13 мин.

Отверженные. Куда идет московское «Торпедо»

Отечественная Премьер-лига проводит шестой сезон без московского «Торпедо». Возвращение «автозаводцев» в элиту постоянно откладывается, а нынешним летом клуб еще и остался без крыши над головой. Говорят, те, кто удручен горем, не оглядываются назад. Потому как они слишком хорошо знают, что их злая участь идет за ними следом. Еженедельник «Футбол» навестил «Торпедо» в Раменском – там, в десятках километров от своего стадиона и исторической родины ЗИЛа, некогда прославленный клуб теперь проводит домашние матчи.

Дорога жизни

«Мрачные, грязного цвета тучи низко нависли над грязными улицами. Фонари расплывались дымными желтыми пятнами, отбрасывая на мокрый тротуар поблескивающие круги. В бесконечной процессии лиц, проплывавших сквозь узкие коридоры света, — лиц печальных и радостных, угрюмых и веселых — мне почудилось что-то жуткое, будто двигалась толпа привидений» - кажется, что Артур Конан Дойль описал в книге «Знак четырех» атмосферу, в которой «Торпедо» проводило последние матчи в Раменском. Только с бесконечной процессией лиц преувеличил - на «Торпедо» сейчас ходит сотни две-три зрителей. 

В Раменское «Торпедо» переехало потому, что арендная плата за московские стадионы оказалась неподъемной. Местный стадион «Сатурн» находится в живописном месте – Центральном городском парке. Пейзаж особенно симпатичен днем, при свете солнца. И лучше летом. В связи с переездом падение посещаемости «Торпедо» прогнозировалось. Но пока было тепло, в Раменское добирались несколько сотен болельщиков черно-белых. На стартовой игре с «Енисеем» и вовсе набралось полторы тысячи зрителей, посмотреть на матч с «Аланией» - тысяча с хвостиком. А потом пошел дождь…

Если идти к стадиону от железнодорожной или автобусной станции, вы встретите на пути Центр развития творчества детей и юношества, библиотеку, молодежно-подростковый клуб, а дальше - загс. Позади него свадебный и ювелирный салоны и банк, чтобы все это оплатить. Прямо-таки дорога жизни.

Откуда же тогда это ощущение, что идешь в больницу навестить тяжело-, если не смертельно больного?

Легенды в Раменском

В Раменском гостям, кажется, даже обрадовались.

- «Торпедо» в Раменском уважали, как заводскую команду. Наш «Сатурн» ведь тоже раньше рабочим клубом был. На дворе стоял 63-64-й год, мне было 13 лет, на стадионе этом мы выросли, часто сюда приходили, - рассказывает один из старожилов стадиона в Раменском – охранник Николай Федорович. Более солидное название его должности – работник службы безопасности. От перемены слов, правда, смысл не меняется. Николаю Федоровичу по паспорту за шестьдесят, а на деле лет на пятнадцать-двадцать меньше. Становление футбола в Раменском проходило на его глазах, причем он был одним из тех, кто видел на местном стадиончике не только «Сатурн», но и «Торпедо». То самое, великое.

- Не совсем так, - поправляет меня Николай Федорович. - «Торпедо» у нас и правда частенько появлялось, но в основном играл дубль. За них я начал болеть юным, с 1960 года, вместе с другом Володей Комаровым. У нас был фотоаппаратик – «Смена-2», вот мы с ним бегали и старались фотографировать. Однажды мы увидели на трибуне такого симпатичного молодого человека в костюмчике.

Указав на западную трибуну стадиона «Сатурн», Николай Федорович мысленно возвращается в детство. Прежняя арена имела всего две трибуны с деревянными скамеечками. Полный «олдскул». Потом уже тут возвели чисто футбольный стадион.

- Мы решили, что это Валера Воронин - такая же прическа, мы под нее такие проборчики еще делали, - продолжает Николай Федорович. - Словом, интеллигентный молодой человек. Мы подошли к нему, а он говорит: «Не, я не Воронин, а Слава Соловьев». Тот, который с Валерием Масловым играл в русский хоккей за «Динамо». Ну ладно, а потом смотрим, в конце матча вышел на поле здоровый мужичок. Несколько кругов сделал, даже голом успел отметиться. Мы еще даже не знали, кто такой Эдик Стрельцов. Потом уже рассказали, что он вышел из тюрьмы, - тот еще ас, забивал юнцом. Просочились мы в раздевалку, а там Валя, царствие ему небесное, Валентин Кузьмич Иванов чихвостил дубль – что-то они там неудачно играли. Хотя он был в горячке, но автограф оставил. А вот Эдика мы никак не могли найти, поэтому дождались после матча. Смотрим, они идут с Батановым, мы к ним: «Эдик, дай автограф, пожалуйста». Он спросил, играю ли я в футбол, погладил по шевелюре и поставил роспись.

Квартирный вопрос

Прошлый сезон «Торпедо» тоже начинало в Раменском, а после захаживало в «Лужники». Вынужденные отъезды с родной Восточной улицы были связаны с плохим состоянием поля и высокой арендной ставкой. Позже «автозаводцы» вернулись на стадион имени Эдуарда Стрельцова. Руководство стадиона уверяло, что готово принять черно-белых и в этом сезоне, – сиденья начищены, газон пострижен. Однако «Торпедо» пришлось искать себе новое пристанище.

Вскоре появилась тревожная информация о будущем стадиона на Восточной улице. Непосредственный владелец миллиардер Михаил Прохоров постарался успокоить общественность: «Никаких проблем со стадионом не будет. Он будет реконструирован, потому что должен быть современным. С учетом того, что рядом находится жилье, построить современный стадион открытым нельзя, его надо делать закрытым. Этот проект будем отстаивать у московского правительства. Стадион надо сохранить, это наша история. Обязательно сделаем на его территории музей». Однако ранее в среде болельщиков «Торпедо» расползлись слухи не просто о реконструкции, а о сносе родной арены. Косвенно информацию о «строительстве коммерческих площадей» подтвердили в клубе, но отметили, что получают сведения, как и все, - из газет. Инициативные болельщики организовали протестную компанию и написали письмо Владимиру Путину, которое к настоящему моменту подписали почти 13 тысяч человек. Президент «Торпедо» Александр Тукманов разводит руками: «В свое время мы вели диалог со структурами Михаила Дмитриевича Прохорова о том, чтобы выкупить стадион «Торпедо». Но цена вопроса для нас была неподъемная».

Разговоры по душам

Непрекращающиеся осадки и протест болельщиков против руководства привели к тому, что на матче с «Салютом» присутствовали около 200 зрителей. Примерно столько приходит на «Сатурн» в третьей лиге. На секторе за воротами фанатов можно было без труда сосчитать: 23 человека плюс-минус еще два. Баннер «Черно-белая Каховка» с портретами советских легенд клуба - одна штука, флаг Москвы – одна штука, барабан – одна штука. Вот и вся поддержка. «Есть на свете самый лучший клуб, о-о-о-о, «Торпедо Москва»! // Все чемпионом его зовут, о-о-о-о, «Торпедо Москва»! // Нет на свете лучше игроков, о-о-о-о, «Торпедо Москва»! // Самусевас, Бородин, Семшов, о-о-о-о, «Торпедо Москва»!» - ностальгирует молодежь.

В таких условиях болельщики на центральных секторах с легкостью могут донести до тренеров и игроков свои мысли. Пока «торпедовцы» стелятся в подкатах на газоне цвета грязи, «Салют» забивает. «Бородюк, ты долго на этого чудака смотреть будешь?!» - яростно вскакивает с кресла мужчина в кепке а-ля Лужков. На скамейке его прекрасно слышно. На должность главного тренера Александр Бородюк заступил недавно, хотя в клуб пришел несколько месяцев назад. Пригласили его как спортивного директора, но после увольнения Владимира Казакова, провалившего старт сезона, встал вопрос о замене. Николай Савичев пробыл исполняющим обязанности ровно месяц. Без категории Pro его нельзя было допустить к работе с командой ФНЛ. Так Бородюк сменил звание на главного тренера. Савичев, впрочем, продолжает руководить учебно-тренировочным процессом. На матче с «Салютом» он сел на краю тренерской скамейки, но позже символично уступил место Бородюку.

Уже к середине второго тайма белоснежная форма «Торпедо» стала коричневой. Упрекнуть футболистов в самоотдаче болельщики не могли и с одобрением встречали каждый стык. Благодаря характеру «автозаводцы» переломили игру и забили два гола. Болельщики хоть и радовались, но не успокаивались: «Бородюк! Замену давай, они выдохлись все у тебя! Эдгарас [Гаурачс], ну попроси сам заменить!» Призывы перемешивались с оскорблениями, а радость от успешного результата потонула в скандировании: «Руководство – вон!», которое центральные сектора поддержали аплодисментами.

Истец

Вялотекущее противостояние болельщиков и руководства «Торпедо» длится вот уже несколько лет. Эскалация конфликта произошла в прошлом сезоне, когда был сорван матч Кубка России между «Торпедо» и «Динамо». Недавно около тысячи фанатов выехали на матч все того же кубка в Рязань. Помимо пиротехники гости сожгли куклу начальника команды Николая Кузьмина. После игры, которую «Торпедо» проиграло местной «Звезде», прямо с трибуны фанаты потребовали у защитника Томаса Микуцкиса снять игровую футболку, чтобы не позорить клуб. Литовец, который пришел в команду этим летом, ответил, что вообще-то майка у него одна.

После игры раздраженные болельщики на повышенных тонах поговорили с другими игроками Эдгарасом Гаурачсом, Вадимом Стекловым, помощником по безопасности Алексеем Зайдиновым и помощником тренера Александром Бородкиным. На вопросы с общим смыслом «Что происходит?» последовали ответы: «Команда строится, дайте новому тренеру (Савичеву. – Ред.) время».

С одним из лидеров фанатов «Торпедо» мы встречаемся на Восточной улице, возле некогда домашнего стадиона. Если идти от памятника Эдуарду Стрельцову в сторону арены, можно увидеть обшарпанные таблички с достижениями «Торпедо». Мой собеседник попросил не называть его имени и придумать псевдоним, например Сергей. На вид ему около тридцати, и он бывал на разных стадионах России и Европы. Поэтому начинает с падения посещаемости. На последнем матче с «Губкиным» в 2010 году «автозаводцев» поддерживали 7 тысяч болельщиков, годом позже количество зрителей упало до 3-3,5 тысячи. И далее по низходящей.

- Отток происходит за счет всех – молодых и взрослых. Вот недавно фанаты «Локомотива» протестовали, что их на стадион не пускают. Так у нас уже два года закрыт фанатский сектор, нет встреч с командой, абонементов. Просто это не афишируется, мы же не в Премьер-лиге играем, - рассказывает «Сергей».

- Файеры – попытка привлечь внимание?

– Если бы у нас был заказ, как говорит руководство, мы срывали бы каждый матч. Но тут люди просто отчаялись. У нас ведь ничего за душой не осталось, кроме истории. Стадиона нет, потому что дешевле ездить в Германию играть, чем такую аренду платить. Школа тоже не наша, принадлежит Москомспорту.

- И какие ожидания?

- Проблема в том, что уйдет Тукманов и «Торпедо» не будет.

Ответчик

Президент «Торпедо» о болельщиках говорит неохотно. И настроение его заметно меняется.

- Мы не конфликтуем, у ребят этих искаженное представление о сложившейся ситуации. Мы постоянно говорим, что готовы встречаться и обсуждать вопросы. Вы пришлите представителей, которые доведут до всех наши предложения. Сколько раз мы предлагали – на футболе, за чашкой чая, за кружкой пива, в офисе, – пока наше предложение не приняли.

Парадокс в том, что фанаты не готовы встречаться с руководством, пока оно не уйдет в отставку.

- По всей стране «ухают» чернокожим игрокам, жгут пиротехнику, почему именно «Торпедо» достаются матчи без зрителей? – намекаю Александру Тукманову на теорию заговора.

- Может быть, инспектор и судья матча делают разные записи в протоколах. Не знаю, что делают на матчах Премьер-лиги. Что касается «уханья», то я считаю, что это не мужской поступок. Сделав какую-нибудь глупость умышленно или нарочно, некоторые болельщики потом пытаются переложить ответственность на других. Так мужчины не поступают. Они потом этому будут учить своих детей? В мою мораль такое не укладывается. Если ты нашкодил, имей мужество ответить, а прятаться за других и показывать пальцем – неприемлемо.

- Подать жалобу не думали, чтобы хоть внимание к ситуации привлечь?

- Я не могу защищать глупость и беспардонность. Не могу и не буду.

- Ходят слухи, что «Торпедо» планирует строить новый стадион. Откроете секрет?

- Откуда у вас такая информация? – щурится Александр Тукманов. - Секрета никакого нет. Нам хотелось бы, конечно, иметь свой стадион. Клуб не может развиваться без инфраструктуры: стадиона, детской спортивной школы, базы. Дальше можно говорить о привлечении спонсоров, стадион начнет приносить некую прибыль, которая будет направляться на жизнедеятельность команды. Стадиона у нас на сегодняшний день нет. Детская спортивная школа – основные резервы нужно черпать здесь, среди своих ребят, которые живут в бывшем пролетарском районе, сегодня южном округе. Это самый большой округ Москвы с населением порядка двух миллионов жителей. Наша школа работает всего два с половиной года, у нас был провал, который зависел от бывших владельцев футбольного клуба «Москва», которые приняли решение закрыть школу. Вообще я считаю, что это антигосударственное решение – закрыть школу, нонсенс! Мальчишки приходят на тренировку и с открытыми ртами смотрят на футболистов «Торпедо». Пусть это не Месси и Роналду, а Бояринцев, Стеклов и другие ребята, которые являются для них кумирами.

- Клуб действительно препятствовал проносу баннеров на стадион?

- Нет, существует регламент, в котором прописаны все возможные развития событий. В том числе пронос баннеров. В день матча проводится предматчевое совещание, на котором присутствуют делегат матча, представитель группы болельщиков и представитель МВД. Тут согласовываются все баннеры, которые планируются. Если все было сделано вовремя и получено одобрение, то никаких препятствий не будет. За два часа нужно принести баннеры на стадион. Если болельщик просто придет на игру с баннером под мышкой, милиционер будет абсолютно прав, не пропуская этого человека. Милиционер не знает, что написано на баннере, из какого он материала, что в него завернуто. Болельщики обо всех правилах знают. Ситуация специально нагнетается, чтобы показать, что клуб не заботится о болельщиках. Это ложь, так и напишите.

Жить в прошлом

Удивительно созвучна оказалась судьба завода и автозаводского клуба. В советское время завод ЗИЛ был одним из лидеров отечественной промышленности. Именно здесь на Автозаводской улице первыми применили дисковые тормоза, восьмицилиндровый двигатель, 12-вольтовую систему оборудования, радиоприемник и многие другие новинки того времени. За 85 лет работы завод собрал почти восемь миллионов единиц автотехники. Объем производства стал катастрофически снижаться в 90-х годах, в новом тысячелетии немного вырос и снова пошел вниз. Сегодня попасть на завод можно, просто прошмыгнув мимо «службы безопасности». Охранять здесь нечего, кроме самой земли. Завод представляет собой большое ржавое строение в серо-коричневых тонах. Производство давно заброшено, и о славных временах напоминают разве что забытые удостоверения рабочих да ценники в столовой, где товары стоили копейки. Новое руководство пытается решить, как вывести ЗИЛ из кризиса. Пока выхода не видно.

Текст: Вячеслав Опахин

Фотографии: Сергей Дроняев/еженедельник «Футбол»; пресс-служба «Торпедо».

Что значит «Зенит» для российского футбола? Почему Игорь Акинфеев не уходит из ЦСКА? Как прошло детство Романа Березовского в Армении? На кого из молодых российских тренеров следует обратить внимание? Какие тенденции в европейских чемпионатах можно выделить? Как играть в наш карточный футбол? Что светит «Манчестер Юнайтед» с Дэвидом Мойесом у руля? Об этом и многом другом – в новом номере еженедельника «Футбол».

Присоединяйтесь к еженедельнику «Футбол» в соцсетях: