11 мин.

Сезон 1873/74

Триумф Оксфорда, провал Уондерерс, первое поражение сборной Англии, новый президент Футбольной Ассоциации и первый Кубок Шотландии.

Кубок

Победитель первых двух розыгрышей Кубка Англии Уондерерс, конечно же, имел все шансы сделать исторический хет-трик. Только в отличие от прошлого раза они стартовали наравне со всеми, то есть с первого раунда. Но тут очень кстати вмешался жребий – Саутхолл и Троянс поочередно снялись с турнира, под руки проводив чемпионов в третий круг. Однако сезон у них не задался с самого начала.

Остальные менее удачливые коллективы вынуждены были прокладывать себе дорогу так, как и положено всем менее удачливым коллективам. Одним из таких бедолаг и, к тому же, дебютантом, являлся Шеффилд, старейший клуб страны, на Брамалл Лэйн встречавшийся с другим новичком – Шропшир Уондерерс. Случившаяся нулевая ничья потребовала переигровку в Шрусбери, но голевая засуха настигла команды и там. Йоркширцы в этом матче были ослаблены отсутствием некоторых ключевых игроков: полузащитника Уильяма Клегга и нападающих Джона Оуэна с Арнольдом Смитом (капитан сборной Оксфордского университета в прошлом Кубке). Вдобавок двое игроков Шеффилда уже в процессе получили травмы, несовместимые с нахождением на поле, и оставили команду в меньшинстве. На счет это, впрочем, никак не повлияло – те же 0:0. Через некоторое время после игры футболисты непринужденно направились в местный отель Рэйвен, где за ужином отметили происшедшее и заодно установили дальнейшую судьбу противостояния. Дабы не мотаться за сто с лишним миль туда и обратно, капитаны Джон Эдвардс и Харри Чамберс решили довериться обычной монетке (первый и последний раз в истории Кубка Англии), одна из сторон которой указала путь во второй раунд Шеффилду.

Имея кучу моментов и все-таки одолев 22 ноября Пилгримс (1:0), шеффилдцы сделали еще один шаг к финалу, но почти два месяца дожидались матча с Клэпэм Роверс. Бродяги меж тем бились на смерть с Кембриджским университетом. Игры в Балэме и на Паркерс Пис завершилась результативными ничьими (1:1; 1:1), и только 20 декабря на Кеннингтон Овале команды определили победителя пары. Благодаря попутному ветру и трем удачным свободным ударам Клэпэм все-таки взял верх – 4:1.

17 января 1874 года в Питерборо на кону стояло третье полуфинальное место, на которое и претендовали Шеффилд с Клэпэмом. Склонило их сыграть именно в этом старинном городке благоприятное его расположение на полпути из Лондона в Шеффилд и близость Большой Северной железной дороги. В Питерборо тогда футбол Ассоциации в чести не был, поскольку местные жители твердо хранили верность регби, но посмотреть матч все-таки изъявили желание около 800 человек.

Джентльмены, приехавшие из заснеженного и морозного Шеффилда, были приятно удивлены теплой и сухой погодой. Они не так уж часто играли по правилам ФА (основное различие тогда сводилось к офсайду: в шеффилдских правилах игрок считался «вне игры», когда находился между воротами и голкипером), но дали Клэпэму настоящий бой. Братья Чарльз и Уильям Клегг, Арнольд Смит и их приятели оказывали достойное сопротивление весь матч, стартовавший в 14:40. Тем не менее первый гол после свободного удара и вспыхнувшей толчее у ворот противника забили Бродяги – наилучшую возможность открыть счет уличил Джордж Холден. Через 10 минут преимущество безупречным выстрелом, прошедшим под самой веревкой, закрепил Уолтер Бьюкенан. Но йоркширцы все равно пытались давать отпор, и за 20 минут до конца Арнольд Смит даже сквитал один мяч.

Чтобы восстановить паритет, Шеффилду не хватило сил и здоровья, потому как Уильям Клегг в одном из эпизодов испытал все ощущения от удара в подбородок от Реджинальда Биркетта и пребывал уже не в тех необходимых для игры кондициях, а один из защитников, мистер Марсден, заканчивал встречу заметно прихрамывая. Словом, Клэпэм Роверс одержал весьма непростую победу и впервые вышел в полуфинал Кубка Англии.

Но едва ли не все внимание на тот момент приковывало к себе столкновение Уондерерс и Оксфордского университета в том же третьем раунде. Для Странников этот матч был первым в текущем турнире, а вот Темно-синие уже успели расправиться с Аптон Парком (4:0) и Барнсом (2:0). 6 декабря на Кеннингтон Овале в присутствии около двух тысяч зрителей команды выдали великолепное представление с обилием чудесных мгновений, о чем не лишним будет и рассказать. Например, о том, как Оксфорд выглядел сильнее Уондерерс, как Роберт Вайдал пробовал в характерном для себя стиле забить после индивидуального прохода, или как Реджинальд Уэлч предотвращал все попытки студенческой дружины поразить его ворота, как мяч застревал между его ногами и начиналась многочисленная сутолока, как Чарльз Олкок открыл счет, продемонстрировав восхитительный дриблинг, и, наконец, о том, как гости незадолго до окончания положенного времени отыгрались усилиями Фредерика Мэддисона. Собственно этим, а также ничьей 1:1 и запомнилось то отменное действо.

                                                        

                                                                Роберт Вайдал

Переигровка, состоявшаяся лишь через два месяца, 31 января 1874-го в Оксфорде, как бы того не хотелось, уступала в красочности, зато была преисполнена исключительной напряженности и серьезности. Чарльз Олкок не без труда набрал 11 человек на этот матч и мог только надеяться, что отсутствие Чарльза Уолластона, Эдгара Лаббока и Альберта Томпсона не скажется в пользу Оксфорда. Хозяева проблем с составом не имели и, конечно, намеревались пройти дальше и взять реванш за поражение в прошлогоднем финале. Героем встречи на Парксе в итоге стал 20-летний Роберт Вайдал, забивший победный мяч под самый занавес – 1:0. Так Уондерерс впервые вылетел из Кубка, а Оксфорд моментально обратился в главного фаворита соревнований.

Параллельным курсом с университетской командой и Клэпэмом двигались Ройал Инжиниерс и Свифтс, практически не отягощенные тяжелыми играми, что пережили их соседи по полуфиналу. Саперы уже в традиционной для себя манере не оставляли мокрого места от противников, испытав определенные сложности лишь с Аксбриджем во втором раунде (2:1), но первый и третий этапы турнира прошли более чем гладко – впечатляющие разгромы Брондсбери (5:0) и Мэйденхеда (7:0).

Касательно клуба-дебютанта Свифтс из Слау, основанного в 1868 году, то оный без преувеличения мог сойти за самое настоящее открытие всего Кубка, если не брать во внимание состав этой примечательной команды. Сыновья бывшего фотографа королевы Виктории, братья Уильям, Джордж и Эрнест Бэмбриджы в прошлом розыгрыше успели запомниться по выступлениям за Виндзор Хоум Парк, а в этот раз вели за собой Свифтс. Сетка турнира этому только благоволила. На своем крикетном поле Долфин Граунд, что в Слау, они с минимальным преимуществом обыграли Кристал Пэлас (1:0) и Вудфорд Уэллс (2:1), выйдя в третий раунд. Там Свифтс очень повезло быть единственной командой, оставшейся без соперника из-за недостатка участников. Правда, на том фортуна и порешила, что с них хватит, по привычке повернувшись не тем местом и не в то время.

Все это к тому, что в полуфинале господам из Слау тягаться с Ройал Инжиниерс было не под силу. Их недолгий поход за Кубком обнаружил свое окончание 28 января 1874 года. Саперы, не изменяя себе, забили два безответных мяча за авторством Генри Ренни-Тэйлиура. Участь второго полуфинала между Оксфордом и Клэпэм Роверс тоже была определена одним человеком – 28 февраля побыть таковым вновь вызвался Роберт Вайдал, отметившийся предположительно своим третьим мячом в том розыгрыше (1:0).

Ройал Инжиниерс потратил на специальную подготовку к финалу порядка двух недель, что по тем временам было делом невиданным. Состав их по обыкновению оставался крепко сплоченным и готовым со второй попытки завоевать трофей, но не хватало одного очень мастеровитого и важного игрока по имени Альфред Гудвин. Вскоре после триумфального мидлендского турне, которое Инженеры устроили в декабре 1873-го, лейтенант Гудвин, один из лучших полузащитников страны, отправился со своим полком в Индию. 14 марта 1874 года, на следующий день после своего 24-го дня рождения, он скончался от полученных травм после падения с лошади. По иронии судьбы третий финал Кубка Англии был запланирован на тот же день.

                                                         

                                                                 Альфред Гудвин

Более удачной погоды, что была в ту мартовскую субботу, любители футбола и пожелать не могли. Яркое солнце и легкий ветерок заманили на Кеннингтон Овал по разным оценкам от двух до пяти тысяч человек, пребывавших в ожидании матча между неудачниками двух последних финалов. Знатоки без труда бы отметили, что в составах обеих команд подобрался, бесспорно, добротный материал, способный добыть победу в любой игре.

В начале четвертого часа дня капитаны команд, Катберт Оттауэй и майор Фрэнсис Мэриндин, провели жеребьевку – удача, представлявшая из себя попутный ветер и небольшой уклон поля, улыбнулась первому из них.

Ровно в 3:15 пополудни матч начался. Саперы стремительно разыграли мяч в центре и пустились в атаку, с чем Темно-синие уверенно совладали и ответили прорывом Роберта Вайдала по правому флангу, остановить которого удалось только Пелэму фон Донопу. 22-летний лейтенант вместе с Мэриндином и остальными развернул игру в сторону центра поля, где она благополучно и застряла. Вызволять ее оттуда ринулись все, кому не лень, и были вознаграждены болезненной для физического здоровья массовой сумятицей. Наконец, стараниями оксфордца Роберта Бенсона мяч проследовал к воротам Ройал Инжиниерс, но недолго думая вернулся на прежнее место.

Счастье Оксфорда, что они не прекратили настойчиво покушаться на владения военных. Заработанный на 10-й минуте угловой и дальнейшая его подача спровоцировали у ворот Уильяма Мерримена жаркую заваруху. А когда неприятность, подумалось, миновала, и круглый снаряд отскочил в поле, то располагавшийся поодаль от происходящего защитник студенческой команды Чарльз Макарнесс, как и следовало игрокам его амплуа, от души приложился к мячу, который самозабвенно пролетел над головами других футболистов и попал в ворота. Мерримен, увлеченный борьбой и просто не видевший момент удара, выручить партнеров не сумел – 1:0. Макарнесс меж тем стал первым защитником, забившим в финале Кубка.

Бурные аплодисменты стихли, команды поменялись воротами, Саперы теперь играли по ветру, а вратарь Оксфорда Чарльз Непин на пару с автором недавнего гола принялись за работу. Срывая каждую новую атаку, студенты однажды не поспели за фон Донопом и Ренни-Тэйлиуром – удар последнего прошел чуть-чуть выше веревки.

С каждой минутой игра становилась все яростнее и жестче с обеих сторон. Роберт Бенсон дважды угрожал воротам Мерримена дальними ударами. Томас Дигби и Пелэм фон Доном, действовавшие на левом и правом флангах соответственно, затевали разящие проходы под громогласные призывы очевидцев: «Играйте!». Создавалось впечатление, что еще немного и Темно-синие дрогнут. Показалось.

Медленно, но верно оксфордцы вытеснили Инженеров со своей половины. Оттауэй, Вайдал и Мэддисон с удовольствием воспользовались данным обстоятельством, легко разобрались со всяким создаваемым сопротивлением, и не оставили выбора своему партнеру по нападению, Фредерику Пэттону, кроме как увеличить счет – 2:0.

Шла только 20-я минута. Ройал Инжиниерс имел целый вагон времени, чтобы отыграться. За это они целенаправленно и взялись, снова и снова заставляя соперников упражняться в обороне своих ворот. Кульминацией явился выстрел одного из Саперов, наверняка изменивший бы ситуацию, но угодивший в штангу.

Ничего более примечательного до конца матча так и не произошло. Счет остался прежним, а Кубок Англии впервые покинул пределы столицы Империи, взяв курс на северо-запад, в сторону Оксфорда.

Финал

Оксфордский университет – Ройал Инжиниерс 2:0

Голы: Макарнесс, 10, Пэттон, 20

Оксфордский университет: Чарльз Непин – Чарльз Макарнесс – Фрэнсис Берли, Фредерик Грин – Роберт Бенсон, Фредерик Мэддисон, Уильям Роусон, Катберт Оттауэй, Артур Джонсон, Роберт Вайдал, Фредерик Пэттон.

Сборная

Сборная Англии в марте отправилась в Глазго на третий официальный матч с командой Шотландии. 7-го числа на поле Гамильтон Кресент собралась невиданная доселе аудитория в количестве семи тысяч человек.

Хозяева в этой запоминающейся встрече победили со счетом 2:1. Правда, первый мяч был забит англичанами на 28-й минуте. Капитан Трех львов Катберт Оттауэй, Чарльз Ченери, Хьюберт Херон и Роберт Кингсфорд в быстрой атаке довели дело до удара в исполнении последнего, однако Роберт Гарднер мяч удачно поймал, но неудачно ввел его в игру – рассчитывая на сильный бросок он попал прямо в грудь Кингсфорда, от которого мяч и проследовал в ворота.

Не прекращавшаяся активность шотландцев, подкрепленная знаменитой командой игрой, принесла свои плоды после 40-й минуты. Голы Фредерика Андерсона из Клайдсдэйла и Ангуса Маккиннона из Куинз Парка вывели скоттов вперед. Дальнейшее время оппоненты провели в равной и обоюдоострой игре со множеством опасных моментов, но голов не забили.

Для сборной Англии, c 1870 года сыгравшей пять неофициальных и три официальных матча, это было первое поражение в истории.

Калейдоскоп

5 марта 1874 года в таверне Фримэйсонс произошло ежегодное собрание ФА. Главным событием явилось избрание нового и третьего по счету президента Ассоциации. Уважаемого Эбенезера Морли, стоявшего у истоков организации, сменил капитан Ройал Инжиниерс 35-летний майор Фрэнсис Мэриндин.

                                                             

                                                                     Фрэнсис Мэриндин

Вновь были приняты новые изменения в правилах. Теперь при вводе мяча в игру в центре (в начале матча или после забитого гола) игроки любой из команд не должны были пересекать середину поля; угловой удар нужно было производить в радиусе одного ярда от углового флага; по ходу игры голкипер мог поменяться местами с любым полевым игроком.

30 марта 1874 года на лондонском стадионе Кеннингтон Овал впервые в истории был сыгран матч между сборными Оксфордского и Кембриджского университетов. Единственный и победный гол забил один из героев успешного сезона Темно-синих Роберт Вайдал.

В начале 1874 года в Болтоне преподаватель воскресной школы при церкви Крайст-черч, Томас Огден, создал футбольную команду, спустя три года переименованную в Болтон Уондерерс.

В марте того же года воспитанники бирмингемской воскресной школы при Уэслианской церкви Астон Вилла основали одноименный футбольный клуб.

18 октября 1873 года стартовал первый розыгрыш Кубка Шотландии. Финал, сыгранный 21 марта 1874-го на новом стадионе Хэмпден Парк, закончился победой Куинз Парка над Клайдсдэйлом со счетом 2:0. Непобедимая команда из Глазго за четыре проведенные в турнире встречи забила в ворота своих противников 12 безответных мячей.

Продолжение следует...

Football.ua