Нужно ли «Спартаку» искать качественного нападающего?
Завершая наблюдения за игрой различных линий «Спартака» в первой части чемпионата, мы сегодня вспоминаем о том, как и кто играл в атаке команды.
Нападающие: что было
Если посмотреть на турнирную таблицу после девятнадцати сыгранных матчей чемпионата, то окажется, что «Спартак» по количеству забитых мячей находится примерно в том же положении, что и в ситуации с набранными очками. «Зенит», «Локомотив», «Спартак» - и дальше все остальные. Среднестатистический вариант – примерно два мяча забитых за игру является в футболе показателем хорошей результативности. То есть, довольно эффективной и агрессивной игры в передней линии. С другой стороны любой специалист или внимательный болельщик, наблюдающий за действиями красно-белых, прекрасно понимает, что за этими цифрами стоит не просто игра одного или двух так называемых чистых нападающих, но целой группы атаки.
Туда у «Спартака» по традиции входят и полузащита, и фланговые защитники. Именно они часто создают остроту у ворот соперника за счет своих стремительных и опасных рейдов по краям, с последующей затем подачей мяча в штрафную площадь соперника. И будь представители весьма многочисленной группы атаки «Спартака» более эффективны в игре на приеме фланговых передач, результативность красно-белых оказалась бы значительно выше. Впрочем, давайте не забывать, что сегодня впереди у команды нет ни Веллитона, ни Ари, ни Эменике. Они уходили в разное время, но не в какое-то там совершенно древнее. Ну, хорошо, о Веллитоне, который вообще-то продолжает числиться игроком «Спартака», может и не стоит напоминать лишний раз, хотя его ближайшее будущее не совсем ясно. Но Ари ушел в «Краснодар» накануне этого чемпионата. И именно на его место в нынешнем сезоне прибыл Барриос. Тот же Эменике перед отъездом в Турцию успел провести четыре матча, забив три мяча. И кто знает, сколько еще он мог наколотить в ворота соперников?
Получается, что линия атаки, по сути, начала строиться заново, причем какие-то связи, учитывая полную смену действующих в передней линии лиц, пришлось налаживать на ходу. Сейчас в «Спартаке» впереди есть Мовсисян и Барриос. Плюс скоростной Уорис, конек которого - преимущественная игра на фланге. Но, если бы не победный гол, забитый Уорисом в матче против «Ростова», общее впечатление от его выходов на поле в этой части нынешнего чемпионата, оказалось бы слишком размытым. Да и чем особенным может запомниться нападающий, который выходит только в концовке всего лишь на несколько минут?
Другой разговор о Мовсисяне и Барриосе, который, к тому же по прибытию в Москву не сразу смог адаптироваться в новой команде не только из-за непривычной внешней обстановки, но и по причине полученной травмы. Из-за нее он тоже потерял какое-то время. И, только начиная с матча против «Анжи», Барриос стал активнее появляться на поле. В основном, правда, на замену. Все 90 минут он отыграл только в двух последних перед зимней паузой поединках против «Волги» и «Анжи». И когда уже не было Мовсисяна, улетевшего на операцию в Америку. Впрочем, увидеть взаимодействие Мовсисяна и Барриоса в паре дело, похоже, нереальное в принципе, поскольку тренерский штаб «Спартака» считает, что каждый из них хорош сам по себе. Причем, если Барриос более полезен, когда соперник выбирает позиционную оборону, то Мовсисяну гораздо удобнее действовать в разряженной обстановке на чужой половине. Это не секрет.
Вопрос в другом: форварды – народ подверженный травмам. Поэтому надеяться на то, что и один, и второй будут постоянно находиться в полном здравии – нельзя. И вот тут «Спартак» все-таки ходит по «тонкому льду». Мовсисян как форвард пока видится более надежным и эффективным со своими 12 забитыми мячами, а Барриос еще во многом «темная лошадка». Поэтому любая травма армянского нападающего заставляет поклонников «Спартака» серьезно поволноваться за атаку. Даже несмотря на то, что в этой ситуации возможно и активное подключение Уориса, что мы в какой-то степени видели в матче против «Ростова» в 19-м туре, либо тактическое перестроение, направленное на более серьезную поддержку атаки полузащитниками. Где есть склонные к атаке те же Яковлев или Хурадо.
Не говоря уже о молодых форвардах из других футбольных подразделений «Спартака». Хотя Карпин пока явно не спешит пользоваться этим дальним резервом. Появление 18-летнего Давыдова на пару минут в концовке игры с «Зенитом» в Питере вместо Мовсисяна ни на что повлиять уже не могло, да и в памяти самого Дениса, возможно, осталось событием каким-то нереальным. С другой стороны парню все-таки действительно повезло, поскольку его партнерам по «Спартаку-2» - Козлову, Кротову или Обухову на этом отрезке чемпионата не нашлось в игре главной команды даже пары давыдовских минут.
Нападающие: что будет?
Достаточно ли сегодня «Спартаку» иметь впереди только двух нападающих, действующих по всему фронту атаки? С учетом того, что и Барриос, и Мовсисян уже в этом сезоне пропускали матчи из-за травм, держать в команде еще одного сильного форварда не помешало бы. Тем более, что в сравнении Мовсисяна и Барриоса, даже не беря во внимание их стилевую разноплановость, удельный вес армянского форварда все-таки пока ценится гораздо выше. Но появление нового нападающего скорей всего может случиться только тогда, когда «Спартаку» действительно повезет на трансферном рынке. Когда критерии цены и качества игрока реально совпадут. Иначе мы не увидим после зимней паузы усиления в атаке, а будем ждать каких-то изменений, связанных с «разбором полетов» после завершения турнира в Премьер-лиге.
Даже Дзюба и тот может вернуться в «Спартак» не раньше следующего чемпионата. Если вообще вернется. Потому что после «полета творчества» в «Ростове», где он действует в обстановке полного доверия тренерского штаба и режиме наибольшего благоприятствования со стороны партнеров, являясь лучшим бомбардиром нынешнего чемпионата, возвращаться в стан красно-белых – задача для амбициозного Дзюбы не из простых.
В идеале можно купить форварда а-ля Вагнер - способного эффективно сыграть как на острие, так и в подыгрыше (на фланге или в центре), но где же такого сыскать...
Молодой, высокий, по пластичнее Дзюбиньо будет, имхо.