1 мин.

Чума

В небольшой франкоговорящий средиземноморский город в Алжире приходит чума. Она завелась среди крыс, в предсмертной агонии во множественной числе вылезавших из своих укрытий и катакомб, чтобы погибнуть на глазах у людей. 

Крысы вымерли. За ними начинают умирать люди. Поодиночке, затем сотнями. Город закрывают. Никому не уйти. Даже если попал в город по ошибке, и где-то во Франции тебя ждёт любимая. А письма писать нельзя. Только лаконичные телеграммы, в которых ничего толком и не расскажешь кроме как «всё хорошо». 

Верхний слой романа — это хроника эпидемии. Как всё началось, как люди стремились нарушить запреты и выбраться на волю. Как они уживались в этом заточении, постоянно выбираясь в кино на одни и те же сеансы, лишь бы выбираться. Как теряли близких. Как встречали смерть. Как собирали эпидемиологические отряды добровольцев. Как слушали церковные проповеди. В теме чумы самой по себе можно найти многое. И, уж поверьте, даже в этом, верхнем слое, Камю пишет очень хорошо.  

Но экзистенциализм не был бы экзистенциализмом, если бы всё было легко и просто. Камю затрагивает тему религии, поднимая различные провокационные вопросы из серии, как же справедливый Бог, призванный наказывать грешников, допускает смерть невинного ребёнка. Или зачем священнику с его верой может понадобиться врач.  

И главной темой тут, конечно, является не чума, а «чума». «Чума», живущая в людях. Они живут и не знают, что пребывают в «состоянии чумы». Но и есть и те, кто это осознаёт, и пытается из него вырваться. 

Действие происходит в 40-ых годах. Нетяжело провести аналогии чумы и войны. Но и чума, и война — всего лишь ипостаси той «чумы», которой поражено человечество.

9/10