Директор «Казань-Арены»: «Первый матч на нашем стадионе соберет 35 тысяч зрителей»
Директор Казань-Арены Радик Миннахметов в большом интервью объясняет, что помешало провести на стадионе первый матч в этом году, рассказывает о сотрудничестве со стадионом «Шахтера» Донбас Арена и о том, во сколько обходится содержание его стадиона, а также выражает уверенность, что на первый матч следующего года в чаше нового стадиона соберется порядка 35 тысяч зрителей.
- Расскажите, почему не удалось провести первый матч в этом году?
– Если бы очень захотели, можно было бы сыграть. Но было слишком много рисков по полю. Их можно было взять на себя и после починить поле, заделать проблемные места. Но ноябрь такой месяц – холодный, дождливый, снежный. Так и уровень гостивших команд был не самым высоким – «Амкар» и «Краснодар» не самые привлекательные клубы для зрителя. Если уж и делать футбольный матч-открытие, то это должно быть помпезно и чтобы заранее все об этом знали, чтобы мы могли подготовить правильную шоу-программу. Не просто провести рядовой матч, а сделать это красиво. Все это можно было сделать и в этом году, но были определенные факторы. Понесли бы много расходов, чтобы провести всего один матч против непривлекательной команды на холоде и взяв на себя много рисков. Конечно, мы бы в спешке провели какую-то работу по привлечению – на медиа фасаде рассказали бы, чтобы зрители одевались теплее и брали с собой детей и кто-то бы пришел, но тем не менее матч-открытие должен проходить на полном стадионе с хорошей командой – хотя бы из топа российской премьер-лиги. И потом, не дай бог проиграли бы – так на новом стадионе начинать просто неправильно. Было много негативных факторов, поэтому матч и не состоялся. И я лично даже этому рад.
- В заявлении РФС говорится, что стадион не смог пройти лицензирование из-за отсутствия системы видеонаблюдения.
– Это все мелочи. Есть ряд вопросов, но они не существенны. Мы могли бы условно снять эти камеры и поставить здесь и не было бы никаких проблем. Еще раз повторюсь, если бы очень захотели, мы бы все провели, но это было бы не на нашем уровне и не так, как мы это привыкли делать. Было бы просто неправильно собрать полупустой стадион с непонятной командой и еще проиграть не дай бог. А как стартуешь, так и поедешь.
- Клуб изъявил о желании сыграть здесь в этом году?
– Знаете, мы сами по себе в данной ситуации и готовим поле – обещали его к 10 ноября и мы его подготовили, оно уже было зеленым к этому сроку и несмотря на риски теоретически можно было на нем сыграть.
- Какие у вас с «Рубином» взаимоотношения?
– Сегодня пока никакие. У нас пока было лишь общение с Курбаном Бекиевичем. Он, к примеру, высказал свои пожелания по поводу раздевалки – по цвету, креслам, столам и прочим деталям и все что он просил для него мы сделали. А со стороны руководства мы пока не разговаривали об их нахождении здесь.
- Вы же предлагали клубу аренду стадиона.
– Не совсем так. Смотря какие задачи у нас с клубом будут стоять. Арендовать стадион можно, но можно это сделать по-разному и пока не ясно, как это будет выглядеть. У нас ведь очень большие расходы и большая территория, это все нужно содержать и поле – это самый большой теплый пол в республике и его нужно топить. И если условно брать 20 матчей и получая лишь 3 миллиона рублей в каждом – на 60 миллионов рублей стадион не содержать, чтобы вы понимали.
- Сколько нужно денег, чтобы содержать?
– Минимум 200 миллионов на весь сезон. И в процессе эксплуатации сумма может чуть поменятся.
- За чей счет сейчас «Казань-Арена» финансируется?
– Нам правительство республики выделило средства до конца года. И пока мы за счет этих средств живем и существуем.
- Вы говорили, что первый матч на «Казань-Арене» соберет порядка 35 тысяч зрителей. Действительно в это верите?
– Я уверен. Я отметил один момент, когда говорил эти слова – смотря кто будет заниматься привлечением. Если мы, а не клуб, то это реально.
- Какое у вас видение того, как привлечь казанцев на стадион?
– Я не буду вам об этом подробно рассказывать. Знаю как это сделать и сделаю. Если вы заметите, то мы открыты, когда клуб у нас немного закрыт. Мы любого человека на стадион пускаем, устраиваем туры, все, что можем делать на этом стадионе, мы сегодня делаем. Мы уже по сути ведем привлечение – это незаметная работа, но она идет. Тур по стадиону – это уже привлечение. На своем уровне мы этим занимаемся. У нас нет маркетингового бюджета по баннерам и рекламам, чтобы развесить их по всему городу, просто нет таких средств. Работаем с медиа фасадом и максимально раскручиваем для своей инфраструктуры. К декабрю у нас много банкетов и конференций – планируем проводить семинары с лекциями профессоров и бизнесменов. Много помещений, которые будет загружены. На новогоднюю ночь сдадим вип-ложи, к примеру. Еще сейчас у нас достраивается огромный каток, доступный для любого желающего на период зимы.
- Приманиваете болельщиков.
– Знаете, да – это как приманка. Сначала рядом со стадионом, чтобы люди привыкли ездить к стадиону. На том же катке людям будет нравится – самый большой каток в стране, который может стать народным для жителей. Люди будут понимать, что если здесь хорошо, то и внутри должно быть еще лучше. И так и начинают ходить на стадион, привыкать. Зимой они также могут взять туры – узнать сектора, трибуны.
- Что будет с транспортом? Сейчас не очень удобно добираться к вам.
– Скажу так – если вникнуть в процесс полностью, то можно сделать очень удобный подъезд транспорта. Может пару раз ошибиться, но один раз сделать правильно. У нас есть наработки. Мы можем отработать какую-то схему с нашими муниципальными предприятиями, ответственными за транспорт. Отдельно выделить маршрут весной и летом. А есть еще и водный транспорт, если мы говорим о вопросе комплексно. У нас есть парковочные места, которые тоже нужно правильно использовать. Конечно, где-то могут быть заторы, но это не станет коллапсом.
- Расскажите о сотрудничестве с «Донбасс-Ареной». Что оно включает в себя?
– Включает все. Лично я с ними работаю вот уже три года и ездил туда ранее. Но начну с того, что на сегодняшний день мало в каких российских компаниях высокий процент знания английского. Даже 50% – уже очень высокий показатель. У меня есть много хороших сотрудников, которые не знают языка на том уровне, на котором можно было бы работать. А в работе незнание языка будет очень сильно мешать и усложнять взаимодействие. Донецк и Казань очень похожи и города-миллионники, менталитет один и тот же – мы нефтяная республика, а они угольная. Язык один по сути. Мы братские народы и в целом похожи. Были серьезные компании из Америки, Германии и Франции, которые к нам приезжали для оказания этих услуг. Но красивую бумагу нарисовать мы и сами можем. Нам нужна красивая работа. Запросы у них большие, плюс языковой барьер между структурами мог воспрепятствовать. И я еще тогда понял, что самым лучшим партнером для нас будет «Донбасс-Арена». Эксплуатация у нас началась не так давно и сегодня у нас возникают проблемы с процессами.
- С какими например?
– Нужно наладить систему и структуру, потому что возникают вопросы. Два человека одну и ту же работу не должны выполнять – в каждой работе бывает такое. Мы обратились к «Донбасс-Арене» о помощи уже официально, чтобы в ходе сотрудничества выстроить правильную систему и перенять их успешный опыт.
- Финансово насколько их требования отличались от запросов западных компаний?
– В разы. Суммы называть не буду, но скажу, что минимум в пять раз.
- За счет чего в Донецке удается собирать такую громадную аудиторию даже на рядовых матчах?
– Во-первых, в Донецке все-таки больше любят футбол, чем у нас, если говорить объективно. У них 1936-го года команда, а у нас 1956-го – хотя бы это уже существенно. И если взять последние 10 лет – у них только недавно появилась хоккейная команда, когда в Казани она уже давно, и всегда там был только футбол, которым лично занимается Ринат Ахметов – знаковая фигура в Украине.
- То есть там уже была почва.
– Да, но это почву надо уметь сохранить и работать на ней. И они это сумели и работу они проделывают в одном ключе – стадион и футбольный клуб, они как одна капля. Нет разрозненности.
- Сможет ли «Казань-Арена» и «Рубин» совместно добиться такого же эффекта?
– Пока не начнем, я ничего не пойму. Задача у нас в любом случае одна и та же – чтобы стадион был полным. На «Донбасс-Арене» люди вкладывают душу и ведут командную работу. Когда генеральный директор донецкой арены приезжал сюда, он сказал: «Нам бы такой потенциал, как у вас». Здесь можно и нужно работать по их мнению – поэтому они и согласились с нами сотрудничать.
- Какой будет цена на билет для пришедшего на стадион
– Средняя стоимость – 10$. Это немного. Самые дешевые билеты около 100 рублей.
- Что помимо футбола за эти деньги сможет получить болельщик?
– Покушать вкусно, но это уже отдельно. У нас есть бизнес-зона, вип-зона, простая. Сколько денег с собой возьмешь, столько и оставишь, грубо говоря. И мы сегментировали стадион на любой вкус и цвет, на любой карман и кошелек. Человек получит хорошую атмосферу везде.
- Как будет выглядеть фан-сектор: будет ли огражден решетками или выбран какой-то другой вариант?
– Есть требования РФС по высоте и решетке. Но мы хотим сделать ограждения из оргстекла, потому что идея решеток мне не особо нравится. Лучше оргстекло и это было бы более уютно. Эти вещи уже проработаны и согласованы с РФС и нужно просто реализовать их.
- Если отбросить качество и уровень стадионов, в плане местоположения что удобнее – «Казань-Арена» или «Центральный»?
– Вы сейчас, можно сказать, оскорбили нас. Местоположение «Центрального» стадиона – это неправильное место. Если взять английскую модель, то успех любого стадиона – это спальный район и жилая зона, шаговая доступность. Чуть от города и центра, чтобы во время мероприятия не создавать трудности для транспортного движения. «Центральный» находится в административном блоке. Ладно еще сделали развязки, но там же вообще нет жилой зоны – вокруг вода, Кремль, Булак и одни административные здания. И даже так люди все равно как-то приезжали.
- Что уже успели взять на заметку от «Донбасс-Арены»?
– У нас сейчас все департаменты работают параллельно – коммерции, маркетинговый, безопасности и другие. Нет такого, что мы пошли в одном направлении. Каждый взялся за свой блок и пошла работа. Она настроена, но нужно все это структурировать. Основная задача – чтобы работа не дублировалась.
- И все-таки, как конкретно вам будет помогать менеджмент их стадиона?
– Возьмем для примера вип-ложи. Вы знаете, как их продать правильно? Я отчасти правильно продаю, но все равно по-своему. А они могут провести определенную работу, и продать их более эффективно и прибыльно. Сейчас можно не заморачиваться и продать ложу за $10 тысяч, а можно за $50 тысяч – разница уже в пять раз. И даже если чуть-чуть выждать и хорошо поработать, то можно и за $100 тысяч ее продать.
- Есть люди, готовые платить такие деньги?
– Это так. Сегодня у нас есть такие сделки, где люди готовы платить большие деньги. Мы же обеспечиваем сервис и доступ, высокое обслуживание. Это средняя стоимость, а на «Донбасс-Арене» она выше в два раза, к примеру.
- Есть большая разница, когда ты покупаешь ложу на «Шахтер», играющий в Лиге Чемпионов и регулярно борющийся за чемпионство, и на «Рубин» с его нынешним положением.
– Согласен. Поэтому мы и продаем как минимум в два раза дешевле. А то и в три. Ниже – это уже будет несерьезно, когда проще предложить бизнес-места. Должны быть условия. Такого сервиса, который мы предоставляем, его еще никто здесь не видел и не получал. Не только в Казани, но и в России.
- На «Петровском» вам бы возразили.
– Да, там ребята молодцы. И «Зенит» сам неплохо играет. Но там другое отношение к футболу. И там все очень дорого. Вип-ложа там не из дешевых. Об этом и речь – потому мы и не хотим дорогие вещи отдавать задешево. Пусть лучше пустеют пока. К этому люди позже придут. У нас на носу 2015-ый год (Чемпионат Мира по водным видам спорта – прим.ред.) и 2018-ый. А тот, кто будет иметь ложу сейчас, ему будет проще получить ее в будущем. Сейчас мы можем продать ложу не только на сезон, но и на несколько лет с хорошим дисконтом.
- Говоря о 2015-ом годе, что будет с полем и переедет ли клуб снова на «Центральный»?
– Наверное, все-таки переедет. Может за это время, пока мы тут будем играть, там получится улучшить стадион и провести реконструкцию, поменять кресла хотя бы. Что касается поля, то бассейны систему аэрации и отопления не повредят. Единственное, что может пострадать – сама трава. Но мы ее собираемся снять и в другом месте посадить. А потом либо ее пересадить снова на место, либо закажем новую. Существенного вреда не будет.
- Оцените работу словацкого подрядчика по полю. Довольны качеством нового газона?
– Я доволен их работой. И питерские коллеги на «Петровском» были довольны и мы тоже. Ребята то, что заявляли, в итоге и сделали. Бывало, что на день опаздывали, но они себя очень неудобно чувствовали. Бывают безответственные подрядчики, которые думают, что даже неделя ничего не решает. А у них было так, что когда они даже к вечеру не успевали что-то сделать, то на следующий день сильно извинялись перед нами. Очень трепетно относятся к своей работе. Чувствовался порядок и организованность. По каналу Discovery показывают о том, как проходят большие стройки, так и тут было.
- А что скажите о самом поле?
– Я не стелил полей, но могу сказать, что отталкиваясь от слов специалистов и от того, что я вижу, – оно качественное. Оно уже зеленое почти месяц и цвет не меняется.
- Значит не придется его красить, как в Химках?
– Нет, что вы. Наша система вообще впервые в России применяется. Система аэрации ISASS – очень серьезная вещь. У нас будет все нормально. Но если вдруг что-то будет не так, то подрядчик, видимо, приедет к нам снова.
- Как поле будет переживать зиму?
– В общих чертах, поле уже приросло и мы за него сейчас не переживаем. Системы отопления, аэрации работают. Удобрения привезли и сейчас рассыпаем, покрываем специальным покрытием, которое защищает поле и создает внутри микроклимат, и будет пропускать ультафиолет – мы его называем одеялом. После будет уход с ультрафиолетовыми лампами, как и на всех стадионах – они у нас уже стоят и зиму оно будет проживать именно так с температурой 12 градусов тепла в корневой системе.
- Помимо футбола что здесь будет? Ранее вы говорили о концертах мировых звезд.
– Есть планы, но нужно, чтобы декабрь прошел и у них сформировался график.
- Уже есть что-то запланированное?
– Конечно, но не буду пока ничего говорить, мало ли что может сорваться. У меня уже запланированы как минимум два мероприятия в середине следующего года.
- Это будут западные звезды или российские?
– И запад и Россия в том числе. Чтобы вести работу с мировыми звездами, нужно систему выстроить и чтобы перед ними по ходу работы не позориться. Когда мы вроде молодцы, а людей условно нам не хватает. Они должны только приезжать, где все готово. А тут получается, что мы не все умеем, а тем не менее хотим. Это неправильно. Нужно приоритеты для себя расставить – сначала выстроить работу с клубом. В первую очередь должен идти футбол. Но у нас ранее концепт был таким, чтобы стадион зарабатывал хорошие деньги и даже хватало на его содержание и без футбола. Задачи были такие.
- Это реально?
– Это нереально, как оказалось. Есть места, где это реально, но не у нас. Самоокупаемость без матчей невозможна. Но мы выстроили инфраструктуру таким образом, чтобы она была эффективной. У нас есть фитнесс-центр, выставочный центр, музеи, детский городок, спорт-бар, ресторан и ночной клуб, территория для тест-драйвов, каток – инфраструктура большая. Во время футбола она только помогает. В Европе привыкли, чтобы за два часа до матча можно прийти и было чем занять себя. И мало у кого даже в Европе есть то, что есть у нас здесь. Потенциал есть и работа наша заключается в том, чтобы его реализовать. В Европе на любом стадионе должен быть музей клуба, вип-ложи, ресторан с видом на поле, спорт-бар, магазин атрибутики. И им этого достаточно, чтобы содержать самих себя без билетной выручки. Но у нас другая специфика.
- Есть ли уже идеи по первому матчу: это будет официальная игра или товарищеский турнир?
– Есть несколько мыслей, но не в нашей компетенции принимать решения. Мы только можем предложить. В любом случае на поле будет «Рубин», а с кем он будет и как – это решение еще не принято. Либо турнир, либо товарищеская игра, либо официальный матч премьер-лиги.
- «Спартак» на открытие своего стадиона звал «Манчестер Юнайтед». Не думали пригласить на матч-открытие «Барселону»?
– Я не буду это комментировать. Эти идеи есть и у нас и наше дело только предложить, решаем все равно не мы.
- Какова, по-вашему, значимость для города такого стадиона, как «Казань-Арена»?
– Когда вы приезжаете в любой большой европейский город, там есть большой стадион и есть хороший аэропорт. Эти вещи должны быть и на это всегда обращают внимание. Если вы приезжаете в Мюнхен и не были на «Альянц-Арене», то значит вы и в Мюнхене по-настоящему не были. Тоже самое и у нас. Объект для привлечения туристов и работы туристических компаний очень эффективный. Название у нас к тому же хорошее и на сегодняшний день туристы приезжают и изъявляют желание посетить наш стадион в первую очередь. Хотят хотя бы просто его увидеть.
Фото: Михаил Захаров/РБК-Татарстан
Итак, Миннахметов Радик Заудатович. Учился в Швейцарии (и школу и университет там закончил). Получил степень "Бакалавр Делового Администрирования"
В 2008 - 2010 гг. - специалист первой категории сметно-договорного отдела, УКС при фонде газификации РТ.; В 2010 - 2011 гг. - генеральный директор ООО "РАДЕКО", по совместительству директор по развитию ООО "КемиЛинк".; В 2011 - 2013 гг. - заместитель руководителя ГКУ "Главное инвестиционно-строительное управление РТ".; С сентября 2013 г. - директор стадиона "Kazan Arena".
Его отец - С июля 1998 г. - генеральный директор ГКУ "Фонд газификации энергосберегающих технологий и развития инженерных сетей РТ".
Итого имеем: Отец, крупный госчиновник, послал сына учиться в Швейцарию, после устроил к себе же в госкомпанию, затем Радик стал генеральным директором компании, занимающейся розничной торговлей и импортировал ПВХ-смолу из Китая. После устроился на хорошее место - зам. руководителя Главного строительного управления. И после - директор стадиона!
Несомненно, парень футбол любит, но для директора крупнейшего стадиона в республике можно было найти профессионала. Все кому не лень осуждают татарские традиции кумовства, но конца этому не видно.
Но, конечно, удачи ему.
половина из них на этот медиафасад уйдет
Единственное только начало интервью ну очень не понравилось. Глупо это. Я никогда не понимал часто "исконно российской" традиции вешать лапшу по максимуму, вместо того, чтобы нормально признать ошибки, недоработки. Это ведь нормально, что они есть, особенно в начале проекта. "Ноябрь - холодный месяц, Амкар и Краснодар - не топовые соперники"? Позвольте, все это было точно известно задолго до 10 ноября. Еще ранней весной или когда там был календарь РФПЛ. Так зачем было изначально планировать проводить первый матч в 2014-м? Про возможный проигрыш - так совсем смешно. Можно подумать первый матч они хотят договорной, чтобы только победа. С топовым соперником и вероятность проигрыша выше, к слову. Лучше бы он просто сказал, что-то типа думали так, а на деле вышло иначе, только начинаем работать и учимся на своих ошибках, поэтому в сроки не уложились, наверно, и сроки были изначально выбраны неверно. Это было бы нормально, понятно и честно.
То, что ЦСКА, Зенит и Спартак, Локо ("топы премьер-лиги") привлекательнее - это констатация факта.
====================================================================================
Поставили по блату. Даже не знает год основания Рубина.