9 мин.

Выезд одесситов в Сербию. Окончание.

Восьмого августа совершается память Святой Параскевы. В Сербии чтят эту святую. У меня же утро началось снова с похода к Собору Святого Саввы. Теперь уже я вышел с небольшой группой наших ультрас. Поскольку с утра никто ничего не сказал, все оделись как на матч.

Толпой зашли в Храм. Там каждый делал, что хотел. Кто-то рассматривал брояницу (да, я знаю, что я олень и не взял эти чётки,- хотя почему-то в Савве они мне не понравились). Кто-то ставил свечки, кто-то смотрел иконы и покупал сувенирчики. Восьмого августа совершается память Святой Параскевы. В Сербии чтят эту святую. У меня же утро началось снова с похода к Собору Святого Саввы. Теперь уже я вышел с небольшой группой наших ультрас. Поскольку с утра никто ничего не сказал, все оделись как на матч. Толпой зашли в Храм. Там каждый делал, что хотел. Кто-то рассматривал брояницу (да, я знаю, что я олень и не взял эти чётки,- хотя почему-то в Савве они мне не понравились). Кто-то ставил свечки, кто-то смотрел иконы и покупал сувенирчики.

 

Нельзя говорить о духовном подъеме одесских фанатов, но какой-то интерес и небольшая заинтересованность появилась. Потом двинули на Маракану. По дороге я встретил мужика, с которым познакомился еще в первый день. Когда уточнял у него дорогу со стадиона в гостиницу.

Сербы отзывчивые люди, приятные в общении. Особенно, когда узнавали, откуда и зачем я приехал. Фанаты «Партизана», естественно, желали нам удачи, а поклонники ЦЗ – просто доброжелательно улыбались.

Граффити сербов возле касс

Итак, мы снова оказались в магазине Делие, где я, наконец-то приобрел себе футболку, сувениры. Приобретением Делиевских сувениров занимались также и остальные ребята.

Ну и пора было встретиться с моими друзьями. Владимир забрал меня на машине и поехали к нему на район. Называется он почти как мой – Фонтана и находится в Новом Городе. Я был сильно рад снова увидеть друзей и провести с ними некоторое время. Встретили они меня по-сербски гостеприимно и очень тепло. Вообще, гостеприимность сербов – отдельная тема для разговора. Они сожалели о том, что в Одессе провели столь мало времени. Ехали они на автобусе и провели в городе около восьми часов. А после матча их сразу забрали. К сожалению, сейчас и у меня время поджимало, к тому же была некоторая неопределенность с билетами на гостевой сектор. Еще предложили пофанатеть на Северной трибуне один тайм. Было бы очень круто, но обязательно в следующий раз. Друзья спросили, в каком месте мне бы хотелось побывать. В Белграде осталось много мест, которые я хотел бы посетить – например, Ташмайдан или покупаться в Cаве. Но в предыдущий день я так и не успел и не решился выехать за город – в один из пунктов своего намеченного маршрута – монастырь Раковица. А я себе пообещал, что обязательно посещу это место еще в первый день пребывания в Белграде.

Именно здесь похоронен один из праведников последних времен – Патриарх Павел. Мы немного волновались, пустят ли нас, потому что мы были в шортах, но, слава Богу, никто на нас не обратил внимания. Зашли, помолились, приложился к надгробному Кресту патриарха. Я специально не стал ловить своих ощущений - итак было хорошо и спокойно на душе.

После чего поехали обратно в город – надо было торопиться на матч. Перед матчем каждый из приезжих получил по бесплатному билету (ха, мы до последнего не знали, сколько стоит билет на гостевой сектор). Наши организаторы предложили пройтись маршем (что было бы и круто, и, может быть, диковато, учитывая нашу немногочисленность – хотя, какая разница сколько нас, если мы одесситы??? ), но жандармерия строго-настрого запретила. Автобуса у них не нашлось, пришлось ехать на такси по 100 динаров с человека. Копы взяли нас в плотное кольцо, хотя проход на гостевой сектор огорожен металлической оградой, а вокруг него поросла трава....

 

 

 

 

 

Пока трибуны были пустыми, мы решили немного позаряжать, но центральные сектора не давали нам долго сделать. Поэтому, все присели смотреть футбол. Гостевой сектор вообще мне показался какой-то клеткой. Ну, на самом деле, это необходимо для сербского околофутбола. Металлический забор и нет сидений… Мрачноватая картина выходила, – не посидишь, не поболеешь. С соседних секторов нам приветливо махали. Я начал им махать в ответ, - но жандарм меня взглядом попросил этого. Стоит отметить, сделал он вежливо. Да и все наши жандармы очень вежливо и приветливо с нами обходились, - правда, все остальное делали по-своему.

Ну, а потом началось...

А в концовке первого тайма, я не пожалел, что все-таки не пошел на Север. Пенальти в наши ворота: и Безотосный его берет. Наш сектор начинает обниматься. Чтобы я делал на Севере в этом случае, я не представляю:) В перерыве кое-кто попытался сорвать розу с одного из наших, который слишком близко подошел к ограждениям (и у меня просили розу), но наш не дался. Ну, а так мы вообще рта не могли открыть. Редко когда стадион умолкал, и в эти паузы мы опять заряжали: «Одесса, Одесса». И снова находились под прессингом трибун. Правда, во втором тайме центральные сектора приуныли.

Мы долго ждали финального свистка. А после него ринулись было на поле, но ограждения и ров не дали нам возможности на нем оказаться.И пока мы хлопали своим игрокам и фоткались с нашего сектора украли баннер. К чести Делие, весь Север заревел: «Повернить заставы»-«Верните флаги».

Я не знаю, каким образом на секторе оказался один серб, но этот чудак поздравлял всех наших. Я спросил у него, не Гробарь ли он. Но он ответил, что нет, он поклонник ЦЗ, просто желает поздравить своих православных братьев. Он обнимался со всеми и троекратно целовался. Правда, отпраздновать он предлагал не совсем по-христиански. После чего началось самое ненавистное на всех выездах. То чувство когда хочется идти со стадиона, а тебя на секторе закрывает полиция. Доброжелательная, общительная, но все-таки полиция. Вода закончилась, а жара не спадает, наоборот, становится душновато. Час или больше жандармерия ждала, пока толпа разойдется, и решала, как нас отправить в гостиницу. Мы уже были готовы сесть в ментовские машины, на задние сидения, или автобусы (многим в них ездить не привыкать). Наконец решили снова забрать на такси. И колонна такси под прикрытием полиции двинула в Славию.

После матча я договорился снова встретиться с Делие. Ночной Белград завораживает. Особенно мосты над Дунаем и Савва-Центр – крупнейший многофункциональный центр, сделанный из стекла. За такси заплатил сравнительно недорого, учитывая, что ловил я его возле гостиницы и в ночное время. Стараясь сам найти нужный адрес, я вошел в темный двор и понял, что лучше бы я оставался ждать на улице. Я два раза прошел мимо скамейки, на которой уже сидели они. Пока, наконец, я не решился набрать Срджана, который вышел меня встретить.

Ночью этот район похож на Гарлем, как говорят они. Но дворик показался мне приличным. Много скамеек, хорошая площадка, много граффити. Вид у ребят был усталый и удрученный. Они поздравили меня с победой, а также сказали, что Делие обязательно вернут наши баннеры (по моей информации, они возвращены). Я пожелал, чтобы Черноморец попал на Партизан, чтобы мы снова могли приехать в Белград. «Это был бы самый лучший вариант»,- сказал я.

Милан преподнес мне небольшой сувенир – майку с надписью «КосМет - борьба только предстоит», которую я сразу надел. Я им подарил шарф «Ультрас Одесса». Мы продолжили общаться на разные темы. Я рассказывал свои впечатления от поездки, от похода на стадион, от фаер-шоу, которые они устроили. Позже к нам подошел еще один серб с этого района, шутливо представившийся мне как сербский экстремист. Я так понял, ребята рассказали о том, что я приеду, и я оказался в роли маленькой знаменитости что ли:)))) Хотя на их слова, что знаю (частично, разумеется) историю Сербии он среагировал спокойно: «Мы братья, это нормально, мы должны знать историю друг друга». Потом он спросил меня: «Что есть Украйна». Ответ у меня был один: «Украйна je Русиja. Ja сам Рус». «Браво», - сказал он,- тако je». Сказав это, он довольно-таки верно дал оценку политическим событиям на Украине. Конечно, пришлось его немного огорчить насчет ПР. «All evil from West»,- повторял он. «Сожалею о том, что пришлось разговаривать на языке агрессоров», - моя любимая фраза пошла в ход.

С кем бы я ни беседовал, когда разговор заходил о жизни, я всегда спрашивал о том, как ситуация КосМете... Сербы общительный народ, но на этот вопрос отвечали одним словом: «Тяжело». Именно с сербами в КосМете я сравнивал положение русских здесь, на территории носящей название Украина. «Живели, брача!», - предложил я выпить. Кстати, я не помню, откуда взялось пиво, ведь в Белграде его нельзя купить после 22.00. Было уже далеко за полночь, а мы продолжали с сербским «экстремистом» (правда, экстремистского лично я от него ничего не услышал ). Я понимал, что мои друзья устали, и самому надо вставать рано. Поэтому вежливо попрощался: «Есть люди, которые вас любят и не предадут!» 

Назад по ночному Белграду снова в машине Владимира. В первый раз жизни понравилась сумасшедшая езда ))) На прощанье мы сделали фотку с сербским флагом, а Милан попросил сфоткаться. Возле гостиницы еще стояли одесские фанаты, пили заранее купленное пиво. Среди них стоял парень, который вывешивал баннер «Косово-Сербия». У него лицо от зависти покрылось грустью.

-Классная майка.

-А ты думал, я просто так буду 6 раз фоткаться с твоим баннером?

-Он у меня как семейная реликвия. А кто подарил?

-Сербы.

-Гробари?

-Нет, звездаши.

-Это были звездаши?

-Да. Они и еще и пива мне подогнали.

Печаль усилилась на его лице.

-Возьми, не печалься, - сказал я. И протянул ему кучу стикеров из Делиевского магазина.

Потом я продолжил пить пиво с нашими одесситами. Утро. В суматохе проходим чек-аут. Автобус в аэропорт наполняется одесскими ультрас, перегаром и позитивными эмоциями. Маршрут такой же. Белград-Стамбул-Одесса. В Стамбульском аэропорту я помог одной русскоязычной старой женщине с внучкой, опоздавшей на самолет не своей. Дело в том, что как раз этим летом, возвращаясь из рейса, я попал в похожую ситуацию. Раз 15 пришлось проходить досмотр. Ну, в конечном итоге, надеюсь, она улетела.

Потом встретил футболистов сербской команды «Войводина», летевших после матча еврокубков домой. От них узнал, что наш следующий соперник – албанская команда, названная по имени сербского(как сербы утверждают) полководца Скандеберга –«Шкендербеу». Кстати, уже на матч с шиптарами, многие выездники пришли в футболках «Делие», а в офисе Южного Фронта висит календарь из Белграда. Что говорит о том, что выезд был незабываемым для всех.

А что же оставила для меня встреча с Сербской землей?

Безусловно, она меня еще больше сроднила с ней. Нет, я бы стал канонизировать всех подряд. Как и русских или кого-нибудь другого. Они и сами про себя много чего говорят. Не дай Бог быть их врагом - им не позавидуешь. Но Православие настолько засело у них в менталитете, где-то в народной душе, что без него они не мыслят своего существования как народа. Конечно, не все они воцерковлены. Но они, скорее всего, и эти люди будут называть себя православными. Но это нельзя сравнить с нашими соотечественниками. Без Бога, без Православия, пропадет все то, что делает сербов такими, какими они есть, и за что они достойны нашей братской любви, более чем другие славянские народы.

Хотелось бы сказать фразу, которая появилась, когда я гулял возле Саввы. Она больше походит на тост: «Дай Бог, чтобы Русия вас не предавала, а Господь не оставит и вас, и нас! Знайте и помните, тамо далеко, есть люди, которые вас любят!

Но все-таки в Сербию ездить опасно - легко можно заразиться желанием приехать снова!

Часть 1

Часть 2