3 мин.

Немного о расизме

Как многие уже знают, УЕФА начал расследование по делу расистских оскорблений на матче ЦСКА – «Манчестер Сити». И это может закончиться для российского футбольного клуба очень печально.

Однако, руководство армейского клуба явно не осознает, с какой проблемой оно столкнулось. Это следует, в первую очередь, из их официального заявления, в котором сказано следующее: 

"Тщательно изучив видеозапись матча, мы не обнаружили оскорблений расистского характера со стороны болельщиков ЦСКА в адрес гостей, что после окончания игры подтвердил и делегат матча. Во многих эпизодах встречи, особенно при атаках на наши ворота, болельщики пытались неодобрительным гулом и свистом оказывать давление на игроков соперника безотносительно их расовой принадлежности."

А генеральный директор клуба ещё более обострил ситуацию. На вопрос корреспондента: "На чем будет основана позиция ЦСКА при слушании дела в УЕФА?", Роман Бабаев ответил: "У нас есть несколько способов юридической защиты, видеоматериалы. Нужно понимать, что сам факт установления расизма – это большой вопрос в данном конкретном эпизоде. Это еще нужно доказать."

Из вышеприведенного складывается ощущение, что руководство клуба просто не понимает, с чем оно имеет дело. Это нормально для людей, родившихся в стране, где идеология была основой бытовой культуры, а отношение к народам, странам и государствам спускалась особыми распоряжениями в райкомы партии. То есть, в стране, где за властью было законодательно закреплено право определять, о чем должны думать её граждане.

И в этом контексте очень важно отметить, что расизм, как часть мировозрения человека, не может быть насильственно искоренен. Он не удаляется хирургическим или медикаментозным путем, да никто и не пытается этого сделать. Вопрос борьбы с расизмом лежит совсем в другой плоскости.

Поясню. Например, автор этого поста настолько интеллектуально и психически неполноценен, что ему неприятно даже пожать руку чернокожему. Но как раз он-то и не представляет никакой угрозы, с ним бороться никакой нужды нет, поскольку в его мышлении существуют определенные матрицы, благодаря которым он понимает, как должен себя вести порядочный человек, независимо от мировоззрения. И он осуждает людей, ухавших Туре, даже если сам по сути немногим от них отличается.

А вот то, что происходило на арене Химки в среду как раз наоборот - именно то, с чем необходимо бороться. И очень жаль, что руководство клуба ЦСКА не понимает, что неважно в действительности, являются ли болельщики ЦСКА расистами, или они просто "оказывали давление на игроков соперника". Иначе говоря, мировоззрение болельщиков клуба не будет являться предметом рассмотрения, требующим сбора и предъявления отдельных доказательств.

Человек, протягивавший банан Роберто Карлосу, не обязательно должен быть расистом, ненавидящим черных. Люди, растягивающие плакат "MONKEY, GO HOME", совсем не обязательно должны считать Веллитона обезьяной. Важно то, что они считают для себя возможным оскорблять кого-то по расовому признаку. И никого не волнует, расисты ли на самом деле те, кто ухал Яя Туре в матче Лиги Чемпионов. Важно то, что они совершили поступок, в ходе которого использовали ксенофобию, как способ коммуникации с другими людьми, непохожими внешне. Это правонарушение лежит не в сфере мыслей, а в сфере деяний.

Я, кстати говоря, уверен, что руководство ПФК ЦСКА далеко от примитиной мещанской ксенофобии. Просто им для защиты своего клуба приходится прибегать к старому испытанному методу "докажи, что я пидор расист". Но вот беда - для УЕФА это будет верным признаком того, что клуб выгораживает своих болельщиков, которые ведут себя на стадионе, как стая сбежавших из зоопарка павианов.