7 мин.

Акцент «Терека». Илья Казаков – о том, почему грозненцев должен тренировать Красножан

Ольга Смородская и «Локомотив», Валерий Карпин и «Спартак», Леонид Слуцкий и ЦСКА – сколько раз в этих союзах нам казалось, что расставания не избежать! И сколько распалось вроде бы куда более прочных связей. Две отставки в чемпионате уже случились. Гус Хиддинк и Анатолий Давыдов ушли на самом старте. Посмотрим, где и когда случится третья, но мне почему-то кажется, что это будет не в «Тереке».

Перед финалом Кубка России кажется, что «Грозный Сити» – единственный топовый отель на всю республику. Конечно, это не так: тот же ЦСКА предпочел заехать в другую гостиницу. Ближе к аэропорту, больше тишины и меньше номеров. Но в «Грозном Сити» так бурлит футбольная жизнь, словно неведомая сила швырнула тебя в январскую Турцию, точно Лиходеева в Ялту.

Мы едем поговорить в ресторан на последнем этаже с панорамным видом на город. Мы – это я и Юрий Красножан. Новый главный тренер «Терека». По чьим-то прихотям лифт останавливается на разных этажах, и ты смотришь на сценки длиною в несколько секунд, как на страницы фотоальбома.

Вот короткий коридор, заканчивающийся открытой дверью в массажку. Жирков лежит вверх спиной на кушетке, поднимая голову на приветственный оклик одновременно с Арно Филипсом. Еще недавно – физиотерапевтом сборной и доверенным лицом Хиддинка.

Вот бывшие помощники Красножана из плеяды молодых и подающих надежды тренеров – Гордеев и Василенко. Короткая вспышка радости, и опять «осторожно,  двери закрываются». Вот судейская бригада завтрашнего матча во главе с Егоровым и опекающий рефери Николай Левников. Вот Лом-Али Ибрагимов, глава кавказского МРО.  Вот всевозможные сотрудники РФС.

Наконец мы на крыше. Двухэтажный ресторан наполовину пуст. Есть возможность выбрать столик поуютнее. Нам нужен тот, рядом с которым есть розетка, – мобильный Красножана без подзарядки не продержится и полдня.

Только мы присели, как тренер встает поздороваться с президентом «Терека». Магомед Даудов – высокий немногословный человек атлетического телосложения. Пара охранников в черной форме рядом с ним выглядит лишней формальностью.

Президент и тренер негромко и недолго говорят чуть в стороне от стола. Можно предположить, о чем. Несколько минут назад я зашел в номер Красножана – оставить на время дорожную сумку. Проходя мимо письменного стола, не удержался и бросил взгляд на лежащий лист бумаги. Стартовый состав «Терека» в период межсезонья и шесть вопросительных знаков по некоторым позициям.

***

«Деньги на клуб в республике есть, но денег на трансферы особо нет», – сказал незадолго до своего ухода из Грозного Черчесов. Я повторил эти слова вслух, и Красножан не стал спорить. Черчесов... Что скрывать, у Стаса жила обида, после того как «Терек» не захотел продлевать с ним контракт. Несмотря на это, он встретился в Москве со своим сменщиком и они довольно долго говорили о Грозном, о клубе, да и о нашем футболе вообще. Помню, я предположил, что Красножану во время беседы было не вполне комфортно. При желании в подобных случаях всегда можно сказать, что один тренер подсидел другого, и пусть это не так, но атмосфера все равно должна быть напряженной. Черчесов догадку подтвердил – некая скованность вначале присутствовала, однако дальше они общались спокойно. А через несколько дней точно в такой же ситуации «Амкар» не захотел идти дальше с Хузиным, за пару дней обо всем договорившись со Станиславом, – и эта тема больше никогда в наших разговорах не всплывала.

Кстати, Слуцкий, когда появление в ЦСКА Непомнящего породило слухи о грядущей рокировке, спокойно сказал: «Мне абсолютно все равно, кто придет после меня, если меня уволят. Хоть Непомнящий, хоть Моуринью». Думаю, под его словами подпишется большинство тренеров.

Как ни странно, уходить чаще легче, чем приходить. Особенно когда команда на ходу и ты обречен на постоянные сравнения с успешным предшественником. Тот же Слуцкий до своего выдающегося хет-трика в этом году существовал на фоне тени Газзаева. Красножан, не успев пока ничего, даже локального, выиграть с «Тереком», обречен постоянно видеть вокруг себя силуэт Черчесова.

В принципе, для него ситуация не нова. Примерно то же самое было и в «Локомотиве». Но кто и когда решил, что нажитый опыт избавляет от переживаний? Да и в «Локомотиве» у Красножана имелся опыт побед, пока отсутствующий в Грозном.

«Терек», судя по просачивающейся в прессу информации, хотел Красножана давно и жадно. В футбольных кругах пересказывают слух о давней встрече перед игрой «Спартака» из Нальчика с «Тереком» двух президентов соседних республик, в ходе которой Кадыров пошутил с Каноковым: мол, рано или поздно твой Красножан будет тренировать мой клуб.

Время от времени в газетах появлялись заметки, подтверждающие заинтересованность «Терека» в Красножане. Кто бы из тренеров ни покидал за последнее время грозненцев, фамилия бывшего рулевого стабильно фигурировала в списке возможных кандидатов. Однажды, когда Красножан после ухода из «Анжи» трудился во второй сборной России, его частный визит в Грозный анонсировался не иначе как «поездка за контрактом». Похоже, в это поверили даже в «Тереке». Тем удивительнее было узнать о назначении Красножана главным тренером «Кубани». Тем понятнее был его переезд в Грозный после внезапного ухода из краснодарского клуба. Хотя многие сомневались в тот момент: было ли решение стратегически правильным? Или здесь главенствующим оказалось желание закрыть давнюю историю?

Если верна вторая догадка, то Красножан, как думается, оказался в очень непростой ситуации, когда ему надо вырваться за флажки репутации, отчасти утраченной из-за всех нелогичных последних событий в его жизни. Все чаще слышится: «Ему стоит вернуться в Нальчик». Не для того чтобы начать все заново (в пятьдесят это вряд ли возможно), – чтобы обрести, как кажется многим, прежние спокойствие и стабильность.

Возвращение в Нальчик, полагаю, для Красножана уже не способно стать мотивацией. Если и думать сейчас о новом вызове после «Терека», предполагая скорое расставание с клубом, им может стать работа за границей. На наших тренеров по-прежнему есть устойчивый спрос в странах Ближнего Востока и Казахстане с Азербайджаном. Уехать, отвлечься, чтобы вернуться с новым багажом воспоминаний и новым имиджем.

Хотя, считаю, это тоже слишком утопичный взгляд на вещи. Если Красножан уедет из «Терека» прямо сейчас, ему все равно потом станут вспоминать эту цепочку из не доведенных до конца сезонов. Видимо, это одна из причин, по которым он не спешит уходить. Тем более что поддержка от руководства у него непреходящая.

В конце концов, если они столько лет думали о совместной работе – «Терек» и Красножан, – лимит терпения не исчерпывается правыми турами. «Волга», «Анжи», «Томь», «Урал», «Крылья» – все они неподалеку от грозненцев. Не случилось ничего такого, что подошло бы под определение «сенсация».

Результаты хуже, чем в прошлом сезоне? Это пока да. Но мы ведь не в курсе, какими критериями в «Тереке» оценивают этот чемпионат. Сравнивая его с прошлогодним или удовлетворяясь уже фактом работы с Красножаном, замечая все командные недостатки.

Текст: Илья Казаков

Фото: Сергей Дроняев

 

Что ждет ЦСКА в Лиге чемпионов дальше? Что происходит в раздевалке ЦСКА в перерыве? Возродится ли саратовский «Сокол»? Что значит «Терек» для Юрия Красножана? Кто из игроков ссорился со своими болельщиками до Романа Широкова? Почему «Вест Хэм» значимее для Англии, чем «Манчестер Юнайтед», «Арсенал», «Ливерпуль» или «Челси»? За кого болели Адриано Челентано и Тото Кутуньо? Об этом и многом другом – в новом номере еженедельника «Футбол»!

Присоединяйтесь к еженедельнику «Футбол» в соцсетях: