Ребров: «С годами вратарь только зреет. Как вино»
Мы завершаем беседу с вратарем московского «Спартака» Артемом Ребровым, основанную на вопросах футбольных болельщиков.
На тренировках мы не мучаемся, а получаем удовольствие
- Артем, в матче с «Зенитом» многие сразу же подметили вот какую деталь: вы очень уверенно играли ногами в тех случаях, когда приходилось начинать атаку команды. Причем, часто выносили мяч сильным ударом далеко в поле. Сергей Песьяков этого обычно не делал. Он старался разводить мяч по флангам, отчего и атака замедлялась, да и какая-то неуверенность в его действиях чувствовалась. Вам, что, тренеры дали иную установку?
- Как я могу это объяснить? Ну, Сергей, допустим, прошел предсезонную подготовку, когда команда наигрывала определенную систему. Я предсезонку проболел и в этих комбинациях, конечно же, был задействован меньше. Это раз. Другой момент – мне тренеры сказали накануне игры: поле плохое - скользкое, тяжелое, вязкое, ничего не выдумывай, играй попроще. Если бы поле оказалось лучше, мы бы, возможно, играли по-иному. И опять-таки, отталкивались бы от соперника. То есть, все смотришь по ситуации.
- То есть, вы сами решили играть именно так?
- Тренер всегда дает установку, но играешь на поле ты сам. И сам смотришь: как ты себя чувствуешь, как понимаешь своих защитников, как твоя команда накрывает соперника. Решение все равно принимаешь ты. И ответственность за все свои действия берешь тоже ты. Если ты выбиваешь мяч далеко в поле, ты за это и отвечаешь. Тебе могут что-то сказать или подсказать. Заставить или не заставить. Но окончательное слово все равно остается за тобой. Потому что ты находишься на последнем рубеже, где тебя никто не подстрахует.
- Интересно ли проходят тренировки в «Спартаке»?
- Интересно. Мы там не мучаемся, а получаем удовольствие от работы. А это самое главное.
- Кто для вас был примером для подражания?
- Насчет примера для подражания… Я всегда старался что-то брать у старших товарищей. Хотя и у молодых тоже, если видел что-то интересное. Мне нравилась игра Кински. Он мне многое дал. С Андреем Диканем всегда очень интересно пообщаться. А так действительно от каждого вратаря можно взять что-то на заметку. Старый он или нет – неважно. Обмен опытом идет постоянно.
- Поскольку вы упомянули имя Андрея Диканя, не могу не задать вопрос, ответ на который интересует многих болельщиков: как сейчас происходит ваше общение с Андреем, которого любят очень многие болельщики клуба?
- Мы замечательно общаемся. Андрей – уважаемый человек. Тренируемся вместе, он переживает за всех нас. Он с нами, он в теме.
Без людей на трибунах мне играть тяжелее. Нет эмоций
- Сейчас идет много разговоров по поводу того, развивается или нет российская вратарская школа. Сдает она свои позиции в сравнении с прошлыми годами или нет? Ваше мнение? Стоит ли приглашать в Премьер-лигу вратарей-легионеров?
- Мне кажется, что такие игроки как Кински, Ковалевски, Плетикоса – это реально сильные вратари, и они стоят того, чтобы играть у нас. А когда привозят кого-то, не буду называть имен, кто не сильнее наших, то какой в этом смысл? У нас всегда была своя хорошая вратарская школа. Посмотрите на нынешних ребят, играющих в Премьер-лиге и вы, думаю, согласитесь со мной. Просто надо доверять им. А то подчас в оценках игры вратарей идет больше негатива, чем позитива. Так что мне близка позиция нашего клуба, когда на вратарскую позицию рассматриваются только российские игроки.
- О каком негативе вы сейчас упомянули?
- Что у нас нет, допустим, хороших вратарей… Да всё у нас есть. Просто надо ими дорожить и работать с этим хорошим материалом. Понятно, что сейчас наша школа не на высшем уровне, но она и не слабейшая. У нас прекрасные традиции. Надо это помнить, беречь и развивать их. Двигаться вперед. А не терять, что было накоплено другими поколениями.
- Вячеслав Малафеев после матча с «Зенитом» сказал фразу, которая вызвала немалый резонанс. Вам, якобы, помогло то, что матч проходил при пустых трибунах. Что отсутствие зрителей придало игре антураж товарищеской. Поэтому, мол, Артем и не волновался. Так ли это?
- Да меня уже спрашивали по этому поводу и не раз. Не знаю… Вячеслав говорит то, что считает нужным, но у меня есть и свое мнение. Для меня гораздо тяжелее играть без болельщиков при пустых трибунах. Это как на сборах – ты порой просто не можешь собраться, настроить себя. Тяжело. Людей нет, эмоций нет. Я наоборот чувствовал себя тяжелее. Так что я тут не согласен. Публика всегда стимулирует: за тебя она болеет или против. Полные трибуны - это очень полезное дело.
- Готовы ли вы психологически стать основным вратарем «Спартака» на долгие годы, как это предсказал после матча с «Зенитом» владелец спартаковского клуба Леонид Федун, спрашивает один из болельщиков?
- Мне передали эти слова Леонида Арнольдовича. Они очень приятные. Но я опять-таки хочу сказать всем: не надо делать каких-то далеко идущих выводов по одной игре. Вообще сейчас чтобы стать на долгое время основным вратарем в одном клубе – это редкость. Тут надо доказывать свое право не одной-двумя играми, а сезонами. С другой стороны это вообще неправильно, на мой взгляд, постоянно думать о том, чтобы стать лучшим, основным и так далее. Надо готовиться, больше работать над собой и тогда все придет.
- То есть вы стремитесь сохранять голову трезвой и свежей.
- Если бы мне было лет двадцать, я, наверное, давно бы уже примерял корону и каждые пять минут поправлял ее у зеркала, любуясь собой. Но когда тебе почти что тридцать и ты постепенно идешь к своим лучшим матчам через постоянный труд, через какие-то ошибки, спады и подъемы, через травмы, подчас очень серьезные, ты прекрасно понимаешь цену всего совершенного. То, как это все пришло, и как быстро может уйти. Поэтому – покайфовал после игры, получил удовольствие и забыл. Потому что впереди совсем другая игра. Поэтому правильно говорят, что вратарь только зреет. Как вино...
- Интересное сравнение.
- Да, мне еще и отец говорил, что ты в какой-то момент почувствуешь сам: если начинаешь правильно двигаться, значит, будешь получать удовольствие от игры. Вот в матче с «Зенитом» я получал это удовольствие. Психологически ты понимаешь, что растешь. Становишься в чем-то спокойнее, мудрее, опытнее.
Пусть памятник поставят Диканю
- На своем сайте вы общаетесь с болельщиками, делитесь мыслями о футболе, о жизни. Как у вас возникла идея обратной связи, и почему было принято решение о воплощении ее в форме блога, а не в одной из новомодных социальных сетей?
- Раньше я общался в социальной сети, но потом то ли надоело, то ли еще что. Не знаю…Решил сделать блог. Есть настроение, хочется что-то написать, поделиться с людьми своими эмоциями, значит делюсь. Тем более, если я вижу, что тем самым доставляю удовольствие читателям. Люди читают, им интересно. Мне – тоже. Это хороший вид общения с болельщиками. Тем более, что тут, как бы происходит движение в обе стороны. Почему нет? Сейчас много всяких возможностей. Кто-то общается в инстаграме, кто – то в «Одноклассниках», кто-то в блогах. Кому что нравится. Кому что нужно.
- Вы как-то написали в своем блоге, что агенты сыграли в вашей жизни очень большую роль. А какова эта роль сегодня, когда у вас уже нет юридических проблем, вы не заняты поиском клуба, интересуется один из болельщиков?
- Сегодня, допустим, проблем нет, а завтра они могут возникнуть. Агенты должны быть рядом тогда, когда тебе плохо. А когда тебе хорошо – ты должен быть рядом с ним, с агентом. Я думаю, что это общение должно основываться на человеческих качествах. Агентов сейчас много разных и тут очень важно доверять какому-то конкретному человеку. У меня с этим сейчас проблем нет. Я полностью доверяю людям, которые мне помогают. Думаю, что и они во мне уверены. Я вполне доволен нашим контактом, меня все устраивает.
- После матча с «Зенитом» интернет был переполнен восторженными откликами по поводу вашей игры и кто-то из болельщиков «Спартака» даже предложил поставить вам памятник при жизни. Не собьют ли вас эти эмоции с толку?
- Это только время покажет. Я опять-таки говорю: не считаю, что произошло что-то из ряда вон… Я же прекрасно понимаю: ты сегодня сыграл хорошо – ты самый лучший. И у болельщиков, и у прессы. Завтра допустишь ошибку – тебя также быстро опустят вниз по этой лестнице. А все прошлое быстро забудется. Поэтому ко всей шумихе я отношусь спокойно: почитал, улыбнулся, не пропуская слишком многое через себя. У каждого своя работа: у прессы одна, у нас другая. Ну, а по поводу памятника... Вот Андрею Диканю пусть поставят. В новом музее «Спартака», который, надеюсь, у нас появится с открытием стадиона. После всех заслуженных спартаковских вратарей – того же Рината Дасаева и прочих замечательных людей, Дикань тоже должен на мой взгляд оказаться в этом ряду. Он это заслужил не только своей карьерой в «Спартаке», но и прекрасными человеческими качествами.
- Кто будет защищать ворота «Спартака» в дерби с ЦСКА, конечно же, говорить рано?
- Сами понимаете, это такой момент… Ни я, ни Сергей, мы не знаем, кто будет играть. Я думаю, что и тренеры будут решать до последнего. Тем более, что сейчас длинная пауза в чемпионате. Предстоят тренировки. А вдруг, не дай бог у кого-то травма перед самой игрой. Так что надо готовиться всем. В жизни чего только не бывает: за два дня до игры ты вроде бы третий вратарь, а потом один ломается, второй простудился. И вот ты уже первый. Это надо понимать, держать в голове и просто готовиться. Тем более перед таким матчем, как с ЦСКА.