15 мин.

Околофильм околонуля

 

Производственная драма о поисках стукача в небольшом коллективе. Российский кинематограф столкнулся с российским футболом, точнее околофутболом. В итоге получилось, что получилось. Внимание: пост строго 18+ (как и фильм), содержит спойлеры, сцены откровенного характера и гифки.

******

++++++

 

Дождитесь полной загрузки поста.

В чем главная беда, что «Околофутбола», что, скажем, «ДухLessа» и «Generation П»? Это все фильмы, которые наше недалекое прошлое пытаются выдать за настоящее. Все эти фильмы пошли бы на ура лет 6-7 назад во времена сытого гламура. Но по разным причинам эти фильмы вышли, устарев еще до спуска на воду. «Околофутбола» снимали, считай, год – с сентября 2012 по сентябрь 2013, по ходу съемок вносили коррективы, кое-как соотносясь с действительностью, но все равно как будто смотришь фильм 2007 года.

 

Тексты в фильме радуют даже больше сюжета.

Чему учит нас великая Эми Фара Фаулер из «ТБВ»? Если из фильма можно безболезненно выкинуть главного героя (вроде Индианы Джонса), грош цена такому фильму. Можно ли выкинуть из «Околофутбола» собственно футбол? Без проблем, канва повествования, сюжет вообще не пострадают. Как такового футбола в фильме о фильме даже больше, чем в самом фильме. А уж километровые косяки вроде финала Кубка России глубокой осенью (я уж молчу о «чемпионатном» табло на Кубке, счет на компьютере они смогли перерисовать, а табло нет) сразу показывает, что делали фильм люди, которым было не до футбола. Герои о футболе не говорят совершенно, у Тарантино персонажи постоянно болтают о кино и завтраках, а у режиссера «С новым годом, мамы» футбол в фильме о футбольных фанатах вымаран самым тщательным образом. Наваляв питерцам, москвичи, которые проехали 700 км ради своей команды, над поверженным врагом не кричат что-то обидное про нынешних лидеров РПЛ, да даже не сотрясают воздух победными «Спартак чемпион!», «ОУКБ» или «Мы Спартак, а вы не Спартак», они кричат название своей организации. На похоронах ярого фаната «Спартака» Ярого его гроб покрыт не красно-белым прапором, а флагом фирмы. Один Тичер стоит в клубной розе на скорбном мероприятии, на которое вроде как пришли футбольные фанаты. Герои фильма просто используют футбольный календарь чемпионата и кубка России для своих нужд. С таким же успехом они могли бы драться один дом против соседнего.

 

Сцена в метро интересная

Если судить по кассовым сборам (почти $3 млн.), то фильм, при ровно таком же бюджете, провалился. Хотя производители всячески пытались привлечь широкие массы на просмотр своего продукта. Футбольные фанаты регулярно попадают в новостные ленты, бузят по всей стране с каждым годом все больше и больше. Сейчас редактора новостных порталов смело вписывают футбольных болельщиков в число участников любых конфликтов на межнациональной почве, вносят авансом, который 8 из 10 оказывается точным попаданием. Кто они такие, зачем они все это делают - на фильм, раскрывающий такие темы, простой зритель мог бы пойти. Но всего этого нет в «Околофутболе», более того, актриса Дарья Мингазетдинова (Тая) до сих пор не знает ответа на главный вопрос фильма "зачем вы деретесь", сбивчиво раз за разом говорит: «нууу, у них у каждого своя мотивация». Ей не стали ничего объяснять, чего уж ждать, что людям, которые готовы за эти ответы заплатить и потратить 2 часа своего времени, кто-то станет что-то расписывать.

 

В фильме про фанатов "Спартака" ни разу не прозвучало сакраментальное

Создатели фильма требуют от зрителя слишком многого, на фильм надо идти, имея приличный багаж знаний по теме. Действия героев понятны и очевидны узкому кругу лиц. Так нельзя делать, ребята. Это называется отсутствие логики в действиях персонажей. Когда Льву Толстому понадобилось, чтобы Наташа Ростова убежала с Анатолем от князя Андрея, он полромана написал про то, почему она это сделала и как это случилось. На самом деле, это фантастический подвиг автора, когда он позволяет герою сделать нерациональный поступок. Ему же этот поступок мотивировать надо. Какая мотивация прописана героям? Да никакая. До сих пор в фильмах про войну по обе стороны океана режиссеры тратят хронометраж и пленку, чтобы обязательно показать, какие фашисты были гады и упыри, а ваятели «Околофутбола» ни минуты не уделили истории противостояния фанатов разных клубов, даже на словах не проговорили, чем, к примеру, различаются для спартачей «ЦСКА» и «Динамо». Это мы с вами знаем, какая собака пробежала между всеми фанатами всех клубов России в подробностях. Обычный кинозритель такими ценными знаниями не обладает. Они стали бы для него откровением. А в фильме не разжеван ни один мем. Почему «мясо», почему «кони», «бомжи», «мусара», «пятое колесо», «ОУКБ», «ОУСБГ», «Берия», «болото», «лыжекавалерийские войска», «ГВК» и т.д. За каждым мемом целая история, иногда уходящая на 10, иногда на 30, а иногда на все 80 лет назад. Но авторы сценария и создатели говорят обратное:

Зрителю не тяжело будет вникнуть во все тонкости субкультуры за два часа хронометража?

Мы всё очень доходчиво объясняем и используем сленговые выражения, понятные даже на ассоциативном уровне.

Да не объясняют они ничего. Решили не заморачиваться.

 

О Боже, какой мужчина, я хочу от тебя сына. И я хочу от тебя дочку, и точка, и точка!

Главный кинотеатральный зритель сейчас в России (и в мире) это девочки 16-25 и, к чести создателей, они это понимают.

 Мы же хотим сделать что-то особенное не только для фанатов, но и для обывателя. Наш фильм ближе к «Фабрике Футбола», чем к «Хулиганам Зеленой Улицы». И стоит признать, что «Фабрика» проигрывает в том, что там нет истории любви, а в основе любого произведения должна быть хоть маленькая романтика, для девушек, потому что именно они, в основном, и водят парней в кино.

 Здесь показания путаются, Дарья Мингазетдинова (Тая) говорит, что встречалась с реальной Таей, а креаторы «Околофутбола» говорят о том, что эта линия была придумана. И я верю Флинтс Крю, настолько топорно это было сделано, любовного треугольника ну никак не получилось. Весь любовный треугольник происходит в голове Тичера, ваятели киношедевра даже банальную речь в стиле «Bro's Before Ho's», «мы с первого класса вместе» не стали никому писать в реплики. Зритель же умный, он до этого понял, почему «мясные» с «конями» дерутся, он и это поймет. Это, кстати, общее такое у всех актеров фильма, Павел Ерлыков (Мажор) после съемок тоже не смог ничего внятного сказать.

 Многие не понимают, зачем толпы собираются в лесу, чтобы избить друг друга. Для себя ты смог ответить на этот вопрос?

Чтобы понять, что это такое, нужно быть здесь, увидеть, что это за люди. Слово «футбольный хулиган» рождает не те эмоции, которые должно. Столкнувшись с ними здесь, я четко для себя осознал, что хулиганы – это интеллигентные люди, к слову, очень начитанные, это не быдло.

 У них там своя атмосфера, нам не понять, ага. Только зачем тогда все это тащить в прокат?

 

На лицо преступление по статьям 132, 133, 134, 135 УК РФ, переходящее в статью 131 УК РФ

Но я понимаю, почему создатели фильма не стали прорисовывать фон, проговаривать понятные узкому кругу лиц термины - чтобы не уводить внимание от главного. Собранная в кинотеатрах аудитория в 455 тысяч зрителей с лихвой покрыла тех, для кого этот фильм и был снят. Месседж был доставлен, а это самое главное для такого конформистского фильма в наше время. Создатели фильма не пытались кому-то показать, что есть вот такое объединение молодых людей по интересам, которое шумно предается своему хобби, да даже не ответ на сакраментальный вопрос «зачем вы деретесь» был в центре их внимания. Создатели фильма своим продуктом внятно говорят реальным футбольным хулиганам и тем, кто к ним может примкнуть по разным причинам, – ребята, сидите тихо, а не можете сидеть тихо, тогда бузите только в лесу между собой, в реальную жизнь ни ногой, иначе будет худо. «Фильм сделан по макету западных аналогов под девизом «Играйте, но не заигрывайтесь» (с) Flint`s Crew. Очень откровенно.

 

Кто к нам с мечом, как говорится...

Каждый выход за флажки межфанатских драк в фильме жестоко наказывается, а любая гибкость в позвоночнике поощряется. Решил Ярый применить силу не против каких-нибудь «динамиков», а против конкретного господина с юга на джипе – получил пулю и зарыли его в сырую землю, обидчику ничего не будет ни за убийство, ни за наркоту, ибо сращивание криминала с полицией. И ничего нельзя сделать, ничего, как будто не было Манежки до фильма, Пугачева во время съемок, Бирюлева, где винтили всех с любым подозрением на футбольное фанатство, аккурат после выхода в прокат. А вот Тичер не пошел громить из чувства «простое решение на русских бьют» чебуречную, оказался иудой для своих и для зрителей, но зато сразу приятно провел время с девушкой на ковре. Времени и сил потратил ровно столько же, сколько его друзья в "Жозефине", а воспоминания лучше и приятнее. Друзья, если вас будут звать проявить межнациональную ненависть, отказывайтесь и сразу бегите домой, там вас будет домогаться девушка друга. Затем тот же Тичер не стал на потеху ОМОНу драться с «конями», а повел их в стычку с правоохранительными органами, тут же получил пятерочку реального срока, ровно по той же статье (ст. 212 УК РФ «организация массовых беспорядков») и ровно столько же, сколько ребята с Манежки, о которой я так ничего в фильме и не услышал (хотя в некоторых рецензиях читал, что было что-то про декабрь 2010-го, видимо, пропустил). Отсюда еще один важный месседж – не умничайте как рефлексирующий Тичер, поедете не в Воркуту, а домой. Будьте учителями, слесарями, диджеями, а свою молодецкую удаль, неудержимую энергию и взгляды на мироустройство выражайте строго по футбольному календарю и на отдаленных от общественных мест площадках.

 

Даша отлично сыграла, лучше не смотрите ее новый фильм "Все включено 2", не портите впечатление от ее дебюта в полном метре.

Тичер, пожалуй, из всей колоды картонных героев самый прописанный и интересный. Но прописан он таким же идиотским манером, как и другие. Меня особенно порадовала его речь про «СССР и план Маршалла», которую он, университетский преподаватель, судя по всему, вычитал в учебнике по истории СССР 1976 года издания под редакцией М. А. Суслова. Тщательно прописан он все с той же иезуитской целью - чтобы послание выглядело поярче, а победа органов весомее. Ведь именно его решают закрыть любой ценой. Самый умный, самый опасный для системы. В итоге и наказан показательно жестоко. Фанерный Мажор может и дальше тискать девочек под веществом.

 

По сведениям Дарьи, все девочки на съемках нашли себе мальчиков из "хулиганов".

Создатели "Околофутбола" тянули целый год, на момент сдачи фильма результаты чемпионата Москвы по мэрству не были известны, но все равно решили вписать, что хулс нет никакого смысла обращаться к политикам, там все клоуны вроде Паука. Проваландались бы до октября – надо было бы срочно вписывать не только Паука, но и какой-нибудь наброс на мировоззренчески близкого хулс серебряного призера чемпионата Москвы по мэрству с его неуклюжей попыткой стать фанатом «Спартака». Интересоваться политикой тоже вредно для здоровья – любознательный Тичер, который и в ГосДуму мог попасть и вопросы по кампании Пауку задает, этим лишь увеличивает толщину своего досье. Фанатам с политиками можно только левым бизнесом по торговле паленым алкоголем заниматься, не дай вам Ганешу как в Сербии и Греции предложить свои услуги и крепкие кулаки правым или левым, а потом еще и в парламент попасть. Всем в сад срочно драться.

 

Жозе Богарнэ и Жозе Моуринью осуждают

«Шесть месяцев три раза в неделю Flint`s Crew собирались в замечательном Small Pub и вместе придумывали отдельные сцены для будущего фильма», поэтому, наверное, в фильме столько сцен из разряда «нафига это?» вроде танцев на улице, поэтому весь фильм распадается на отдельные сцены, плохо связанные между собой, и очень сильно провисает в середине. Но общий замысел «ты с доктором не шути, доктор как нажмет на клизму – глаза на лоб вылезут» выдержан. Отсюда и кино как будто из 2006-2007 года.

 

Фанат идет на встречу с другими фанатами в Бирюлево

По мнению создателей разлом в фанатском движении все тот же, что и 6-7 лет назад – «мясо» против «коней», «кони» против «лохомотов», ну, разве что, «бомжи» окрепли. Как будто не было бойкота московскими фанатами матчей с участием двух худших команд на данный момент, Манежки тоже не было, «Юраса Жиркоева» тоже, «захвата Черкизово» тоже, вот таких начертаний ***** названий отдельных команд тоже, оскорбительной для любого фаната «дороги дружбы» между некоторыми командами тоже не было. Конкретный враг, который может объединить всех фанатов, тоже отсутствует, не выкристаллизировался еще, даже не начинал.

Вот зачем эта сцена? Чтобы меня как кинозрителя уесть, я ведь не умею так стильно, модно, молодежно танцевать?

Кретивщикам из СТВ совсем уж обойти тему загорелых гостей с юга не удалось, но, если драки фанатов между собой разбросаны по всему фильму и чередуются душещипательными сценами поиска стукача, возлияниями и прочими утехами, то 282 статья подана одним блоком. Вот Ярый в окне автобуса видит танцующих у «Русская Чебурекино» и пальцами обозначает свою позицию, вот он пулей вылетает из автобуса, чтобы поскорее узнать печальные новости о брате, вот он ведет своих друзей громить «Жозефину», вот он на следующее утро вступает в конфликт с господином на джипе и получает пулю. На все про все – 7 минут экранного времени одного героя. Вероятно, сделано так, чтобы удобнее было сразу вырезать в случае чего всю 282-ую разом, а не бегать с ножницами по всему фильму. Заодно и постельную сцену, чтобы два раза не вставать, влили в тот же блок.

  

Тема раскрыта. Для первой в кинокарьере постельной сцены очень хорошо сыграно. Никак не могу вспомнить, чей это там портрет стоит на заднем плане. На языке вертится...

Фанерная любовная линия всех раздражала, не понимает целевая аудитория требований современного кинематографа. Но мне понравилось, Дарья для дебюта в большом кино сыграла хорошо, украла всю постельную сцену, но ей и партнера подобрали не с улицы, а с кое-каким опытом. Александр Ратников играет в бесчисленных сериалах этакого русского Хью Гранта (а еще он играл Теда Мосби в русском варианте «Как я встретил вашу маму»). Если драки на свежем воздухе снимали год, то любовь-морковь отсняли за месяц, а Дарья, думаю, окончательного сценария так и не читала.

Я так и не понял, почему Сергей Бодров-старший так ополчился на этот фильм: «жюри не согласно с позицией авторов картины и считает, что это идёт вразрез с нашими представлениями о моральных ценностях и правами человека на защиту его жизни». Фанаты действительно дерутся, «их не изменить» как гласит слоган фильма, быть может, Бодрову не понравился тот блок про 282-ую статью, так всех участников наказали с разной степенью изобретательности и жестокости от сроков до пули и передоза. Весь фильм призывает буйных вести себя толерантно и рукопожатно, иначе грозить им будет не исключение из фестиваля и расфренд, а этап и два метра под землей.

 

Денег толком не заработали, отношение общественности к фанатам не изменили, но сообщение целевой аудитории передали. В нынешнее время футбольным фанатам надо в специально удаленных местах выяснять отношения между собой, но помнить, что все они под колпаком у правоохранительных органов. Лезть сплоченными группами для наведения порядка и справедливости не рекомендуется – это плохо кончится. 

Пока Паук совсем не ушел в политику следует успеть ознакомиться с его вкладом в российский кинематограф с российским же околофутболом.