Леопард - хранитель
Душа коллектива определяется не по словам и делам человека, а по той атмосфере, которая царствует в его присутствии. В какую бы команду ни открывал дверь Пепе Рейна, он, непременно, становился духовным лидером.
Его яркие речи на торжествах, посвященных победам сборной Испании, вошли в легенду. Рекламные ролики, посвященные страховой компании «Groupama Seguros», обсуждаются во всем мире. Кто-то видит в них колорит, харизму, будущего актера, а некоторые — признаки расизма. Каждому свое. Однако этого жизнерадостного, цельного человека не останавливает ничего. И вот он уже в качестве автора своей собственной книги: автобиографии, в которой, без смущения признается в том, что был момент, когда он хотел покинуть Ливерпуль. Удивительно, но даже у него бывают депрессии.
Неудивительно другое. Пепе Рейна с детства тянулся к футболу. Его отец, Мигель Рейна, знаменитый испанский голкипер, повесил перчатки на гвоздь в то время, как родился Хосе Мануэль. Дело происходило в Мадриде. Он начинал свою карьеру в качестве нападающего. «Мне нравилось играть там, и я забил много голов» — объяснял свой выбор футболист. Однако все же надел вратарские перчатки и «больше не смог их снять никогда». Он занимался в столице Испании до тех пор, пока папа Мигель не решил, что парень должен испытать свою удачу в Барселоне. Пепе вошел в резиденцию Ла Масии в сентябре 1995 года и оставался там играя за детские команды (1995-96), кадетов (1996-98), юношеские (1998-1999) и дубль (1999-2000). К тому времени его рост составил 187 см, вес — 85 кг. «Вес не оказывает влияние на мою жизнь» — сказал он недоверчивым журналистам, которые не видели его в большом футболе.
Летом 1999 года, когда ему было восемнадцать, его приметил голландец Луи ван Гааль. Тренер включил кантерано в число тех, кто провел предсезонные сборы с основным составом Барселоны. В числе таковых оказались также Хави, Габри Гарсия, Марио Росас и Нано Маседо. На тренировках Хосе Мануэль Рейна оставлял душу, внимательно относился к наставлениям и советам тренера вратарей — Франса Хука. Но то, что удивило Ван Гааля, произошло вне поля, в столовой. Пепе Рейна раскрылся там как любитель стейков. По словам одного из членов штаба блауграны он ел по три при каждом приеме пищи.
Ван Гааль доверил ему место третьего вратаря в команде и позволил пройти с командой предсезонный сбор, где он учился и ел стейки. Дебют Рейны, однако, состоялся, когда на тренерском мостике находился Лоренсо Серра Феррер. То произошло 2 декабря 2000 года в матче с Сельтой после травм двух основных голкиперов: Франсиско Арнау и Ришара Дютрюэля. События того матча позволяли молодому голкиперу проявить себя, и он не разочаровал. Однако блауграна не смогла добиться успеха на Камп Ноу. Лоренсо Серра Феррер поверил в молодого игрока и предоставил ему непрерывную практику в сезоне: девятнадцать матчей в Примере. Кроме того, он защищал ворота и в Кубке УЕФА, где команда дошла до полуфинала. В сезоне 2001/02 он потерял место в основном составе после перехода в Барселону кипера сборной Аргентины Роберто Бонано.
Из-за большего количества вратарей иностранцев и кантерано, он покинул клуб в 2002 году, сыграв 29 игр и решил попытать счастье в Вильярреал.
Виктор Муньос всегда хвалил его работоспособность, Бенито Флоро был приятно удивлен его зрелостью в таком молодом возрасте, а Мануэль Пеллегрини, который хотел видеть его в Вильярреале, был очарован его трезвостью и авторитетом в раздевалке. Он был настоящим лидером в раздевалке, несмотря на то, что не носил капитанскую повязку.
Первый сезон в Вильярреале получился у него столь хорошим, что «желтая подводная лодка» предложила за него Барселоне 6 миллионов Евро и Жулиано Беллетти в довесок. В команде он встретил друга — Лопеса Вальехо, который также был голкипером Вильярреала. Именно в компании друга, в Мадригале Пепе превратился в специалиста по пенальти.
Его путь в Вильярреале закончился, когда Рафа Бенитес в процессе испанизации, захотел видеть его в Ливерпуле, на легендарном Энфилде. Вильярреал получил за игрока 12,5 миллиона евро, хотя эта официальная цифра — лишь возможный ее нижний порог. Рейна же вступил в элиту европейского футбола. Тем не менее, он всякий раз, возвращаясь в Испанию, посещает Вильярреал, где у него есть дом, и где он любит играть в гольф под палящими лучами валенсийского солнца.
Рейна приехал на английскую землю как резервист польского вратаря Ежи Дудака, но при первом же случае воспользовался своим шансом. Кульминацией его дебютного сезона в премьер-лиге стала победа в Кубке благодаря трем отраженным пенальти. Но Всегда самокритичный Пепе, придает своим заслугам значение куда меньшее: «Сезон принес мне много радости, последняя из которых — финал Кубка Англии. Это была странная игра, в которой я из злодея превратился в героя после пенальти».
Рейна отметил метаморфозу, которая произошла в его игре с момента прихода в Ливерпуль. «В Англии я научился менять свой стиль. Лучше отбивать мяч кулаками, особенно, когда я не во вратарской. Игра требует больше физики, и судьи позволяют больше вещей, чем в нашей лиге».Сейчас он чувствует себя увереннее, когда покидает ворота. « Вратарская — мой дом. Выходы — это как пойти в гостиную». Тем не менее, испанский голкипер славится не этим, а своей отменной реакцией, игрой ногами (не зря начинал свой путь в качестве нападающего), и отражением пенальти.
Несмотря на то, что в трех выигранных турнирах со сборной Испании, Пепе сыграл лишь однажды, в игре со сборной Греции (1-2) на Евро-2008, его роль в команде неоценима. Именно он подсказал Икеру Касильясу в какой угол будет бить пенальти Кардосо в матче против сборной Парагвая. Та встреча складывалась неимоверно тяжело для «красной фурии». Он же еще на своем первом крупном соревновании, попав последним в заявку Арагонеса (Чемпионат Мира-2006) сформировал подход, которым пользовались все игроки: ««Я надеюсь, мы будем биться до конца. Будем бороться против больших команд. Мы еще ничего не выиграли, и не можем считать себя фаворитами. Но если мы не верим в титул, нам лучше остаться дома».
Пепе Рейна — один из хранителей испанского духа в раздевалке, наряду с Касильясом, Хави, Пуйолем. Он не стесняется признаваться в любви и дружбе некогда своего конкуренту за место в составе Барселоны Виктору Вальдесу: «С 12 номером мы знаем друг друга с детства. Я люблю тебя, и ты это знаешь. Пантера Оспиталета, Виктор Вальдес!» или учить английскому языку «человека, который является живой легендой в этой стране, футболиста, который больше всех остальных надевал эту футболку — пример и как игрок и как человек. Я был с ним с 7 лет, и я только могу сказать, что продолжаю учиться у тебя Икер, ты заслуживаешь всего этого». Также как выйти после финального свистка, извещающего об окончании Евро-2012, в футболке Бетиса покинувшего мира Мике Роке. Он понимает, что Роке — потеря для всей Андалусии. И он, считающий Кордову своей родиной несмотря на то, что родился в Мадриде, не может не скорбить со всей страной. Именно поэтому, когда состоялась презентация его фильма, гостями стали и Вилья, и Альба и Мата с Торресом.
Он перешел в Наполи, но не забывает и о Ливерпуле, продолжая оставаться одним из лучших голкиперов в истории «красных». Его рекорд в 32 пропущенных мяча за 50 матчей долго еще не удастся никому побить.
Анастасия КАРСАКОВА