6 мин.

Европейский союз. Что ждать от «Кубани» с Виктором Гончаренко во главе

В российской Премьер-лиге, в «Кубани», появился новый амбициозный тренер – Виктор Гончаренко. И это настоящее событие. Ведь за плечами 36-летнего специалиста успешная работа в белорусском БАТЭ, который благодаря Гончаренко заставил считаться с собой в Лиге чемпионов самых грозных соперников.

В феврале две тысячи десятого судьба привела меня в Сочи. Еще совсем не олимпийский: зимняя сырая тишина улиц, относительное безлюдье и, вопреки всему этому, непоколебимые цены в ресторанах. Вячеслав Проценко, один из аксакалов российского рынка футбольных трэвел-услуг организовал в городе-курорте «турнир четырех». «Аустрия», «Виктория» Жижков, БАТЭ и, разумеется, «Жемчужина».

Матчи турнира транслировали на Австрию и, кажется, еще на Белоруссию. На открытие приехал мэр и, по обыкновению большинства градоначальников, воодушевленно произнес что-то торжественно-заурядное. Публика внимала главе города с соответствующим речи настроением. Накануне на стартовой пресс-конференции сочинские журналисты с аналогичной индифферентностью реагировали на просьбы ведущего задавать вопросы главным тренерам и президентам клубов.

Возникало ощущение, что ты не в Сочи, а в одном из уличных парижских кафе, где за льнущими другу к другу крошечными столиками посетители глазеют на пешеходов, а те – на них практически в полном безмолвии. Но там, в Париже, на столиках хотя бы еда, хлеб и вино, и погружение в полную отрешенность, когда не имеет значения, сколько тебе еще сидеть и смотреть на равнодушный город. На той пресс-конференции в Сочи участники ощутимо подгоняли время: событие было необходимо, но все мечтали, чтобы оно поскорее закончилось. И ничего для этого не делали.

Пресс-конференция началась с запозданием. Ждали, когда соберутся все участники, хотя идти им было недалеко – все разместились в одном отеле, несколькими этажами выше комнаты, где в тот момент разворачивались события. Пришел Олег Василенко, тренировавший тогда «Жемчужину», пришли чехи и австрийцы, не было только белорусов.

Точнее, так казалось нам, пока в зал не вернулся с очередных телефонных переговоров Проценко и тут же не бросился с распростертыми объятиями к неизвестному юноше в спортивном костюме, который был ему чуточку велик. Юноша стоял у стены и деликатно посматривал на происходящее.

- Витя! – крикнул Вячеслав и потряс руку своему знакомому.

Потом повернулся ко мне и спросил:

- Вы не знакомы? Это Витя Гончаренко.

Я представился и стал разглядывать тренера, который впервые в истории вывел белорусскую команду в групповой этап Лиги чемпионов.

В коротком интервью главный тренер «Краснодара» Кононов признается: Галицкий звал его трижды, в случае очередного отказа это окно возможностей могло бы закрыться навсегда. Уверен, нам с вами и в голову прийти не могло, что «быки», живущие с Муслином нормальной ровной жизнью, подумывают о смене тренера.

О заинтересованности «Кубани» в Гончаренко писали еще осенью две тысячи девятого. Сообщалось со ссылкой на анонимный источник о визите кубанцев в Белоруссию, переговорах с тренером в Минске. Среди иных кандидатов значились Щербаченко с Гаджиевым, а «информация о предметном интересе Кубани к тренеру румынской «Унири» Дану Петреску не соответствовала действительности: этот специалист работать в первом дивизионе не собирается. Как мы знаем, все случилось с точностью до наоборот.

Что это было на самом деле: отказ Гончаренко, прощупывание почвы, операция «прикрытие»? В любом случае Гончаренко остался в БАТЭ. И тот его успех две тысячи восьмого года так и остался тренерской вершиной на следущие четыре года. Пока осенью две тысячи двенадцатого он снова не оказался с БАТЭ в Лиге чемпионов и начал ее с двух побед на старте над «Лиллем» и «Баварией». Но, как мы помним, финишировал только третьим и простился с Лигой Европы после встречи с первым же соперником.

Кроме того, раннего, интереса «Кубани», пока еще не подтвержденного официально ни клубом, ни тренером, доводилось слышать о рассматривании кандидатуры Гончаренко московскими «Локомотивом» и ЦСКА. Что логично: один из самых ярких специалистов постсоветского пространства, представитель новой генерации тренеров априори должен был заинтересовать клубы, либо ищущие путь к реабилитации, либо не располагающие солидным кошельком.

Помню, как прокомментировал слух о замене Слуцкого на Гончаренко один из армейцев: «Значит, с деньгами у нас в клубе негусто». Умение работать с молодыми недорогими игроками, делая из них крепкую даже по европейским меркам команду, – подобная черта подходила бы сегодняшнему ЦСКА полностью. В силу чего слух о появлении белоруса на базе в Ватутинках производил впечатление реального. «Локомотиву» же, где при наличии РЖД никому никогда в голову не приходило жаловаться на скудость финансирования, Гончаренко мог пригодиться в ином качестве – неконфликтного квалифицированного тренера, четко сознающего свое место в клубной иерархии и вряд ли серьезно влияющего на трансферную политику «железнодорожников».

Но ЦСКА оставил Слуцкого, чтобы через год снять все сливки в российских турнирах. А «Локомотив» транзитом через Коусейру с Биличем пришел к кандидатуре Кучука. Гончаренко, отказав попутно «Карпатам», оставался в БАТЭ. Любопытно, что львовский клуб именно в нем видел замену Олегу Кононову, возглавившему не так давно «Краснодар». Это ведь нам кажется, что Галицкий и Мкртчан – враги, раз оба краснодарских клуба существуют в своем регионе «на ножах». Насколько я понимаю, у двух клубных боссов принципиально иной уровень общения, с обменом мнениями, которые часто совпадают по футбольным вопросам.

Внедрение Гончаренко в российскую действительность получилось боевым: в матче с «Динамо» словно была задача – показать все, с чем тренер может столкнуться в России. Чемпионате, где он начинает с чистого листа, в атмосфере насмешек над продолжительностью его контракта с «Кубанью». Четыре с половиной года для клуба, где тренеров принято менять по нескольку раз за сезон, – это, согласитесь, несколько экстравагантно.

Но если вспомнить, одновременно с кем «Кубань» хотела несколько лет назад подписать Гончарено, что-то, возможно, становится яснее. Петреску пришел в клуб, измученный постоянным шараханьем из стороны в сторону, тренерской чехардой и затянувшимся балансированием между Премьер-лигой и первым дивизионом. Румыну удалось стать единственным тренером, проработавшим в Краснодаре больше года и наладившим стабильное бытие команды. Гончаренко сейчас, по сути, пытается войти в ту же воду. И он, вернувшийся в Краснодарский край через почти что четыре года после того сочинского турнира, все еще Витя. Или Виктор, несущественно.

Кучук, Кононов, Калитвинцев, даже Василенко, самый молодой из дебютантов российской Премьер-лиги-2013, – все уже обзавелись отчествами у журналистов и болельщиков. Я сейчас полез в Википедию, чтобы уточнить... Гончаренко Виктор Михайлович, тридцати шести лет от роду. Молодой специалист с опытом Лиги чемпионов.

Руководство «Кубани» грезит удачами в еврокубках. Удачи вам, Виктор Михайлович!

Текст: Илья Казаков

Фото: Сергей Дроняев

 

Другие материалы можно найти на нашем официальном сайте, который уже начал работу!

Почему новый главный тренер «Кубани», скорее, Витя, чем Виктор Михайлович? Как русские фанаты покоряют Европу? Каким шуткам Дмитрий Тарасов научил Даме Н’Дойе? На что готовы президенты футбольных клубов? Как Роман Широков прошел путь от «Истры» до сборной России? Почему пора вводить видеоповторы? Об этом и многом другом - в новом номере «Футбола».