбается, когда идет в обводку и уходит от пойманного на финте опекуна. Улыбается, когда забивает: стоя на месте, в нескольких метрах перед воротами и со­перником. Одно легкое движе­ние вправо, затем другое вле­во–и удар, словно всплеск молнии. А молнию поймать нельзя. Хитрец Роналдиньо зна­ет это.

Его улыбка – это не издев­ка над более слабыми, не по­священными в секреты гения. Просто футбол для него – это воздух, вода, солнце. Он раду­ется им и продолжает жить и играть. В бразильском «Гремио», во французском «ПСЖ», в испанской «Барселоне», в сборной Бразилии.

Роналдиньо – только 25, если представить, что минимум пет 7 он еще может дарить нам свой талант, или уже 25, если посчитать все выигранные и за­воеванные им титулы. Впрочем, для гения возраст не имеет большого значения. Но никто, даже он сам – Роналдиньо, не знает, сколько пет ему отведе­но в футболе. Наверное, пото­му он и играет с улыбкой.

Ну, а если вы захотите уз­нать о бразильской звезде «Барселоны» немного больше того, что знаете, почитайте это интервью, которое он дал па­рижскому журналу «Франс футбол» в роли лауреата юбилей­ного. 50-го по счету, конкурса «Золотой мяч».

ЭТО БЫЛА МЕЧТА ДETCTBA

– Какие чувства вы ис­пытали, узнав, что стали обладателем «Золотого мяча»?

– Это трудно передать сло­вами, поверьте. Это была мечта детства. Я пережил один из самых счастливых моментов в жизни.

– Вы догадывались, что в этом году лучшим игро­ком могут назвать именно вас?

– Лучшим? Нет, я не думал об этом. Другое депо, что меня предупреждали о том, что на это есть очень хорошие шансы. Но я не был в этом уверен. Кругом так много прекрасных футболистов. Но мне все вре­мя кто-то подсказывал, что «Золотой мяч» точно достанет­ся мне.. Нет, нет, я старался не прислушиваться. Я продол­жал играть в свой футбол.

– И вот это свершилось!

– Я просто счастлив! Когда я понимаю, что мое имя будет рядом с именами таких футболь­ных идолов. как Роналдо или Ривалдо, у меня перехватыва­ет дыхание.

– Этот год стал очень удачным для вас.

– Да. Очень ровным, ста­бильным. В нем было все. Я стал чемпионом Испании вмес­те с «Барсой», победителем Кубка конфедераций со сборной Бразилии. Кто скажет, что это не серьезные достижения? Но вообще-то я не люблю вспоми­нать о том, что было, и уж тем более рассказывать всем, каких успехов я достиг. Они же все на виду, как и я сам. Я счаст­лив играть в футбол, и каждый матч для меня – это праздник.

– И у вас никогда не возникало желания отдох­нуть от футбола?

– Никогда.

– А от сборной? Все-таки не все ваши партнеры по команде охотно согла­шались ехать на Кубок кон­федераций, предпочитая остаться в клубах. Другое дело – чемпионат мира...

– Конечно, 2006 год и Гер­мания у меня в голове. Но от игр за сборную я не отказы­вался никогда. Даже не думал об этом.

– Когда вы первый раз услышали о «Золотом мяче»?

– Когда его выиграл Роналдо.

– То есть в 1997-м?

– Значит, так. Роналдо пер­вым из бразильцев стал обла­дателем «Золотого мяча», такое событие нельзя забыть.

– И тогда «Золотой мяч» стал для вас желанной целью?

– Я не хочу вас обманы­вать и говорить, что поставил именно такую цепь в футболе. «Золотой мяч» – это призна­ние личных заслуг, но достиг­нуть его можно только с помощью коллектива: партнеров, тре­неров. И никогда по-другому.

– Вы победили с боль­шим преимуществом перед ближайшими соперниками...

– Да? И насколько отстал от меня тот, кто остался вто­рым?

– Лэмпард из «Челси» на­брал на 77 голосов меньше.

– О! Это много. 77 голосов... Но, с другой стороны, тем лучше. Значит, я здорово поработал, и это все увидели и оценили.

– Зато Лэмпарда от Джеррарда отделили всего шесть голосов. Интересно, а кого бы вы поставили на второе и третье месте? Тех же игроков?

– Почему нет? Это очень сильные футболисты, они пре­красно сыграли в своих клу­бах, помогли им добиться ус­пехов в разных турнирах. Они не похожи друг на друга и тем интересны для публики.

– А как вам Тьерри Анри, который остался на четвертом месте?

– Он производит сильное впечатление. Это. бесспорно, один из лучших нападающих мира. Я думаю, все лучшее у него еще впереди.

– Поговаривают, что Анри может в следующем году оказаться в «Барсе­лоне». Как вы думаете, он сделает правильный шаг, переехав в ваш клуб?

– Анри, несомненно, выде­ляется на общем фоне напада­ющих. А если он окажется в «Барселоне», мы станем еще сильнее.

БЕЗ МЯЧА Я МЕРТВ

– Вы переживаете сей­час удивительное время, вас кругом чествуют, называют лучшим, великим...

– То, что происходит вокруг меня, поразительно. Но я стою на земле. Очень твердо, може­те мне поверить. И на трени­ровках, и в игре я остаюсь прежним. Разве не так?

– Нет-нет, в том, что у Роналдиньо закружилась голова от успехов, вас ник­то не может обвинить. На­оборот, ваш талант стано­вится все ярче. Недавний матч «Барселоны» против «Реала» стал прекрасной тому иллюстрацией. Вы как-то особенно настраиваетесь на принципиальные игры?

– Это уникальные поедин­ки. Во всех отношениях. После каждой игры с «Реалом» мною овладевают такие странные чув­ства, что я даже не могу вам их точно описать, мне не с чем их сравнить.

– Серьезно?

– Серьезно. Когда я игpaл во Франции в «ПСЖ», мы каж­дый раз особым образом настраивались на игры с «Марсе­лем». Они и до меня, и без меня были и будут принципиальными не только для соперников, но и для всей футбольной Франции. Но «класико» «Реал» – «Бар­селона» – это что-то совсем иное. Его смотрит весь мир, десятки миллионов телезрителей! С другой стороны, когда я иг­рал за бразильский «Гремио», я был участником других очень принципиальных поединков, ко­торых страна всегда ждала с не­терпением. Везде свои герои, свои любимые матчи.

– Тогда мы немного из­меним вопрос: к подобным матчам надо готовиться спе­циально?

– Если это вопрос к Роналдиньо, то я отвечу вам: нет! (Смеется) Я никогда не ме­няю своих привычек. И к мат­чу против «Реала» я готовлюсь так же, как к любому другому. Все должно быть естественно и не противоречить вашей нату­ре и внутреннему состоянию.

– Как и ваш уникальный гол со штрафного удара в ворота немецкого «Вердера» в недавнем матче Лиги чем­пионов?

– Когда я пробиваю штраф­ной, я надеюсь, что вратарь допустит ошибку Вот и все...

– Вам льстит, что Марадона и Платини сейчас го­ворят о вас в превосходных тонах?

– Я испытываю огромное счастье, слыша это. Они все­гда были моими идолами. Я хотел походить на них, копиро­вал их манеру держаться на попе. И если они говорят обо мне что-то хорошее, значит, я действительно заслужил это. Весь мир знает, что ни Марадона, ни Ппатини не будут раз­давать похвалы просто так.

– Судя по всему, вам очень нравится популяр­ность. Не все могут так от­крыто в этом признаться.

– Когда я был маленьким, я надеялся, что когда-нибудь слава придет и ко мне. В отли­чие от некоторых популярных людей я не бегаю от поклонни­ков. Я не вижу ничего сложно­го в том, чтобы давать авто­графы или отвечать на приветствия. Хуже, если в твой адрес раздаются угрозы или грубые слева. Такое тоже случается, но, к счастью, редко.

– Йохан Круифф как-то заметил, что он знал мно­жество очень хороших иг­роков, которые так и не ста­ли выдающимися, потому что не жили ради футбола. А как вы?

– И ночью, и днем. Я посто­янно думаю о футболе. Я обо­жаю проводить время с мячом. Все, кто окружает меня знают, что им тоже придется возиться с мячом. Считайте, что это глав­ное условие дружбы со мной. Я ем с мячом, я ласкаю его, словно ребенка, я сплю с ним. Я думаю, многие игроки любят мяч. Но вряд ли кому бывает так плохо без мяча, как мне. Я скучаю, не нахожу себе места. Без мяча я мертв.

– Хотелось бы еще раз стать лауреатом «Золотого мяча»?

– Если я буду выигрывать с «Барсой» и со сборной Брази­лии, то. надеюсь, смогу и дальше сохранить этот приз у себя.

– «Барселона» способна выиграть «все золото мира»?

– Чемпионат Испании, Лигу чемпионов? Вы это имеете в виду? Да. нам это по сипам.

– А еще и Кубок Каталонии?

– Конечно, конечно. Там мы недавно вышли в финал, где встретимся с «Эспаньопом».

– Этот турнир прин­ципиален для вас?

– Ни я, ни команда не выбираем, в каком турнире нужно выигры­вать, а где можно сэкономить сипы. Мы бы очень хотели вновь стать чем­пионами Испании, но это не только наше желание.

– Ну, а если бы вам предложили на выбор: стать чемпионом Испании или выиграть Лигу чемпио­нов. Какой из титулов для вас интереснее?

– Оба. Хотя я никогда не по­беждал в Лиге чемпионов Так что было бы очень приятно прикос­нуться к этому призу. Но дорога к нему очень длинна и трудна.

– Многие называют «Бар­селону» в числе фаворитов розыгрыша нынешнего сезона...

– В нынешнем сезоне в Лиге чемпионов предстоит очень трудная борьба, вы и сами это пре­красно знаете. Здесь нужно бу­дет идти от одного выигранного матча к другому. Помните, как мы проиграли «Чепси», и мно­гие посчитали, что англичане станут лучшими в Лиге? Но это­го не произошло, и нам было вдвойне обидно. А когда «Бар­се» предстоит провести самый трудный матч в Лиге чемпио­нов, не знает никто. Значит, надо постоянно быть готовым к нему.

НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ЕШЕ МОЖЕТ РОНАЛДИНЬО. ДАЖЕ ОН САМ!

– Вам не кажется, что судьба может подарить вам еще одну команду, лучше «Барселоны»? Скажем, в 2010 году...

– А почему я должен уйти из «Барселоны»? В этой команде есть все условия, чтобы побеж­дать. Она – одна из лучших в мире. Скорее, нет! Лучшая в мире! Здесь я могу выиграть все, здесь исполняются мои любые пожела­ния. Кстати, вы знаете, что Maрадона ничего не выиграл с «Бар­селоной»? Это судьба.

– Вы хотите сказать, что «Барса» словно создана для вас?

– Я приехал сюда в не­простой период. Была пора некоторого разочарования, сомнений. Но едва я ступил на землю Каталонии, как сра­зу понял, в какое футболь­ное царство я попал! Меня встречали толпы поклонников. Меня здесь ждали! На рядо­вую презентацию Роналдиньо в «Барселоне», которая про­ходила на стадионе «Камп Ноу», пришло, как мне по­том сказали, около 30 ты­сяч болельщиков! Они были так естественны в своих чувствах, что впору было расплакаться от счастья. Я хочу оставаться в сер­дцах этих людей. Я здесь дома!

– Говорят, что ны­нешняя «Барселона» играет так, как удобно Роналдиньо. То есть на вас?

– У нас творческая ко­манда. Здесь играют так. как умеют и могут. Но никто и ни­когда не заставляет моих парт­неров играть исключительно на меня. В команде у каждого своя роль. Каждый делает свою работу. А я благодаря тренеру волен де­лать то, что умею лучше всего.

– Сборную Бразилии на­зывают главным фаворитом мирового первенства в Гер­мании. Вы согласны с этим?

– А вы сомневаетесь? Я мечтаю второй раз подряд стать чемпионом мира. А там – кто знает. У нас очень молодая и амбициозная команда.

– Кто может остановить Бразилию?

– Мы не думаем об этом. Мы едем побеждать. В Бразилии вообще не считают, сколько раз ты победил, там просто ждут но­вой победы.

– Вы счастливы, когда вы лучший?

– Я никогда не говорил, что я лучший. Я счастлив побеждать, выигрывать все мыслимые тур­ниры и звания. Я хочу войти в историю клуба, сборной страны. Вот о чем я мечтаю.

– А у вас нет ощущения того, что вы уже побывали на пике своих лучших ре­зультатов?

– Нет. Скорее, я вышел на некую прямую дорогу, которая ведет меня по пути успехов. Но я еще многого не знаю! Я дей­ствительно не чувствую себя луч­шим в мире игроком, я не яв­ляюсь той звездой, о которой говорят везде и все. Да мне это и не надо. Мне просто нра­вится, когда люди получают от меня то, чего ждут.

– Как долго вы намерены оставаться в футболе?

– Настолько долго, насколь­ко смогу. Никто не знает точ­но, что еще может Роналдиньо. Даже он сам!

ФУТБОЛ – ЭТО ИНСТИНКТ

– Вы так любите повто­рять: «Я еще очень молодой, мне еще многое надо узнать, я не заезда…» Это уже сма­хивает на кокетство. Вы в расцвете сил, вам 25, и вы многое успели выиграть. Раз­ве не так?

– Так. Но я очень хочу ос­таваться молодым, даже юным. И постоянно учиться. И идти к победам, как будто я еще ни­чего не выигрывал. Только так можно прогрессировать. И не отрываться от земли. Или как вы там говорили: не парить в облаках?

– В облаках и на седь­мом небе... А разве для Роналдиньо не существует пре­дела мечтаний?

– Наверное, существует, но где эти границы, я пока и сам не знаю.

– Вы мечтаете для того, чтобы жить?

– Где-то так. Во всяком слу­чае, у меня нет необходимости мечтать во сне. Я всегда пыта­юсь представить то, что может произойти. Как только я пере­стану мечтать, я перестану про­грессировать. Я остановлюсь, и, наверное, это будет финал.

– Откуда у вас так много амбиций? Вы хотите все вре­мя побеждать и не останав­ливаться. Это из детства?

– Из детства. Я помню, как мой отец любил повторять в кругу друзей: «Вы думаете, это мой старший сын Роберто – лучший из моих детей? Нет, это он!» – и папа показывал на меня. И еще он любил гово­рить: «Однажды он будет чем­пионом мира!». Как, скажите, я мог не мечтать о победе, которая пришла в 2002-м?

– Вы часто вспоминаете об отце?

– Каждый день.

– Глядя на вас, понима­ешь, что вы великий импро­визатор.

– Я люблю изобретать, удив­лять. Это так же здорово, как и то, что мяч всегда с тобой. Я люблю делать неожиданные вещи. Неожиданные даже для себя, когда ты сам не знаешь, что произойдет в ближайшие три секунды. Знаете, что я не­давно понял? Футбол – это ин­стинкт. Поэтому я и не могу остановиться. Я не могу пред­ставить себе, что я вдруг пере­стал играть.

– А разве не бывает, что вы заигрываетесь, забываете о партнерах?

– Мой дриблинг существует не ради дриблинга. Я всегда держу в попе зрения ворота соперника. Да, иногда я делаю неточный пас. Но, к счастью, у нас в команде есть Жюли, Это'О или Месси. Они быстро исправ­ляют мою ошибку, и мы вновь владеем мячом. А потом еще и хвалят меня: мол, твой пас был гениален!..

– Но вы не слишком лю­бите бегать по полю...

– Для меня важнее иметь мяч в ногах. И тогда все будет нормально. Но, если я понимаю, что в какой-то момент очень важно ускориться, я де­лаю это.

О, Я БЫВАЮ ТАК ЗОЛ

– Складывается ощуще­ние, что вы не так уж и без­заботны, как это представля­ется многим. Беззаботность – это ваш имидж?

– Я никогда не работал на имидж (улыбается). Если кто-то «лепит» его, глядя на мою игру, это другое дело. Но я тут ни при чем. Когда я импровизирую на поле, думаю, как лучше сделать то или это, я не пытаюсь предста­вить, как мое действие или какое-то движение будет выглядеть с вы­соты трибун. Я не работаю на зав­трашние репортажи в газетах (улы­бается). И. если что-то заставля­ет меня меняться, изменять это­му естественному состоянию, в ко­тором я нахожусь и к которому привык с детства, я грущу. Я же не какой-то особый человек. Иног­да я бываю самым счастливым, иногда дела идут гораздо хуже, не­жели ты это сам себе представ­лял. Я не очень оригинален в своих обыденных поступках.

– То есть мы можем ус­покоиться: вы не всегда хо­дите с одной и той же улыб­кой на лице...

– О, я бываю так зол! (Опять улыбается). Мои друзья могут это подтвердить. Правда, меня действительно надо суметь ра­зозлить. Но это жизнь, и она заставляет то улыбаться, то злить­ся. Кто-то чаще улыбается. На­пример, я... Роналдиньо счаст­лив тем, что приносит радость тем, кто его окружает.

– Вы ощущаете зре­лость? Не футбольную, а жизненную...

– А для меня это две стороны одной медали... У меня всегда было чувство ответственности. Что бы я ни делал. В 25 или раньше... Иногда я вновь становлюсь мальчишкой из своего детства, а по­том вдруг приходится брать на себя что-то такое, что под силу только зрелому мужчине. Но главное в том, что мое станов­ление состоялось не сейчас. Все действительно идет из детства. Уже в семь лет я пропускал через себя ситуации, которые другие проживают в юношеском возра­сте. В 14 лет я на равных играл против взрослых. Такой опыт мне очень помогает сегодня разоб­раться в складывающейся обста­новке, понять других и, если нуж­но, оказать помощь.

– То есть вы каждый раз прекрасно понимаете, что делаете или намереваетесь сделать?

– Если речь идет о футболе или походе в ресторан, то – да.

– И все-таки признай­тесь: какое главное чувство вы испытали, получив «Зо­лотой мяч»?

– (Пауза). Гордость. И вспом­нил слова своего отца, который все это когда-то предвидел.

Источник: "Футбол" №52, 2005