Селятинский Марибор
Набившая оскомину Словения уже миллион раз прошлась по полосам многих изданий, и мне очень не хочется выругиваться названием этой страны в своем блоге. Сегодня предлагаю вам рассуждения о том, почему мы, такие-сякие, традиционно проигрываем решающие встречи, и как с этой напастью бороться.
В идеале, конечно, и чемпионат надо менять, чтоб он своим циклом способствовал большим скоростям и динамике, и количество договорных матчей понижать, и детей не закомплексовывать мужицким ором на тренировках, не пороть их за импровизацию, пускай и неоправданную. В идеале нужно создавать объективными мерами спортивный цейтнот, где спортсмену бороться интересно, а не страшно.
Сегодня я исхожу из того самого футболиста, которого пороли в детстве, который варился в котле совковой бойни за результат, и который, бедняга, дошел до премьер-лиги, и, возможно, вот-вот по-пластунски доползет до своего решающего матча. Как настроить его шаткую психику?
Психология сама по себе не живет, она должна тренироваться, и сеансы эти отнюдь не похожи на медитацию или беседы игрока с психологом. Речь об обычных упражнениях, что предлагает обычный тренер. Но выполнять их нужно на максимуме. Вы заметьте, что говорят приходившие когда-то в «Спартак» люди на вопрос об отличии чемпионского коллектива. Чаще всего они рассказывают о приучении к максимализму. Схема проста, исполнение сложнее.
Нужен контакт с каждым игроком и понимание, как он выполняет тренировочный объем работы. Допустим, если Романцев, проводя «квадраты», видел, что у какой-то группы что-то не получается, то плохо исполняющих он выводил, запускал на их место других, а через какое-то время возвращал прежних, которые за несколько минут, во-первых, совершенно меняли мотивацию, во-вторых, заходили уже с меньшей боязнью ошибки. Даже в «Спартак» золотых времен попадали ребята из той же самой системы, что и большинство, со своими изъянами, однако из-за приобретенного максимализма они резко прибавляли в психологии, и «Спартак» уступал в решающих матчах не по причине закомплексованности игры. Даже если вы вспомните Кошице, то он все-таки отличался от Марибора по диагнозу. Условно говоря, тогда было косоглазие, недавно – некая гипертония.
В 1997-м «Ротор» готовился неделю к одному важному матчу, вышел на него с психологией «без права на ошибку» на домашнем стадионе против измотанного в Лиге чемпионов «Спартака». У Волгограда, который обладал мощным характером в обычные дни, в повышенно принципиальные полтора часа не осталось морально-волевых сил. Бой не состоялся.
Я вспоминаю 1992-й, когда в матче последнего Кубка СССР против «Динамо» уже на первой минуте у «Спартака» удаляют Хлестова, но «Спартак» все равно обыгрывает бригаду во главе с Добровольским, Колывановым и Кирьяковым, хотя этот случай все же не столь характерен, поскольку удаление твоего игрока добавляет тебе ощущения сочувствия и ты немного раскрепощаешься. Наш менталитет любит подобные углы. Мы говорим о том, когда вроде все хорошо, а потом, чтобы было совсем отлично, надо сделать последний шаг…
В таких случаях подкос психологии я связываю также с любимой многими нашими тренерами «функцией», когда анализ матча сводится к весам «у этих хорошая физическая форма – у тех плохая». «Не заложили фундамент»… Я много раз спорил на эту тему с коллегами, отстаивая точку зрения, что фундамент закладывается в работе с мячом, и только так можно соблюсти оптимальный баланс между техникой и «физикой». А когда ты нагружаешь организм игрока кроссовой работой и прочими вещами, путающими футбол с легкой атлетикой, ты вносишь раздор в нервную систему игрока, он теряет мотивацию «игры с головой» и приобретает «подвижную мотивацию», которая, когда сложно, заставляет бояться, когда все хорошо, принуждает к расслабленности, к желанию передохнуть, дать поблажку. Пропадает рациональность. Ведь от зажатости до зазнайства довольно близкий путь. Просто зажимаются чаще игроки-трудяги, а зазнаются таланты. Такие как Цаплин (диагноз – разгильдяйство), Мельников (разгильдяйство), Нестеров (пьянство)… Мне донести до них свою идею не удалось.
Подводить команду с раскрытым исполнителем на каждой позиции, когда игра была поставлена и психология отработана, у меня получилось в ЦСКА и «Крыльях Советов» в первый приход. И в обеих эпохах у нас были свои Кошице. Или Мариборы.
ЦСКА. Многие из вас вспомнят заключительные два матча чемпионата против «Балтики» и «Черноморца» в 96-м. В Калининграде нас «усадили на карточки» на первых минутах – классика предвзятого судейства. Психология во время тамошнего матча была не подавленной, но склоняла к торопливости, к быстрому отыгрышу пропущенных голов – ведь мы боролись за чемпионство. А вот в следующем туре нас вынудили встречать борющийся за выживание «Черноморец» в грязном Селятино, матч пропускали ведущие игроки – Хохлов, Бушманов, Семак -, и с мотивацией нам справиться не удалось. Тогда я не сумел вытянуть психологию подопечных из тяжкого «нас отсекли от чемпионства», и это отразилось на игре. Это был наш, селятинский Марибор.
С одной стороны, желание насолить злопыхателям часто выливается в моральный плюс, но непривычная атмосфера и давление извне – минус. На стыке борьба духа, нервная система на пределе, и так у всех одиннадцати, и у тех, кто выходил на замену. Чаще в этих случаях попадаешь впросак.
В «Крыльях» вспоминаю пример, не связанный со сторонним давлением. В 2001-м мы в первом круге идем на первом месте. Принимаем Владикавказ. 1:0, минутная расслабленность в концовке, ничья, и пять последующих матчей без побед. Психология нескольких побед – это еще не психология победителя. В «Крыльях» я наработал на «Хоффенхайм», но никак не на «Баварию».
Мы вырвались вперед, не имея победных традиций. Мне кажется, сборная России в своем измерении испытала нечто похожее.
Хотя, завершая все-таки свой пост злополучной Словенией, выскажу одно опасение. Кабы мы не вернулись в те времена сборной, когда Борис Петрович Игнатьев спрашивал у прибывших «помочь команде» легионеров: «Вы в своих испанских/немецких клубах ведете себя столь же вальяжно?»
– Нет.
– А почему здесь так меняетесь?
– Но мы же в России…






Приехали быдлофанаты ЦСКА, разнесли пол-города и уехали, вот кто грязный был...
Потому что считаю полнейшей глупостью самому искать подтверждения Вашим голословным утверждениям и с ними спорить.
Я Вас прямо спрашиваю: мне не ждать от Вас никаких попыток доказать свои слова про админресурс Динамо К?
Это троллинг твой примитивный. Как и ты сам. Я не имею ни малейших намерений оппонировать тебе. Ты мне как собеседник абсолютно безынтересен. Не о чем с тобою говорить.
Логичность - это свойство (рас)суждений или действий. Но не человека.
Но с вами диалог невозможен по причинам от логике весьма далеким: вы просто не знаете ни черта. Но уже беретесь рассуждать. А нечем вам рассуждать. Не потому что ума нет (может быть и есть), а потому, что он пуст. Ум - это сосуд. Он может обладать прекрасными формами, быть вычурным и при этом функциональным. Но каков бы он ни был -- без знаний он ничто. Из пустого сосуда нельзя пить.
Никому не надо никаких знаний чтоб говорить об отсутствии у Спартака (и сборной России на базе Спартака) каких-либо значимых достижений. Если искать положительные примеры тренировки психологии футболистов (о чем пишет Тарханов), то наверно это надо искать в ЦСКА-2005, в Зените-2007 и сборной России-2008. Ну, еще в командах Лобановского.
А в Спартаке ничего искать, т.к. там нет и никогда не были серьезные спортивные достижения. » Из пустого сосуда нельзя пить.»(с) :))
А почему ? Потому что зарплата начисляется именно по результатам выступления команды.
А во втором дивизионе первенства Москвы по результатам совокупности выступления (!!!!!) команд разных возрастов. Т.е выграла команда одного возраста чемпионат, но заняли последние места команды этого же клуба других возрастов и что? Все вместе вылетают в низую лигу!
Мы проигрывали большинство единоборств, давления на ворота соперника отсутствовало. Почему то во втором тайме при 0-2 команда заиграла так как надо но время было уже упущено. это мое ИМХО.Команда оказалась не готова к борьбе за чемпионство.
А вспомните игры со Спартаком когда вы тренировали ЦСКА. Именно психоология каждый раз не давала Вам его победить при вроде удачно складывающихся началах этих игр.
Александра Фёдорович, не могли бы Вы высказаться по поводу дальнейшей ситуации? Надо ли оставлять Хиддинка? Кто из отечественных тренеров мог бы возглавить сборную? Или надо продолжать линию иностранных тренеров? Спасибо.
Тарханов прав. Наши детские тренеры, орентированные на результат, держат своих ребят 13-14 лет в ежовых руковицах. Попробует такой пацан не отдать пас в касание, а пойти в обводку на 2-3 соперников - такого наслушается с тренерской скамейки, причём на весь стадион, при родителях и болельщиках. Да у него на всю жизнь пропадёт охота играть нестандартно (по крайней мере у этого тренера). Типичный портрет нашего детского тренера: не прочь выпить при подходящем случае, низкая зарплата - постоянные скандалы с женой, ненормативная лексика, нигде, никогда толком не учился (некогда было - играл в футбол), в постоянном поиске, где бы срубить бабла (продать мячи, лишний комплект формы, с родителей), знает, что если выиграет 2-3 детских турнира, руководство его как-то поощрит. И такую футбольную школу прошли и Аршавин, и Жирков, и Павлюченко... все наши футболисты (поскольку не обучались в школах Аякса и Феенорда). Это школа злосовия, одёргивания за малейший промах на поле и тренировке (вплоть до публичных оскорблений - это называется воспитывать настоящих мужиков, а не хлюпиков). Тренеров-голандцев надо вести к нам пачками (хотя бы по 2-м причинам: 1.не пьют 2.не матерятся). А главный тренер-голандец Хиддинк – глыба, былинный герой из русской сказки. Набрал одиннадцать Иванушек-дурачков: кривоногих как Семшов, нескладных, как Анюков и Жирков, головастеньких, как Аршавин, худых до неприличия, как Торбинский и Билялетдинов, но таких родных и узнаваемых - как Зырянов. И сотворил чудо на Евро.
Не знаю насчет детских спортивных школ, но если там кричат на ребят, то это неправильно. Вернее, если им совсем запрещают думать на поле, то это катастрофа.
А вообще, не совсем согласен с расхлябанностью приезжающих из западных чемпионатов футболистов. Раньше Мостовой, Карпин и многие другие играли в западных чемпионатах, но приезжая сюда показывали хороший футбол. Тут все зависит от человека.
Во 2-м матче со Словенией многие игроки, как и в 1-м матче, были в разобранном состоянии (перегорели!?, не готовы физически!?, не готовы психологически!?). Причем, как игроки западных, так и отечественного чемпионата. Но тренерский штаб ошибся, понадеявшись «на старую гвардию», и выпустив их в стартовом составе. Хотя я, например, тоже ошибся. Я, например, на ответную игру хотел поставить стартовый состав 1-й игры. Но многие игроки из этого состава как раз и выпали из игры. Имена этих игроков не хочется называть. Это ни к чему.