8 мин.

1994. Христо Стоичков. «Награда нашла героя»

Блог «Хронограф» продолжает вспоминать игроков «Барсы», которые становились обладателями «Золотого мяча». На этот раз речь пойдёт о знаменитом «болгарском каталонце» Христо Стоичкове. Для начала предлагаем вам прочитать интервью с нимопубликованное в еженедельнике «Дон Салон» осенью 94-го года и подготовленное В. Фомичёвым и А. Шмурновым.

Автор: Majk

– Каково быть идолом поклон­ников «Барсы»?

– Любовь и доверие публики дают мне спокойствие, столь необходимое для нор­мального хода вещей. Однако еще важнее то, что я не слышу о моем происхождении. Обидно, когда делают акцент на том, откуда человек приехал и где он родился. Я благодарен барселонской публике и вкладываю душу в каждую игру, а это то, что, в свою очередь, ценят зрители.

– Вы как-то сказали, что никогда не перейдете в «Реал». Означает ли »то что вы чувствуете существенную разницу в цветах футболок?

– Готов подтвердить эти слова. У меня было много возможностей покинуть «Бар­селону», но я знаю, что нигде мне не бу­дет лучше. Я буду играть здесь, пока хва­тает сил.

– В чем секрет вашего успеха?

– Единственный секрет в том, что я абсолютно уверен в своих возможностях. Я прирожденный победитель, и мои товари­щи знают, что я не выношу проигрышей. Я быстро успокаиваюсь, но после любого по­ражения какое-то время нахожусь на грани безразличия к футболу.

– Наверное, поэтому с тех пор, как вы играете в «Барсе», она неизменно выигры­вает Ла Лигу.

– Однажды я сказал, что пока я в «Бар­селоне», золото Лиги будет оставаться на «Ноу Камп». Я и сейчас постоянно говорю партнерам: «Спокойствие, пятая Лига до­станется легко».

– Попахивает хвастовством...

– Говорю, что чувствую. Если не сот­ворим какой-нибудь глупости, то, убежден, мы снова будем первыми.

– Однако сейчас дела идут не слиш­ком гладко...

– Действительно, на данный момент команда еще не достигла своего лучшего уровня, но мы не настолько плохо играем, как говорят некоторые. Пришли новые лю­ди, и им нужно сработаться. Это только вопрос времени.

– Существует мнение, что вы наиболее активны в трудные моменты «Барселоны», но критика Круиффа адресуется примерно поровну каждому из игроков. Вас »то не угнетает?

– В отдельных случаях хорошо, когда тебя критикуют, поскольку легче объектив­но взглянуть на происходящее и поучиться кое-чему на своих ошибках. Однако, безу­словно, критика не всегда приятна, особен­но если она преподносится в обидной фор­ме.

– Вы имеете в виду...

– В данном случае историю с Бускетсом. То. что делают с Буси, несправедливо. Он прекрасный вратарь, и публика должна ус­покоиться. Наши проблемы нельзя объяснить его отдельными ошибками

– Почему, на ваш взгляд, никак не мо­жет проявить себя Хаджи?

– В день его приезда в Барселону я взял на себя смелость посоветовать ему не беспокоиться, если поначалу что-то не будет получаться. У меня есть опыт в этом отношении, поскольку я через это прошел, а он, как и я, обладает сильным характе­ром. Люди с Востока умеют преодолевать трудности.

– Нынешняя «Барселона» в чем-то ус­тупает по сравнению с прошлым сезоном?

– Нет, потому что мы остаемся теми же самыми.

– Вы же только что заметили, что одна из проблем «Барсы» – акклиматизация новых игроков...

– Эти люди обладают теми же качест­вами, что и прежние. Единственное, чего не хватает, это слаженности. Пока.

– Не считаете ли вы легкомысленным со стороны Круиффа приобретение таких ' игроков, как Эскайч, Села и Корнеев?

– Круифф представляет собой интел­лигентный тип людей. Он прекрасно чувст­вует будущее каждого игрока команды. Ес­ли он их приобрел, значит, знает зачем.

– Однако вы не думаете, что настал час сделать финансовые усилия и приобрести классного диспетчера, например, такого, как Руй Кошта?

– У нас есть игроки не хуже, чем Руи Кошта. Гвардьола может исполнять его функции, и он более техничен, чем порту­галец. Затем Амор, который к тому же бо­лее способен на жертвы. Хаджи стоил меньших денег, обладает большей атакую­щей направленностью и чутьем на гол. Руи Кошта хорош там, где он находится (в это время Кошта выступал «Фиорентине»).

– В ходе злосчастного предсезонья, прошедшего при полном отсутствии вдох­новения, команда могла приобрести ощуще­ние нервозности...

– Совершенно не согласен. Наша траек­тория в последних чемпионатах была направлена строго по восходящей, и мы зна­ем, что к концу сезона будем наверху. Ес­ли бы подобное положение сложилось в «Реале», все бы в Мадриде дрожали.

– Вы случайно не имеете чего-нибудь против «Реала»?

– Нет, это хорошая команда. Её игро­ки такие же, как наши: о двух ногах, двух руках, двух глазах, с одним сердцем. И ничего более.

– Каким вам кажется королевский клуб, с точки зрения его менталитета?

– Надеюсь, что их максимализм поуба­вился за последние годы. Когда я играл в Болгарии, у меня было определенное отно­шение к «Реалу». Никто не сомневался в его чемпионстве. Однако сейчас все пере­менилось, и теперь уже никто не сомне­вается, что Лигу выиграет «Барселона». Но все равно. «Реал» – великий клуб, а его руководители, которые возглавляют команду многие годы, знают, как им уп­равлять.

– Как вы относитесь к обвинениям Мендосы (на тот момент - президент «Реала») в адрес Каталонии и «Барселоны»?

– Естественно, меня оскорбляет, когда кто-то плохо отзывается о Каталонии (при­мерно в той же степени, как упоминание о моем происхождении). Но более всего ме­ня оскорбила дотошность, с которой пре­зидент «Реала» критиковал «Барселону». Никто не имеет права влезать в чужие де­ла. В своем клубе у него достаточно проб­лем, и вряд ли стоит заниматься нашими. Тем более что наш президент никогда не критикован внутренние дела Мадрида, и Мендосе следовало бы этому поучиться.

– Похоже, дискуссия Мендоса – Стоич­ков никогда не окончится. В позапрошлом сезоне вы глубоко возмутились, когда пре­зидент «Реала» иронизировал по пово­ду «команды-мечты».

– В первый момент – да. Но затем я по­нял, что подобными высказываниями он дискредитирует самого себя. «Барселона» выиграла четыре Лиги и Кубок чемпионов, в то время как «Реал» ничего подобного не добился. Мендоса никогда еще не вы­игрывал европейских кубков и, конечно, завидует. Это ясно, как божий день. «Реал» побеждал в Кубке европейских чем­пионов шесть раз, но тогда никто не знал ничего о Мендосе.

– Вы дружите с Иваном Саморано и даже немного поссорились из-за него с но­вым тренером «Реала»...

– Я хорошо знаю Вальдано, у нас от­личные отношения, а потому речь не мо­жет идти об обидах. Поговорили, поспори­ли, забыли. Тем более что я оказался прав: Иван ответил голами. Знаю, что его голы не идут на пользу «Барселоне», но друзья остаются друзьями, несмотря на цвет футболок.

– Это также справедливо и в отношении Лаудрупа?

– В неменьшей степени. Моя душа со­противляется, когда о нем говорят, как о предателе.

– Как встретят появление Лаудрупа на «Ноу Камп» в составе мадридцев?

– Так же, как Субисаррету, Хуана Карлоса. Кике. Михаэль заслуживает очень большого уважения вне зависимости от того, в каком клубе он играет.

– Мичел (легендарный игрок «Реала») говорит, что разница между «Барселоной» и «Реалом» заключается в том, где играет датчанин...

– Увидим 18 июня (последний тур Ла Ли­ги сезона 94-95).

– Говорят, что судьи помогают «Барсе».

– Несомненно! Именно поэтому меня удалили с поля в Суперкубке против «Сарагосы», что стоило мне трех пропу­щенных матчей. Это была отличная по­мощь!

– Ваше отношение к судьям не измени­лось…

– Нет. Стоичков есть Стоичков, как в хорошем, так и в плохом, у меня сильный характер, и я всегда остаюсь самим собой.

– Что вы чувствовали, когда надевали капитанскую повязку перед матчем с «Компостелой»?

– Я был капитаном по стечению обстоя­тельств, из-за отсутствия Бакеро и Кумана, но испытал удовлетворение от того дове­рия, которое оказал мне Круифф. Никогда не смогу забыть тот день!

– Что станет с «Барсой» после ухода Кумана, Бакеро, Амора, Стоичкова?

– Не думал об этом. Мы живем сегод­няшним днем, следующим матчем и не беспокоимся о том, что произойдет через год или два. Знаю лишь, что для гарантии будущего необходимо, чтобы команда никог­да не теряла победный дух, присущий ей в настоящее время. Те, кто придут, долж­ны разделить это чувство и привыкать по­беждать всегда.

– Чего вы еще не достигли?

– «Золотого мяча».

На этом испанский журналист Санти Трубат решил поставить точку в своей беседе с Христо Стоичковым. Скорее даже не точ­ку, а многоточие в ожидании развития со­бытий (то есть чтобы не сглазить), тем более что сам Христо пока не очень-то рас­положен эти события предвосхищать. Та-кой вывод можно сделать из другого ин­тервью со Стоичковым – во французском журнале «Франс футбол». Некоторые вопросы в нем повторяют интервью «Дон балона», были и оригинальные темы, но глав­ное, в чем «переплюнул» французский журналист Венсен Машно своего испан­ского коллегу – в настойчивости обсужде­ния вопроса о судьбе приза лучшему фут­болисту Европы по итогам 1994 года. Удивляться здесь нечему, ведь именно «Франс футбол» является учредителем «Золотого мяча» и организатором ежегод­ного опроса журналистов. Итак, небольшая выдержка из разговора Венсена Машно и Христо Стоичкова:

– С приближением Нового года не за­думываетесь ли вы о главном итоге года прошедшего для вас лично?

– Не понял...

– Я имею в виду «Золотой мяч».

– О!

– Вы надеетесь получить его?

– Честно говоря, пока я не думал об этом.

– Боитесь повторения 1992 года?

– Действительно, я был ужасно рас­строен тем, что тот «Золотой мяч» достал­ся Ван Бастену, поскольку мне казалось, что я был более достоин победы. Я стал чемпионом Испании, обладателем Кубка чемпионов, лучшим игроком своей страны... Но «Барселона» не была так «растиражи­рована» на телевидении, как «Милан» Бер­лускони.

– А теперь...

– Я не хочу рассуждать на эту тему.

– В самом деле?

– Могу сказать только, что надеюсь на объективность тех, кто будет принимать участие в голосовании. Это должны быть люди, по-настоящему разбирающиеся в футболе (улыбаясь). А еще добавлю, что у меня уже есть две «Золотые бутсы», но пока они стоят без дела – играть-то в них нечем.

– Кого можно считать вашими соперни­ками?

– Кантона не играл на чемпионате ми­ра. Жинола тоже. Мальдини много потерял из-за травмы. Баджо? Берхкамп?..

– Если бы Ромарио был европейцем, он наверняка попал в этот список...

– И да и нет. На мой взгляд, он был ве­ликолепен только в США (имеется в виду Чемпионат мира-94).

– Остается только Стоичков?

– Выходит, что так.

– Ну теперь-то вы наконец задумаетесь об этой счастливой возможности?

– Я отправлюсь играть в футбол! А вот вы задумайтесь, делает ли кто-нибудь это лучше меня!

Источник: «Футбол», 1994

---------------------------------------------------------

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Увеличить