Йохан Кройфф: «Мне нравится футбол». Глава 4
«Суть проблемы состоит в том, чтобы дети, играя в футбол, получали удовольствие, а не испытывали отвращение»
То, что мне больше всего нравится в работе тренера - это возможность добиваться максимальной отдачи от команды, состоящей из совершенно разных футболистов. Один игрок выделяется своей техникой, другой хорошо играет головой, третий обладает отменным дальним ударом, еще один незаменим на фланге. Но как извлечь пользу из всего этого многообразия отдельных качеств и суметь объединить их в одно целое? Сейчас, похоже, весь мир только этим и занимается, что автоматически вредит самим футболистам. Мы не можем забывать о том, что каждый игрок - это индивидуальность, которая понимает футбол по-своему. Кто-то получает удовольствие, делая на поле то, что не по душе кому-то другому. Если же пытаться сделать из каждого универсала, это сказывается на классе команды, уменьшает число стилей и, как следствие, обедняет зрелище.
В наши дни очень мало по-настоящему высококлассных игроков. На мой взгляд, проблема заключается, как я уже ранее отмечал, в низком уровне технической подготовленности, но помимо этого и в том, что мало кто сейчас относится к футболу как к искусству и любит его как искусство... Многие, наверное, уже успели вбить себе в голову, что в этой книге есть советы на все случаи жизни. Как нужно бежать, прыгать, обороняться, контролировать мяч, выполнять штрафные или угловые удары. Но я выступаю категорически против того, чтобы ее воспринимали как учебник с инструкциями для футболистов, потому что считаю, что к каждому нужен индивидуальный подход. Суть проблемы состоит в том, чтобы дети, играя в футбол, получали удовольствие, а не испытывали отвращение. И то, что кто-то из них может достичь наивысшего уровня, нужно рассматривать как долгосрочное капиталовложение, как возможность в будущем получать удовольствие, наблюдая за игрой этого парня как рядовой зритель.
Несколько месяцев назад в Голландии решили, что тренерами во всех без исключения любительских командах могут работать только дипломированные специалисты. Когда меня спросили: «Йохан, как тебе такая мера?», я не смог удержаться от того, чтобы не назвать ее фатальной. Почему? Потому что в данном случае тренеру не остается ничего другого, кроме как применить на практике знания, полученные им по ходу обучения. Почему бы не позволить работать в самых юных возрастных категориях тем людям, которые сами продолжают играть в футбол и при этом влюблены в него? Таким образом, детям передавалась бы не только «живая» техника, но и любовь к футболу, к различным его сторонам? А что делает профессиональный и дипломированный тренер? Вполне логично, что он, думая о достижении результата, пытается добиться победы во что бы то ни стало и сделать еще один шаг наверх. Я не против того, чтобы с определенного возраста руководство командами передавали в руки профессиональных тренеров. Но никак не раньше 14 лет! А до той поры дайте же детям возможность просто играть! Пусть они получают от этого удовольствие! Конечно, я не самая подходящая кандидатура для того, чтобы рассуждать на эту тему, так как в свое время мне очень ловко удалось обойти существующие правила и работать тренером, не имея на руках соответствующего диплома, хотя для этого и пришлось изобрести должность под названием «технический директор». С другой стороны, я все же думаю, что исключения из правил имеют право на существование. Так, например, в Голландии игроки, завоевавшие почет и уважение по ходу своей карьеры, впоследствии официально могут стать тренерами после прохождения упрощенной процедуры, что видится мне абсолютно логичным.
Продолжение следует…
Оглавление
Глава 1. «Играть хорошо — это значит правильно выполнять все движения»
Глава 2. «Лучший способ научить ребенка играть в футбол — это не запрещать, а подсказывать»