Роберто Розетти: «Арбитр – это не работа. Это моя жизнь, моя страсть»
«Роберто, вот человек из газеты, хочет взять у Вас интервью на итальянском», – уведомил итальянца организатор семинара Левников. «На итальянском? Ты знаешь итальянский?! Вот это поворот», – очевидно, что услышать родную речь в тот день Розетти явно не рассчитывал. Приятно удивившись и почувствовав тем самым в своём собеседнике что-то родственное, Розетти с радостью согласился на беседу, которую блог «ЮВ» и рекомендует к прочтению.
– Синьор Розетти, Вы живёте в России уже 2,5 года. Можете дать характеристику российской жизни?
– В целом я всем очень доволен. Очень рад, что у меня есть и такой жизненный опыт. Очень важный, полезный опыт. Я считаю, что сейчас Россия обладает большим потенциалом, который способен вывести страну на высочайший уровень. Могу сказать, что за последнее десятилетие абсолютно точно были сделаны крайне важные шаги вперёд. Что касается российского судейства, то в данный момент мы находимся наравне с Европой, следуем всем нормам ФИФА и УЕФА. Российские арбитры в свою очередь постепенно улучшают свой уровень, в данный момент они ничем не хуже своих европейских коллег – это факт.
– И когда, на Ваш взгляд, российский арбитр будет обслуживать один из «больших» финалов, например, чемпионата мира и лиги чемпионов?
– Я искренне надеюсь, что скоро. Мы начали этот цикл полного обновления судейской сферы 2,5 года назад. Этот проект я всегда называл среднесрочным: в наших планах достичь значительные результаты в течение 4-5 лет. Стоит отметить, что российские судьи вновь доросли до международного уровня – и это тоже факт. Например, Сергей Карасёв в данный момент регулярно работает на матчах лиги чемпионов, лиги Европы и играх сборных. Другие молодые судьи – Мешков, Лапочкин – также постепенно начинают обслуживать матчи под эгидой УЕФА или ФИФА. Безбородов сейчас получает постоянную международную практику и УЕФА его, как и Николаева, номинирует в лучшие судейские группы. Если честно, иногда возникали замечания относительно возраста судей, который в некоторых решениях УЕФА становился единственным камнем преткновения. Тем не менее, это всё равно показатель положительного движения судейства, которое растёт и улучшается.
– А кого из нынешних итальянских арбитров Вы могли бы отметить?
– Если честно, на мой взгляд, итальянские арбитры являются незаменимой частью элиты мирового судейства. Что касается нынешних судей, то все три итальянских топ-арбитра – Риццоли, Рокки и Тальявенто – достигли высочайшего уровня.
Мы начали этот цикл полного обновления судейской сферы 2,5 года назад. Этот проект я всегда называл среднесрочным: в наших планах достичь значительные результаты в течение 4-5 лет.
Хочу подчеркнуть, что нужно во что бы то ни стало увеличить количество судей в России. Это очень важная задача, потому что сейчас у нас в России 3 тысячи судей и это очень мало. Для сравнения: в Италии 42 тысячи арбитров, в Германии – 84 тысячи. Только в одной итальянской Тоскане 3 тысячи судей – столько же, сколько во всей России. И это заставляет задуматься, потому что логично, что большее количество арбитров в дальнейшем поспособствует увеличению конкуренции и соответственно ужесточению отбора лучших судей. Сейчас это одна из самых главных задач для каждого из нас.
– В последнее время в Россию приехало приличное количество итальянских специалистов: тренер по дзюдо Эцио Гамба, Лучано Спаллетти, Фабио Капелло… Вы как-нибудь контактируете друг с другом?
– Да, чуть ранее приезжал ещё Этторе Мессина. Должен сказать, что это большой показатель признания серьезности и профессионализма итальянцев. Все эти люди, которых ты сейчас упомянул, большие профессионалы в своём деле, они очень порядочны и надёжны. Лично мне, как правило, такие люди всегда импонируют.
Сейчас в России 3 тысячи судей: столько же, сколько в одной итальянской Тоскане. И это заставляет задуматься.
Также хотел бы отметить и специалистов из судейской сферы. Пьерлуиджи Коллина работает в УЕФА и курирует судей в Украине, Маттео Трефолони – в Казахстане. Вообще я большой патриот, я люблю свою нацию, люблю Италию. Поэтому то, что сейчас многие итальянцы востребованы за границей, делает меня очень гордым.
– Россия и Украина – понятия довольно близкие. Как часто общаетесь с Коллиной? Быть может, сравниваете рабочие результаты или вовсе устраиваете споры?
– Да, Россия и Украина очень похожи. С Коллиной мы постоянно находимся на связи. И, разумеется, я говорю, что российские судьи лучше украинских (смеется).Ну а что, я работаю в России, болею за российских арбитров – вполне нормально. Шутка, конечно. Вообще мы с Коллиной общаемся ежедневно, обмениваемся различной информацией, взглядами. Я считаю, что это довольно полезно для меня, для совершенствования, поисков новых стратегий, которые будут использоваться в работе и приносить удовлетворительный результат.
– Помните свой первый матч в «Серии А»?
– Абсолютно! «Наполи» – «Сампдория» 0:2. Знаешь, для меня быть арбитром – это не работа. Это моя жизнь, моя страсть. Поэтому первый матч в «Серии А» для молодого арбитра представляет собой такое достижение, такое значимое событие, которое он за свою жизнь никогда не сможет забыть. И это должно быть первой целью для каждого. Судейство – это миссия, которую нужно исполнять с большим профессионализмом, с запредельной честностью, серьезностью и страстью к этому большому вызову.
– Во время ЧЕ-2008 Вы обслуживали четыре матча, включая финал. Одним из них была фантастическая драма Хорватия – Турция…
– Да-да, это правда… (с приятной ностальгией)
– Каково это – быть частью того исторического четвертьфинала?
– Хорватия и Турция действительно выдали невероятный матч. Это был матч, сыгранный в фантастической манере, где хорваты и турки противостояли друг другу с таким спортивным духом, что захватывало дыхание. Для меня этот матч тоже стал очень знаковым, потому что именно после него меня назначили на финальную игру. Отсудить финал чемпионата Европы, а после этого получить звание лучшего арбитра года – для меня это было поистине значимо.
Вообще я большой патриот, я люблю свою нацию, люблю Италию. Поэтому то, что сейчас многие итальянцы востребованы за границей, делает меня очень гордым.
Ну а если затрагивать мой опыт в управленческой сфере, то я получаю большое удовольствие от работы здесь, в России. После первого года я разговаривал с президентом страны Владимиром Путиным, который похвалил нашу работу с судейским корпусом, и мы пришли к выводу, что сейчас стоит продолжать в этом же направлении.
– Вы родились в Турине. Кто Вам ближе как болельщику, «Ювентус» или «Торино»?
– Смотри. Мой отец был болельщиком «Торино». (После паузы.) А мой дядя – болельщиком «Ювентуса». Таким образом, я ходил на матчи каждое воскресенье. Одно воскресенье на «Торино», следующее – на «Ювентус» и так далее. Понятно, что когда кто-либо начинает заниматься судейством, он обязан быть запредельно сконцентрирован и на время забывать о своей повседневной деятельности, о своих предпочтениях. Даже самую маленькую симпатию арбитр должен держать глубоко в себе. Единственные, кого может и должен поддерживать судья, это его коллеги. Во время работы отношение судьи ко всему вокруг должно быть полностью нейтральным и независимым, потому что твоя задача – выиграть твой собственный матч, а значит, сказать: «Оставь всё, что вокруг тебя, за пределами поля».
Фото Никиты Павлова
Один день в Академии футбольных арбитров. Полный фотоотчёт
Подготовлено для «Санкт-Петербургских ведомостей»
Розетти в нашем дурдоме уже два с половиной года???
держится пока, не поплыл)))
спасибо за вью!
прикольно представить, как Розетти с Коллиной бухают граппу "по скайпу")))